Точка безубыточности и запас финансовой прочности
Таблица 10. Точка безубыточности и запас финансовой прочности
Год | Показатель | Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | -11412 | ||||
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | |||||
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | -29729 | ||||
Точка безубыточности (В) | |||||
Запас финансовой прочности (В) | |||||
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | |||||
Точка безубыточности (В) | |||||
Запас финансовой прочности (В) | |||||
Точка безубыточности (С) | |||||
Запас финансовой прочности (С) | |||||
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | |||||
Точка безубыточности (В) | |||||
Запас финансовой прочности (В) | |||||
Точка безубыточности (С) | |||||
Запас финансовой прочности (С) | |||||
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | |||||
Точка безубыточности (В) | |||||
Запас финансовой прочности (В) | |||||
Точка безубыточности (С) | |||||
Запас финансовой прочности (С) | |||||
Точка безубыточности (А) | |||||
Запас финансовой прочности (А) | |||||
Точка безубыточности (В) | |||||
Запас финансовой прочности (В) | |||||
Точка безубыточности (С) | |||||
Запас финансовой прочности (С) |
Точка безубыточности - минимальный уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, услуг равна издержкам производства и обращения этого продукта. Чтобы получать прибыль, фирма, предприниматель должны производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающие величину, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность становится убыточной.
![]() |
Рисунок 20. Точка безубыточности по выручке (продукт А).
В начале 2000 года предприятие только выходит на рынок и пока не продает продукт А. Предприятие начинает продавать продукт А со второго квартала 2000 года и получать выручку. В дальнейшем выручка от продаж возрастает. В течение всей деятельности предприятия выручка увеличивалась, но иногда снижалась из-за списания изношенных станков. Вчетвером квартале 2003 года выручка от продаж была ниже уровня точки безубыточности. Следовательно, величина выручки от реализации продукта А, ниже издержек производства и обращения. Но в основном фактическая выручка от продаж всегда была выше точки безубыточности.
Рисунок 21. Точка безубыточности по выручке (продукт В).
Предприятие накопило денежные средства на покупку станка В и купив его начало производство продукта В. Выручку от продукта В предприятие получило во втором квартале 2002 года. Затем она начала возрастать, периодически снижаясь за счет списания станков. В первом квартале 2005 года выручка от продаж продукта В была ниже точки безубыточности. Таким образом, выручка от продукта В, была ниже издержек производства и обращения. Вообще фактическая выручка от продукта В была выше точки безубыточности.
![]() |
Рисунок 22. Точка безубыточности по выручке (продукт С).
Предприятие накопив денежные средства купило станок и начало производить продукт С. Продав продукт С, предприятие получило первую выручку от продаж в четвертом квартале 2003 года. В последующем выручка от продаж продукта С увеличивалась. И в отличие от всех остальных продуктов выручка данного продукта была всегда выше точки безубыточности.
Запас финансовой прочности - отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.
Следить за динамикой запаса финансовой прочности возможно, если на предприятии налажена система управленческого учета, предусматривающая группировку затрат на производство и реализацию продукции по признаку их зависимости от объема продаж.
Росту данного показателя способствует любое снижение затрат на производство и реализацию продукции, но более существенное влияние оказывает снижение постоянных затрат. На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:
1. объем реализации совпадает с объемом производства;
2. объем реализации меньше объема производства;
3. объем продаж больше объема производства.
Запас финансовой прочностиболее объективная характеристика, чем точка безубыточности, так как точка безубыточности во многом зависит от объема выручки, т.е. точка безубыточности ларька и магазина может отличаться в тысячи раз, но только запас финансовой прочности покажет какое из торговых предприятий находится в более устойчивом финансовом положении.
Рисунок 23. Запас финансовой прочности по выручке.
Если смотреть по каждому продукту в отдельности то, запас финансовой прочности продукта А был отрицательным в четвертом квартале 2003 года. Во втором и третьем квартале 2002 года он был около 0. В общем запас финансовой прочности продукта А был небольшим. Запас финансовой прочности продукта В был больше запаса финансовой прочности продукта А. В первом квартале 2005 года запас финансовой прочности продукта В был ниже нуля. В этот период увеличились затраты на производство и реализацию продукта В. Запас финансовой прочности продукта С был с начала 2000 года до третьего квартала 2003 года около 0. Затем он вырос. Из всех продуктов продукт С обладает большим запасов финансовой устойчивости. Таким образом, в целом по предприятию запас финансовой прочности достаточно высок, следовательно, оно финансовой устойчиво.
Производственный рычаг
Таблица 11. Производственный рычаг
Год | Изделие | Январь | Апрель | Июль | Октябрь |
А | -2,993 | 1,566 | 1,641 | ||
В | |||||
С | |||||
А | 2,317 | 1,851 | 1,948 | 1,497 | |
В | |||||
С | |||||
А | 1,684 | -4,16 | 1,527 | ||
В | 1,659 | 1,538 | 1,45 | ||
С | |||||
А | 1,542 | 1,561 | 1,718 | 5,149 | |
В | 1,46 | 1,62 | 1,512 | 1,599 | |
С | 1,379 | ||||
А | 1,607 | 1,666 | 1,987 | 1,799 | |
В | 1,582 | 1,747 | 1,698 | 2,341 | |
С | 1,358 | 1,488 | 1,475 | 1,733 | |
А | 2,01 | 4,504 | 2,279 | 2,23 | |
В | 4,958 | 2,251 | 1,567 | 1,571 | |
С | 1,721 | 1,546 | 1,82 | 1,598 | |
А | 2,24 | ||||
В | 1,802 | ||||
С | 1,661 |
Понятие операционного рычага тесно связано со структурой затрат компании. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.
С его помощью можно планировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема реализации, а также определить точку безубыточности. Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки компании.
Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную доходность, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост доходов от дополнительной единицы товара может выразиться в значительном резком изменении прибыли. Как только достигается уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж.
Операционный рычаг является инструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема реализации.
Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и величиной показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Нормативное значение 1,3-2. Зная производственный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Различают ценовой и натуральный ценовой рычаг.
Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:
Рц = В/П
где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж.
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как:
Рц = (П + Зпер + Зпост)/П = 1 + Зпер/П + Зпост/П
где, Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты.
Натуральный операционный рычаг (Рн) вычисляется по формуле:
Рн = (В-Зпер)/П = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П
где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж; Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты.
Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.
Рисунок 24. «Доходные» операционные рычаги (продукт А).
Наибольшее значение ценового рычага зафиксировано в третьем квартале 2002 года. Скачок производственного рычага был в третьем квартале 2002 года. Производственный рычаг очень большой и соответственно влияние изменения выручки на прибыль в этом периоде имеет наибольшее значение. Значит и риск в этот период имел наибольшее значение. Самое наименьшее значение производственного рычага у продукта А было во втором квартале 2002 года, а самое большое в четвертом квартале 2003 года.
![]() |
Рисунок 25. «Доходные» операционные рычаги (продукта В).
Наибольшее значение ценового рычага было в первом квартале 2005 года. А меньшее значение ценового рычага говорит о том, что в первый квартал 2005 года предприятие от продажи продукта В получило убыток. У продукта В самое большое значение производственного рычага было в первом квартале 2005 года, а небольшое в четвертом квартале 2002 года.
Рисунок 26. «Доходные» операционные рычаги (продукт С).
Ценовой рычаг был самым высоким в четвертом квартале 2004 года. Наименьшее значение производственного рычага было в январе 2004 года. С третьего квартала 2004 по третьей квартал 2005 года производственный рычаг имел наибольшие значения, так как в этот период происходит рост объемов производства продукта С, сопровождающийся приобретением дополнительного оборудования и соответственно ростом постоянных издержек.
Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда. Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня безубыточности. Таким образом, величина производственного рычага должна быть оптимальной так как предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.