Заявление «четверки» Нью-Йорк, 4 мая 2004 года

«Четверка» подтверждает свою приверженность общему видению сосуществования двух государств — Израиля и жизнеспособной, демократической, суверенной и граничащей с ним Палестины, и призывает обе стороны выполненять свои обязанности согласно «дорожной карте» как это предусматривается в резолюции 1515 (2003) Совета Безопасности ООН и выполнить обязательства, взятые ими на себя в ходе саммитов на Красном море в Акабе и Шарм-эш-Шейхе.«Четверка» призывает правительство Израиля выполнить определенные обязанности в том числе демонтировать «передовые поселения», созданные с марта 2001 года и добиться прогресса в замораживании поселенческой деятельности.

Участники «четверки» проанализировали события за период после их последней встречи 26 сентября 2003 года в Нью-Йорке, и с глубокой обеспокоенностью отметили положение на Ближнем Востоке. «Четверка» осуждает непрекращающиеся акты террора в отношении Израиля и призывает Палестину принять меры против террористических группировок, и признают законное право Израиля на самооборону на основе — соблюдения международного гуманитарного права, по облегчению бедственного гуманитарного и экономического положения палестинского народа, в том числе расширить свободу передвижения людей, убрать контрольно-пропускные пункты и принять другие меры по обеспечению уважения достоинства палестинского народа. правительство Израиля не должно совершать никаких подрывающих доверие актов, включая депортацию, нападение на гражданское население; конфискацию или уничтожение палестинских домов и имущества. Более активно добиваться прогресса на пути к установлению мира.

«Четверка» принимает к сведению заявление правительства Израиля о том, что Израиль воздвигает «забор» в целях обеспечения безопасности и что воздвигается лишь на время и не будет постоянным. «Четверка» с удовлетворением отметила объявленное премьер-министром Израиля Шароном намерение уйти из всех поселений Газы и районов Западного берега.

«Четверка» подтверждает призыв президента Буша от 24 июня 2002 года к прекращению израильской оккупации, начавшейся в 1967 году, на основе урегулирования, согласованного между сторонами. Любое окончательное урегулирование вопросов, например вопросов о границах и беженцах, должно быть взаимно согласовано израильтянами и палестинцами на основе резолюций 242 (1967), 338 (1973), 1397 (2002) и 1515 (2003), Мадридского мирного процесса, принципа «земля в обмен на мир», предыдущих соглашений наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы на саммите Лиги арабских государств в Бейруте.

«Четверка» в срочном порядке взаимодействует с Всемирным банком, Канцелярией Специального координатора Организации Объединенных Наций по ближневосточному мирному процессу (ЮНСКО) и Временным координационным комитетом (ВКК) и на основе оперативного анализа меры по обеспечению гуманитарных потребностей палестинцев, восстановления и развития палестинской инфраструктуры и активизации экономической деятельности.

Мадридская мирная конференция при участии представителей Израиля, палестинцев и арабских стран проходила с 30 октября по 1 ноября 1991 года по совместной инициативе США и СССР, с ООН в качестве наблюдателя. Целью конференции было достижение в течение года соглашений о временном урегулировании арабо-израильского конфликта, в частности, соглашений о палестинском самоуправлении, а в течение пяти лет — соглашений о постоянном урегулировании на основе Резолюции 242 и Резолюции 338 Совета Безопасности ООН. Конференция не достигла желаемых результатов, но вскоре после неё были начаты тайные двусторонние израильско-палестинские переговоры, приведшие к подписанию соглашений в Осло.активно участвовал также министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных, в частности, ставший первым советским министром иностранных дел в истории, посетившим Израиль[5].Исследователи сходятся в том, что Мадридская конференция, хотя и не принесла прямых практических результатов, имела значение, поскольку именно на ней все стороны фактически согласились с принципом «территории в обмен на мир»[8][9] (или, как его определяет палестинский политик Мунтасер Абу Зейд, «справедливость в обмен на безопасность»[10]), заложенном в Резолюциях 242 и 338, в противовес позиции правительства Шамира, которую можно охарактеризовать как «мир в обмен на мир», а арабские страны, вслед за Египтом, согласились вести прямые переговоры с Израилем[11], тем самым признав в еврейском государстве равного партнёра.В январе 1992 года в Москве начались многосторонние переговоры по ключевым вопросам, касающимся всего региона: водным ресурсам и экологии, проблеме беженцев, контролю за вооружениями, аспектам регионального экономического развития. Каждой темой занимался отдельный международный форум[13]. Многосторонние переговоры, проходившие на различных площадках (Оттава, Вена, Брюссель[12]), продолжались до середины 1993 года и потом были возобновлены в 2000 году в новом формате.

19.РФ и Латинская Америка

Российско-бразильского договора по сотрудничеству» 2 ноября 1997 года.

Бразильцы одни из первых признали Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР (26 декабря 1991 г.) Начиная с 1994 г. российско-бразильские отношения характеризуются позитивной динамикой политических контактов на высшем и высоком уровнях. Создана и на регулярной основе работает Комиссия высокого уровня по сотрудничеству (КВУ), которую возглавляют Председатель Правительства Российской Федерации и вице-президент Бразилии.В ноябре 2004 г. состоялся визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Бразилию – первый в истории двусторонних отношений визит в эту страну главы российского государства. В ходе переговоров с бразильским руководством были определены конкретные задачи по дальнейшему расширению потенциала сотрудничества, совместной реализации долгосрочных проектов в высокотехнологичных областях, таких как освоение космоса, авиастроение, энергетика, военно-техническое сотрудничество, подтверждена политическая воля к образованию "технологического альянса" между Россией и Бразилией, подписан ряд двусторонних документов и коммерческих соглашений.Состоявшийся 18 октября 2005 г. официальный визит в Россию президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва внес заметный вклад в дальнейшее укрепление политического и экономического партнерства, многопланового и взаимовыгодного сотрудничества двух стран в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах.По приглашению Владимира Путина президент Бразилии Луис Лула да Силва принял участие в работе "на полях" саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге 16-17 июля 2006 г. В ходе встречи особое внимание было уделено вопросам сотрудничества в области энергетики, взаимодействия в сфере использования космического пространства в мирных целях. В ноябре 2008 г. президент России Дмитрий Медведев посетил с официальным визитом Бразилию. По итогам встречи лидеры двух стран подписали ряд двусторонних отношений, в том числе и об отмене визового режима для краткосрочных поездок.

Активными и насыщенными в последние годы являются контакты на уровне Министерств иностранных дел. На регулярной основе проводятся встречи на сессиях Генассамблеи ООН и на полях саммита БРИК. 14 мая 2009 г. в Москве заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков и заместитель министра иностранных дел Федеративной Республики Бразилии Машадо провели заседание двусторонней Комиссии по политическим вопросам, в рамках которого прошел очередной раунд российско-бразильских консультаций по стратегической стабильности и безопасности.( Проанализированы актуальные темы российско-бразильского двустороннего взаимодействия, рассмотрен график взаимных контактов на различных уровнях на предстоящий период, определены основные шаги по дальнейшему укреплению и совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества. Подтвержден обоюдный настрой на продолжение на регулярной основе практики подобных консультаций как важного механизма углубления внешнеполитического взаимодействия двух стран.) В последние годы Бразилия прочно занимает первое место в товарообороте России со странами Латинской Америки, входя также в число важных партнеров России в мире. Доля Бразилии во внешней торговле России по итогам 2008 г. составила: по товарообороту – 0,9 % (25 место в товарообороте России), по экспорту – 0,4 % (32 место), по импорту – 1,7 % (16 место).По итогам 2009 г. в условиях финансово-экономического кризиса произошло резкое падение двустороннего товарооборота до 4,6 млрд долларов (c 6,7 млрд в 2008 г.), в том числе российский экспорт – 1,08 млрд долларов 3,5 млрд долларов.В структуре российского экспорта в указанном периоде продолжали доминировать поставки продукции химической промышленности (в т.ч. удобрения), доля которых составила 85 %. Снизилась доля минеральных продуктов – 3,5 %, возросла доля металлов и изделий из них – 7,2 %, увеличилась доля машин и оборудования – 2,7 %. В структуре импорта России из Бразилии по итогам 2009 г. отмечено возрастание доли продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 94,4 %.Крупными проектами культурного сотрудничества стали открытие в Бразилии первой и единственной пока зарубежной школы Государственного академического Большого театра (город Жоенвиль) и музыкальной школы им. П.И.Чайковского (город Форталеза) при содействии Московской консерватории.

2 саммит (Бразилиа, 15−16.4.2010)

Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся 15−16 апреля 2010 года в столице Бразилии городе Бразилиа[21].По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ. Третий саммит БРИКС состоялся 13-14 апреля 2011 года в китайском курортном городе Санья, расположенном на острове Хайнань.[23]
На данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого ее члена - ЮАР. Во время встреч теперь уже пяти президентов были затронуты различные вопросы взаимного сотрудничества. Страны БРИКС в очередной раз высказались за скорейшее присоединение Россйиской Федерации к ВТО, всеобъемлющую реформу ООН, мирное урегулирование ливийского вопроса. По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год. Было также решено, что следующий саммит БРИКС пройдет в 2012 году в Индии.[24]

14 апреля страны договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют. закупка бразильскими ВВС российских боевых самолетов Су-35. 13 июня 2002аэрокосмическая промышленность, создание атомного подводного флота, и, возможно, создания собственной атомной бомбы. К сотрудничеству с Российской Федерацией Бразилию привлекает в первую очередь, экономические, а точнее, коммерческие, условия. ВТС между нашей страной и Бразилией зачастую основаны на бартере. Кофе, бобы какао, фрукты - основные статьи экспорта Бразилии, - это те товары, на которые Россия готова менять свое оружие и технологии.

Аргентина

Президент РФ Дмитрий Медведев посетит в среду Аргентину с двухдневным официальным визитом, первым в истории двусторонних отношений. Медведев обсудит со своей аргентинской коллегой Кристиной Фернандес де Киршнер вопросы преодоления мирового финансово-экономического кризиса, взаимодействие в рамках "двадцатки", сотрудничество в энергетике, космосе. Центральное место на переговорах с президентом Аргентины займут вопросы формирования нового мирового порядка, меры по преодолению финансового кризиса и его негативных последствий, а также процессы политической и экономической интеграции в Латинской Америке, в том числе под углом зрения дальнейшего наращивания взаимодействия России с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Группой Рио, Союзом южноамериканских наций", - сказал Приходько журналистам в преддверии визита. Он назвал одним из наиболее актуальных вопросов двусторонней повестки дня в торгово-экономической сфере диверсификацию товарооборота и расширение номенклатуры поставок российских товаров с высокой степенью переработки. Основной акцент на переговорах предполагается сделать на необходимости активизации усилий обеих сторон с целью выхода на конкретные договоренности и проекты сотрудничества в наиболее значимых и перспективных областях: участие в строительстве АЭС в Аргентине, совместное использование системы ГЛОНАС, дальнейшее предоставление российской ледокольной и вертолетной техники для обеспечения аргентинских антарктических экспедиций. С этой целью к подписанию подготовлен целый ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве по линии Минспорттуризма России, Роскосмоса, Росатома, Рослесхоза", - сообщил помощник президента. В 2009 году мировой финансово-экономический кризис привел к сокращению двустороннего товарооборота на 30%: объем торговли составил 1,4 миллиарда долларов, в 2008 году - 2 миллиарда долларов. При этом структура торговли в прошлом году изменилась незначительно: в поставках из России (203,2 миллиона долларов против 672,7 миллиона долларов в 2008 году) преобладали минеральные удобрения, энергетическое оборудование, стальной прокат, бумага, синтетический каучук. Основные товары российского импорта из Аргентины (1,5 миллиарда долларов против 1,2 миллиарда долларов в 2008 году) - продовольствие и сельскохозяйственное сырье, в том числе мясо, свежие фрукты, сахар, вина, соки, табак. в Аргентине активно работает компания "Силовые машины" - ведущий российский производитель и поставщик комплексных решений в области энергомашиностроения, включающих инжиниринг, производство, поставку, монтаж, сервис и модернизацию оборудования для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций."У нас до 25% электроэнергии в Аргентине вырабатывается на оборудовании, произведенном российскими компаниями. Мы там уже 40 лет присутствуем и сейчас планируем подать заявку на участие в тендерах для предложений по еще пяти ГЭС", - сообщил помощник президента РФ.По его словам, глава российского государства "подтвердит политическую поддержку поставкам отечественного энергетического оборудования для местных гидро- и тепловых электростанций".

20.Россия-Финляндия

Реакцией официальной Финляндии на происходящие изменения было опубликование в апреле 2009 г. новой Программы действий по России. Эта программа, разработанная под руководством МИДа Финляндии, формирует руководящие принципы для ведения правительством отношений с Россией. Хотя в Программе говорится о двухсторонних отношениях сотрудничества между Финляндией и Россией, они рассматриваются как часть более широкого контекста, а именно, как часть взаимоотношений Европейского Союза и России. Программа нацелена на развитие добрососедских отношений, которые принесут пользу как Финляндии и ЕС, так и России. Поэтому отправной точкой программы стали отношения между ЕС и Россией, и вместе с тем, отношения Финляндии, как члена ЕС, с Россией. нешнеторговый оборот между Россией и Финляндией, по данным нашей таможенной статистики, вырос на 27,7% и составил 16,8 млрд.долл. По итогам 2010г. Россия сохранит статус крупнейшего торгового партнера Финляндии: доля нашей страны в финляндском товарообороте составит, согласно прогнозу, 13,3% В начавшийся 2011г. также смотрим с оптимизмом. Есть предпосылки для поступательного уверенного движения вперед. Товарооборот в значительной степени продвигается к докризисному уровню, плюс имеются все предпосылки для научно-технологического сотрудничества, имеющего особое значение.При участии финской стороны в России в наст.вр. реализуется 20 средних и крупных инвестиционных проектов. Крупнейшим среди финских инвесторов в РФ сейчас является энергетический концерн «Fortum», инвестиционная программа которого для российской экономики оценивается в 3 млрд. евро. Это один из важнейших зарубежных стратегических инвесторов в России. Важный момент – торговля услугами. Ее денежное выражение составляет примерно одну пятую от суммы товарооборота. По итогам 2010г. мы ожидаем цифры минимум в 3,3 млрд.долл. Так, в 2004г. на рынок Финляндии пыталась выйти высокотехнологичная российская компания «Нитро-Сибирь», производящая взрывчатые материалы на основе эмульсий – отечественное изобретение. Финляндия является также нашим важнейшим партнером в евроазиатском транзите. Объем транзитной торговли примерно в 2 раза превосходит объем торговли двусторонней. Это больше 30 млрд. евро в год. Для Финляндии в евразийском транзите Россия – перспективный партнер на долгие годы. Это понимают многие финские политики и крупные бизнесмены. Кроме того, Россия – это важнейший элемент евроазиатского телекоммуникационного моста. Статистика внешней торговли свидетельствует о том, что основным экспортным российским товаром остаются углеводороды и их производные – в 2010г. их доля в товарообороте с Финляндией составила 89%.Одна из самых перспективных областей сотрудничества – судостроение, особенно арктическое. Российско-финляндская верфь в Хельсинки, по сути, станет базой для создания Центра арктических технологий, задачей которого будет не только строительство и проектирование кораблей, но и подготовка российских специалистов.

21.РФ и Польша

Бронислав Комаровский

22 мая 1992 г.между Россией и Польшей был подписан Договор о дружественных и добрососедских отношениях.Правовой фундамент отношений образует массив документов, заключенных между бывшими СССР и ПНР, а также свыше 40 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, подписанных за последние 18 лет.В период2000-2005 гг. политические связи между Россией и Польшей поддерживались достаточно интенсивно. Состоялось 10 встреч Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Польша Александром Квасьневским. Регулярно осуществлялись контакты глав правительств и министров иностранных дел, по парламентской линии. Действовал двусторонний Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, регулярно проводились заседания Форума диалога общественности "Россия-Польша".После 2005 года интенсивность и уровень политических контактов существенно снизились. На это повлияла конфронтационная линия польского руководства, выразившаяся в поддержании недружественной по отношению к нашей стране общественно-политической атмосферы.Сформированное в ноябре 2007 г. новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.6 августа 2010 года прошла инаугурация избранного президента Польши Бронислава Коморовского. В своей торжественной речи Коморовский заявил, что будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией: "Буду содействовать начавшемуся процессу сближения и польско-российского примирения. Это важный вызов, стоящий как перед Польшей, так и перед Россией".

Ряд событий, произошедших с начала 2000-х годов и связанных с Польшей — принятие в Евросоюз, безоговорочная поддержка ее руководством американо-британской компании в Ираке с посылкой собственных войск в выделенную «оккупационную зону», периодические «пикировки» с Германией — демонстрируют новое «политическое лицо» и геополитическую стратегию страны.

В этом же ряду располагается сделанное в апреле 2008 года (и вскоре дезавуированное) заявление президента Польши Леха Качиньского о том, что Польша предпримет все необходимое для давления на Россию, Германию и Францию по вопросу о вступлении Украины и Грузии в НАТО — как проявление ориентации на США в рамках общеевропейских амбиций. Последовавшее в конце заявление Качиньского о неприемлемости для Польши «Лиссабонского договора» также, на наш взгляд, подтверждает наличие у нее и собственного взгляда на евроинтеграцию.

Наконец, одним из ключевых событий 2008 года, демонстрирующих характер геополитического позиционирования Польши, стало подписание договора с США о размещении на польской территории элементов ПРО, сопровождавшееся заявлением о том, что США способны и далее «выстраивать свою позицию как сильнейшая держава мира». В итоге «ракетный щит» и дальнейшая военная интеграция с США (равно, как и партнерство с Великобританией и Францией) рассматриваются как краеугольный камень системы государственной безопасности Польши, гарантия ее суверенитета и независимость[1].Стремящейся интегрироваться в европейские структуры России невозможно не принимать во внимание позиции Польши[2], что все последние свои достижения немалая часть польского политического истеблишмента склонна рассматривать как «торжество над чуждой Европе Москвой» и определенный реванш[3]. В отношении Германии польские подходы и стереотипы, вырабатывавшиеся в течение нескольких последних веков и отразившие драматический опыт политической истории ХХ века, пока не претерпели достаточно глубоких изменений, отражающих современные реалии общеевропейского процесса. Несмотря на звучащие заявления польских дипломатов о понимании значимости «хороших и стабильных польско-германских отношений для успешного развития ЕС»[4], подобные отношения должным образом пока не выстраиваются. Ибо современная польская политика во многом остается производной от традиционных идеологем и подходов, не подвергшихся до сегодняшнего дня сколько-нибудь существенной ревизии. С начала 2000-х годов вместе с растущей настороженностью в отношении Германии и России, в польском общественном мнении крепло упорное убеждение, что с русскими сотрудничают только европейские «левые». В связи с этим большие надежды возлагались на Ангелу Меркель, которая, в силу своего восточно-немецкого происхождения, должна была разорвать экономические соглашения с Путиным. Будучи прагматиком, Меркель, однако, дальше заявлений об озабоченности ситуацией в Чечне не пошла, что вызвало неудовольствие целого ряда политиков в Варшаве. Однако едва ли не ключевым событием для польского политикума стала тема строительства газопровода по дну Балтийского моря в рамках проекта «Северный поток». Новость о подписании договора, моментально прозванного «пактом Путин-Шрёдер», вызвала бурю в прессе и раздраженную реакцию руководства страны. Ибо потеря возможного влияния на поставки сырья в Европу воспринимается в Польше болезненно, Польские элиты, надеявшиеся определять европейскую политику на Востоке, после подписания этого договора начали активный «торг» с Брюсселем и Вашингтоном. Премьер-министр Польши Казимир Марцинкевич выступил в Давосе с планом создания «Энергетического НАТО» («Пакт мушкетёров») — организации в духе «Соглашения по углю и стали». Предполагалось, что эта организация должна управлять поставками газа на территории стран-членов, координировать и финан-сировать постройку газопроводов и заниматься диверсификацией поставок энерго-носителей. В ее состав также предлагается включить также Украину и Грузию. Одновременно с этим возобновились дискуссии по поводу планов достройки нефтепровода Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск и снабжения Польши каспийской нефтью. Согласно этому плану, необходимо достроить участок Броды — Плоцк и найти потребителей, согласных платить лишние деньги за «энергетическую безопастность». Экономическая состоятельность данного мероприятия сомнительна, и процесс создания «Энергетического НАТО» не вышел пока за рамки заключения «Соглашения о намерениях» на Пражском саммите в мае 2009 года. На газ, нефть и нефтепродукты приходится порядка 90% наших поставок в Польшу. Польский экспорт в РФ более разнообразен: продукты питания, потребительские товары, косметика, средства гигиены, мебель, машины и оборудование, строительные материалы. Надо сказать, что в последние годы объемы взаимной торговли стремительно растут: в 2003 г. – $6,7 млрд, в 2004 г. – $9,2 млрд; в нынешнем году ожидалось (до введения ограничений на ввоз в РФ польской сельхозпродукции), что двусторонний товарооборот достигнет $12 млрд, в том числе польский экспорт – $4 млрд, импорт – $8 миллиардов. Причем по сравнению с импортом польский экспорт в Россию увеличивается опережающими темпами, а главное, это физический рост, тогда как рост встречных поставок в стоимостном выражении связан почти исключительно с повышением цен на углеводородное сырье. По польским данным, 2004 г. экспорт из Польши в Россию увеличился на 88% (до $2,8 млрд), импорт из РФ – лишь на 23% (до $6,4 млрд); за первые 8 месяцев 2005 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – соответственно на 54% (до $2,5 млрд) и на 35% (до $5,4 миллиарда). 2010-12-06 Визит президента России Дмитрия Медведева в Польшу будит проходить в течение двух дней. В ходе него глава российского государства проведет переговоры с президентом Польши Брониславом Коморовским и премьер-министром Дональдом Туском. Встреча Медведева с новым польским руководством должна позитивно сказаться на отношениях двух стран. Во многом это объясняется тем, что погибший президент Лех Качинский придерживался антироссийских взглядов, так как был лоялен США и фактически превратил Польшу в инструмент лоббирования американских интересов в Европе. Взять хотя бы идею с созданием американской системы ПРО.Именно из-за позиции Качинского была почти заблокирована работа таких важных российско-польских органов международного сотрудничества, как Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества (возглавляют министры иностранных дел), российско-польская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (сопредседатель с российской стороны - министр транспорта Игорь Левитин) и российско-польский форум-диалог общественности.Однако, теперь с приходом к власти Комаровского, президент Польши вновь отстаивает интересы в первую очередь именно своей страны, а не США.Это дает все основания для сближения Москвы и Варшавы. В рамках «перезагрузки» российско-польских отношений главы государств подпишут межправительственные соглашения по морскому транспорту и о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтийского моря, включая Калининградский (Вислинский) залив, нефтью и другими вредными веществами, меморандум о сотрудничестве между генеральными прокуратурами, протокол о намерениях относительно создания на взаимной основе совместных центров диалога и согласия, декларация о сотрудничестве в сферах модернизации экономики. Планируется принять совместное заявление о сотрудничестве в сфере энергетики.Вместе с развитием межгосударственных связей растет и экономическое сотрудничество. В частности, за январь-сентябрь текущего года объем товарооборота составил 14,9 миллиардов долларов, что на 40% превышает уровень за аналогичный период 2009 года. Кстати, в прошлом году общий (т.е. годичный) показатель объема товарооборота составил всего 16,7 миллиардов долларов.

22.РФ и Северная Африка

Абдельазиз Бутефлика - алжир

До обострения в 1992-93 гг. внутриполитической ситуации в АНДР отношения между нашими странами носили многоплановый и устойчивый характер. Несмотря на ощутимое сокращение в 1993-95 гг. масштабов сотрудничества и нашего физического присутствия в Алжире, эта страна остается одним из наших основных партнеров в арабском мире и в Африке.
Важнейшим событием в двусторонних отношениях стал визит в Алжир в конце марта-начале апр. 1999 г. представительной российской делегации во главе с руководителем аппарата правительства Ю.А.Зубаковым. В ходе визита был подписан ряд документов, в т.ч. протокол о межмидовских консультациях.
Возобновился межпарламентский диалог – в марте 1998 г. АНДР посетила делегация госдумы во главе с зам. председателя М.С.Гуцериевым. В сент. 1998г. в Москве находился председатель -Совета нации АНДР М.Башир Бумаза, который был принят Е.С.Строевым и Г.Н.Селезневым. 22-26 сент. 1999 г. состоялся официальный визит в Россию делегации Национального народного собрания Алжира во главе с его председателем А.Бенсалахом. Делегация, в состав которой входили руководители всех парламентских групп ННС, посетила Москву и Санкт-Петербург. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Госдумой ФС России и ННС Алжира. Экономическое и научно-техническое сотрудничество. Алжиру оказана большая помощь в создании национальной индустриальной базы и развитии таких отраслей, как энергетика, горнодобывающая и металлургическая промышленность, машиностроение, водное хозяйство и др. Среди крупных объектов, построенных при нашем содействии, – вторая очередь металлургического завода в Эль-Хаджаре, метпредприятие в Аннабе, два участка газопровода в Сахаре (653 км.), ТЭС в г.Жижель (630 мвт.) и др.
В июне 1993 г. заключено соглашение о создании Смешанной межправительственной российско-алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Председатель российской части комиссии – зампред правительства И.И.Клебанов. Первое заседание МПК запланировано на начало 2000 г. в Москве. Товарооборот между нашими странами в последние годы существенно снизился (120 млн.долл. в 1998 г., доля России во внешней торговле Алжира составляет на протяжении последних лет всего порядка 0,5%). В значительной мере он состоит из поставок к нам алжирских товаров в счет погашения задолженности АНДР. Наш экспорт в Алжир на 90% состоит из машин и оборудования. В июне 2010 в Алжире состоялось четвертое заседание российско-алжирской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. . Российскую делегацию возглавил министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко, делегацию Алжира — министр финансов Карим Джуди. частники переговоров затронули вопросы, связанные с созданием благоприятных условий для интенсификации и конкретизации сотрудничества Российской Федерации и Алжира в топливно-энергетической сфере. Сергей Шматко и Карим Джуди отметили, что, несмотря на рост объема товарооборота, наблюдавшийся в предыдущий период, его структура слабо диверсифицирована и не отвечает потенциалу и возможностям экономик обеих стран. В этой связи стороны выразили намерение поощрять и способствовать развитию более тесных торговых отношений, расширяя, с одной стороны, непосредственные контакты между экономическими операторами, а с другой стороны — продвигая и активизируя процессы изучения потенциалов сотрудничества обеих стран. В настоящее время в Алжире работает большое количество российских энергетических компаний. Наиболее активное сотрудничество с Алжиром ведут ОАО «Газпром», ОАО «Стройтрансгаз» и ОАО «НК «Роснефть», которые намерены и в дальнейшем расширять свою деятельность на территории Алжира. Российская и алжирская стороны удовлетворены ходом выполнения геологоразведочных работ, осуществляемых «Газпром ЕП Интернешнл Б.В.» совместно с АГНК «Сонатрак» на периметре «Эль-Ассель». Российская сторона выразила заинтересованность в проектах, связанных с разработкой фосфорного месторождения в Алжире и строительством завода по производству азота, фосфата и других минералов, и сообщила о своем намерении участвовать в тендерах, которые будут объявлены в данной области. Участники встречи рассмотрели вопросы сотрудничества России и Алжира в области транспорта. В частности, по итогам заседания стороны договорились подписать в возможно короткие сроки проект Соглашения между Правительствами РФ и Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве в области морского транспорта. Представители Алжира обратилась к российской стороне с пожеланием активизировать также отношения с ОАО «РЖД» по реализации конкретных проектов. В сфере подготовки кадров стороны согласились содействовать установлению прямых контактов между университетами и высшими учебными заведениями обеих стран по обмену студентами, аспирантами и преподавателями. вляясь активным участником Форума стран экспортеров газа (с 2008 г.), задает тон в принятии этой организацией основополагающих решений. Кстати, ФСЭГ — это единственная международная энергетическая организация, в которую одновременно входят и Алжир, и Россия, что свидетельствует о роли газового сектора в экономическом сотрудничестве двух стран. Некоторое время между нашими странами наблюдалось некоторое «охлаждение» отношений. Возобновлению свернутого после распада СССР экономического сотрудничества между Россией и Алжиром способствовало подписание в 2001 г. «Декларации о стратегическом партнерстве». В настоящее время Россия осуществляет экономическое сотрудничество с Алжиром в оборонно-промышленной, космической, металлургической, электроэнергетической и других отраслях. Можно отметить вклад в развитие алжирской энергетики таких российских компаний, как «Роснефть» и «Стройтрансгаз». ОАО «Газпром» также готов и стремиться развивать сотрудничество с Алжиром». Сотрудничество с Алжиром началось с подписания Меморандума о взаимопонимании в августе 2006 года между ОАО «Газпром» и Алжирской государственной нефтегазовой корпорацией «Сонатрак». В документе были определены следующие основные направления развития взаимодействия в нефтегазовой сфере.

Наши рекомендации