Основы анализа бухгалтерской отчетности

2.1. Структура бухгалтерского баланса

Назначение баланса. Статьи баланса. Структура баланса. Базисные показатели

на основе статей баланса.

2.2. Методика расчета прибыли

Назначение и структура отчета о прибылях и убытках. Понятие затрат на производство и реализацию. Методы оценки стоимости запасов: ФИФО, ЛИФО, по средней. Использование методов оценки запасов при расчете прибыли.

2.3. Взаимосвязь между документами финансовой отчетности

Понятие денежного потока. Взаимосвязь между материальными и денежными потоками. Отражение операций в отчетности. Расчет потока платежей.

Основные финансово-экономические показатели

3.1. Показатели рентабельности

Назначение показателей рентабельности. Рентабельность активов, собственного капитала, продаж. Затраты на рубль товарной продукции.

3.2. Показатели платежеспособности

Понятие платежеспособности и ликвидности. Коэффициенты ликвидности.

Другие методы оценки платежеспособности.

3.3. Показатели финансовой устойчивости

Понятие финансовой устойчивости. Показатели структуры капитала и взаимосвязь между ними.

3.4. Показатели оборачиваемости

Роль оборачиваемости в обеспечении эффективности и платежеспособности предприятия. Оборачиваемость капитала. Расчет длительности производственного и финансового циклов.

Финансовые модели

4.1. Пирамида показателей

Формула Дюпона. Методика факторного анализа рентабельности.

4.2. Эффект финансового рычага

Понятие финансового рычага. Теорема Миллера-Модильяни и ее следствия.

Экономическая добавленная стоимость.

4.3. Интегральные прогнозные модели

Назначение интегральных моделей. Модели банкротства – коэффициент Бивера, Z-счет Альтмана. Рейтинговые модели. Методы разработки интегральных моделей – дискриминантный и регрессионный анализ, эволюционное моделирование.

4.4. Динамические показатели для оценки инвестиций

Изменение стоимости денег во времени. Дисконтирование. Компаудинг.

Показатели NPV, IRR, PI.

Управление затратами и прибылью

5.1. Методы учета затрат

Классификация издержек предприятия. Метод поглощенных затрат.

Маржинальная себестоимость. Пооперационный учет. Условия применимости методов учета затрат.

5.2. Операционный анализ

Выделение переменных и постоянных затрат. Расчет точки безубыточности.

Кромка безопасности.

5.3. Пооперационный учет

Виды деятельности. Носители затрат. Распределение затрат по продуктам и процессам.

Литература:

1. В.В. Ковалев. Финансовый менеджмент. – М.: 2001.

2. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. –

Минск, 2000.

3. К.К. Сио. Управленческая экономика. М.: 2001.

4. Т. Скоун. Управленческий учет. – М.: 1998.

5.Р. Холт. Финансовый менеджмент. – М.: 1996.



Вопросы:

Тема № 1

Основы теории управления предприятием.

1. Понятие предприятия и его место в экономике.

2. Цели деятельности предприятия.

3. Современные проблемы беларуских предприятий.

Вопрос № 1.

Предприятие –это планомерно организованное хозяйствующее подразделение, в котором производятся и реализуются товары и услуги.

Предприятие– это комбинация факторов производства, владельцы которых должны достигать определенных целей.

Предметом ВФУ являются решения по оптимальному использованию

факторов производства, позволяющие их владельцам достигать свои цели.

Фирма– это юридический термин или наименование, под которым коммерсант ведет свое дело и ставит свою подпись.

В зависимости от экономического строя организация целей фирмы может быть различной.

Общиеи частные признаки предприятий в рыночном и плановом хозяйстве.

ОБЩИЕ: ЧАСТНЫЕ:

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru 1. Производственные Рыночное хозяйство:

факторы; 1. Принцип автономии;

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru 2. Принцип экономич- Предприятие2. Принцип максимиза-

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru ности; ции прибыли;

3. Финансовое равно- 3. Частная собственность;

весие; Плановое хозяйство:

1. Принцип зависимости;

2. Принцип выполнения плана;

3.Общаясобственность.

Классификация предприятий:

1. по отраслям специализации: торговля, с/х и т. д.

2. по виду продукции: вещи и услуги.

3. по способу изготовления продукции: массовое, серийное, единичное.

4. по господствующему фактору производства: фондоемкие, материалоемкие,

трудоемкие.

5. по величине предприятия: по количеству занятых, по обороту.

6. по правовой форме: АО, ООО, ЗАО, ОАО, ОДО, ИП, СП.

Вопрос № 2.

Целидеятельности предприятия:

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru ¨ мах. прибыли: П мах

1. мах. состояния владельца.

V = E/r, где V – капитализированная стоимость акций.

r – норма капитализации.

Е – ожидаемая прибыль на акции.

2. ограничения мах. прибыли:

- если мах. текущей прибыли, заведомо отказываемся от выгодных стратегических вариантов;

- если мах. в долгосрочном периоде, то очень сложно говорить о будущих прибылях;

- игнорируется социальная сфера, т. е. Деление на богатых и бедных;

- в условиях кризиса мах. прибыли не определяет выживание предприятия.

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru ¨мах. продаж:В мах.

выручка = кол-во * цену

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru ¨мах. роста:СК мах.

предполагает увеличение капитала фирмы.

¨модели управленческого поведения.

Основы анализа бухгалтерской отчетности - student2.ru ¨мах. добавленной стоимости: ДС мах.

ДС = В- Мат. Затраты

Впервые была применима в Японии и доказала свою эффективность в следствии высоких достижений японской экономики.

Наиболее полно соответствует условиям беларуской экономики, т. к. многие предприятия экспортируют продукцию и импортируют ресурсы.

Вопрос № 3.

Развитие беларуской экономики характеризуется рядом особенностей,

которые предопределяют проблемы стоящие перед беларускими предприятиями:

1. более 30 % предприятий убыточны.

2. Неплатежеспособность.

3. На промышленных предприятиях, занимающих основную долю экономики, доля материальных затрат составляет 75 % от себестоимости

и 50 % от выручки.

4. Уровень износа активной части ОФ составляют 70-90 %.

Из выше сказанного вытекают следующие проблемы:

1. эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от

условий, которые диктуют поставщики ресурсов (большинство их зарубежные

и на них невозможно повлиять). Поэтому предприятие имеет ограниченное влияние на собственную эффективность.

2. Предприятия вынуждены действовать на гране банкротства, их цель –

элементарное выживание.

3. Для обновления материальной базы, их реструктуризации нужны большие инвестиции, которых нет. В то же время банкротство всех убыточных

предприятийможет вызвать социальное потрясение.



Тема № 2.

Вопросы:

Отчетность предприятия.

1. Финансовая отчетность.

2. Управленческая отчетность.

3. Документы оперативного планирования.

Вопрос № 1.

Движение любых товарно-материальных ценностей, производственных фондов сопровождаются образованием и расходованием денежных средств. Следовательно, финансовое состояние предприятия отражают все стороны его деятельности.

Финансовая отчетность является обобщением всей бухгалтерской информации за определенный момент времени.

Финансовая отчетность включает только открытую информацию, которая в обязательном порядке предоставляется внешним пользователям.

В Беларуси финансовая отчетность включает 2 группы:

1. Бухгалтерская отчетность – обязательна для всех.

2. Государственная статистическая отчетность.

Форма бухгалтерской отчетности утверждается министерством финансов.

Она состоит из 5 форм.

Форма 1 – бухгалтерский баланс – отражаются активы и обязательства фирмы на начало и конец отчетного периода.

Форма 2 – отчет о прибылях и убытках

Форма 3 – отчет о движении фондов и других средств – содержится информация о движении собственного капитала предприятия за

отчетный год.

Форма 4 – отчет о движении денежных средств – информация о денежных поступлениях и выплатах за прошлый год.

Форма 5 – приложение к бухгалтерскому балансу – состоит из 10 разделов:

1. Движение заемных средств;

2. Дебиторская и кредиторская задолженность;

3. Движение амортизируемого имущества;

4. Движение средств в финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений;

5. Финансовые вложения;

6. Затраты произведенные организацией – отражаются все затраты, которые включаются в себестоимость реализуемой продукции за отчетный год и за

предыдущий. Они группируются по элементам затрат;

7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков;

8. Социальные показатели;

10.Справкав бюджетные и внебюджетные фонды.

Вопрос № 2.

Управленческаяотчетность строится на потребностях руководства фирмы.

Финансовая отчетность Управленческая отчетность
1. предназначена для внешних пользователей. 1. для внутреннего пользования для принятия решений
2. только данные за прошедшее время 2. имеет дело с прошлым, настоящим, будущим
3. является открытой 3. конфиденциальна

Систему управленческой отчетности можно разделить на 3 блока:

Сводки– на основе первичной информации бухгалтерских записей и др.

Отчеты– 1. Отчет о движении денежных средств (показывает денежные поступления и выплаты и позволяет определить использует ли предприятие больше денег, чем зарабатывает).

2. Отчет о продажах (показывает, как продается каждый вид

продукции).

3.Отчетопроизведеннойпродукции(сравнивается,сколькопроизвели

и сколько запланировано).

Сводные отчеты

Вопрос № 3.

Система оперативного планирования на предприятии состоит из двух этапов:

1. Технико-экономическое планирование (ТЭП) – осуществляется планово экономическими службами.

2. Оперативно-производственное планирование (ОПП) – производственно диспетчерскими службами.

РазличиямеждуТЭПиОПП:

1. по объектам планирования и учета:

- ТЭП – себестоимость продукции, производительность труда,

экономическая эффективность, рентабельность.

- ОПП – не ведет расчетов по этим объектам.

2. по срокам планирования:

- ТЭП – разрабатывает задачи по укрупненным срокам (год, квартал,

месяц).

- ОПП – детализирует планы и распределяет их по исполнителям: на месяц, декаду, сутки, смену, час.

3. по планово учетным единицам:

- ТЭП – объемный характер расчета, используются денежные показатели.

- ОПП – лишь определяют подлежащие выполнению работ с указанием срока и места выполнения. Натуральные и трудовые

показатели.

ТЭП– основной плановый документ, по которому работает предприятие,

называется сводный план хозяйственной деятельности.

Он состоит из двух разделов:

1. операционный план

2. финансовый план

В операционном плане содержится система технико-экономических показателей, которые характеризуют разные стороны деятельности предприятия.

Основные разделы операционного плана:

· план продаж;

· план производства;

· смета прямых МЗ;

· план закупок материальных ресурсов;

· смета прямых трудовых затрат;

· смета общепроизводственных расходов;

· план остатков товарных запасов на конец периода;

· смета полных затрат предприятия;

· сводный расчет операционных финансовых результатов;

· расчет предполагаемой прибыли предприятия.

Финансовый план содержит комплекс финансовых показателей, которые логически связаны и рассчитываются на основе операционного плана.

Основные разделы финансового плана:

· расчет денежных потоков;

· расчетный баланс.

ОПП– функции ОПП:

· процесс принятия решения;

· учет, контроль и анализ отклонений фактического состояния объекта

от планового;

· регулирование – устранение отклонений фактического состояния от планового, сохранение заданного поведения объекта.

Система ОПП включает 3 этапа:

1. Объемное планирование – распределение заданий, производственной программы всего предприятия по цехам, участкам, рабочим местам за квартал, месяц.

2. Оперативно-календарное планирование - включает составление расписаний подразделений и согласование их работ.

3. Оперативное регулирование (диспетчирование) – доведение заданий до каждого сотрудника и управление в режиме реального времени.

В зависимости от типа производства (массовое, единичное, серийное)

выделяют 3 системы ОПП:

1.Подетальное – (для массового)

2. Комплектное – (для серийного)

3.Позаказное – (для единичного)

Тема № 3.

Вопросы:


Наши рекомендации