Участие РФ в решении земельных споров в Югославии

В настоящее время ключевым моментом урегулирования кризиса в бывшей Югославии является разрешение боснийской проблемы. 15 декабря 1995 года была принята резолюция Совета Безопасности ООН № 1031, предусматривающая создание Сил по выполнению мирного соглашения (СВС) в Республике Босния и Герцеговина. В соответствии с вышеуказанным документом были созданы многонациональные СВС, включающие силы стран - членов НАТО и государств, не входящих в альянс. Было принято решение и на участие российского воинского контингента, численностью до 1600 человек, которое осуществлялось в соответствии с Мирным соглашением, резолюцией СБ ООН, документами оперативного планирования НАТО (оперативная директива отдельной российской бригаде на операцию "Джойнт Индевор" от 21.12.95 г.) и специальными договоренностями.

Участвовать в Миротворческой операции совместно с войсками НАТО нам пришлось впервые.
На основании Постановления Правительства РФ в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации в конце ноября 1995 года на базе двух воздушно-десантных дивизий была сформирована отдельная воздушно-десантная бригада (овдбр) для участия в миротворческой операции в БиГ. На российский воинский контингент в назначенной зоне ответственности было возложено выполнение главной задачи - содействие выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине от 14 декабря 1995 года без применения силы.

В 1997 г. к решению косовской проблемы активно подключилось и международное сообщество. В этом процессе приняли участие Контактная группа по бывшей Югославии, ООН, ОБСЕ, НАТО, а также руководство отдельных стран. В ноябре 1997 г. министры иностранных дел Франции и Германии выступили с инициативой предоставить краю специальный "промежуточный" статус, рассчитанный на определенный переходный период. Согласно этой инициативе с помощью международных организаций должны были быть созданы "оптимальные условия для мирного политического выхода Косово из-под юрисдикции Сербии и для формирования соответствующей демократической политической инфраструктуры", которая обеспечила бы равноправное положение Косово в "будущем содружестве равноправных народов и государств" [91]. Албанцы поддержали эту инициативу, поскольку рассматривали любой специальный статус как шаг к осуществлению своего стремления к отделению от Сербии; по тем же причинам сербское руководство выступило против нее. Сербская оппозиция, обвиняя руководство страны в обострении межнациональных отношений, полагала, что и албанцы виноваты в сложившейся ситуации, поскольку ничего не делают, чтобы изменить правящий строй, - в частности, не участвуют в выборах, а значит, и "в изменении власти в Сербии, что обязательно привело бы к улучшению ситуации в Косово". Если бы албанцы "вышли на выборы еще в 1990 г., то мы бы покончили с этим режимом, и уже сейчас проблема Косово в основе своей была бы решена", - отмечал директор Центра сербских исследований М. Протич [92].

Заявку на участие в урегулировании конфликта в Косово сделал и Североатлантический альянс, уже в августе 1997 г. предупредивший югославского президента о возможности вооруженного вмешательства в конфликт с целью "предотвращения дальнейшего кровопролития" (уже тогда в качестве наиболее вероятного сценария силовой акции в Косово рассматривались удары с воздуха по сербским позициям). Экстренно собралась и Контактная группа, стран-участниц которой встревожили вооруженные столкновения в Косово: самую жесткую позицию, как всегда, заняли США, предложившие применить к Белграду жесткие меры вплоть до введения экономических санкций и военной интервенции. В "Сообщении о ситуации в Косово", подписанном членами Контактной группы, подчеркивалось, что Белград "не может противостоять международным стандартам и не ожидать при этом серьезных последствий". С этого времени Контактная группа начала готовить переговоры по урегулированию кризиса в Косово. В начале октября 1998 г. ситуация накалилась: в Косово начались боевые действия, а НАТО пригрозила Югославии воздушными ударами, если сербские полицейские силы и формирования ЮНА продолжат операции в крае. Представители НАТО заявили, что альянс готов нанести удары без одобрения Совета Безопасности ООН, а страны - члены альянса начали подготовку к возможной военной акции. Против военных планов НАТО выступил ряд стран (Китай, Индия, Белоруссия и др.), но наиболее решительной была реакция России, заявившей, что вмешательство во внутренние дела суверенного государства требует согласия Совета Безопасности ООН. Известный российский ученый и опытнейший дипломат О. Хлестов писал, что краеугольным камнем современного международного правопорядка является правомерность использования вооруженной силы в международных отношениях "лишь в двух случаях: 1) при осуществлении права на самооборону; 2) по решению Совета Безопасности ООН против нарушителя мира или агрессора, что именуется принудительными действиями ООН". Поэтому если НАТО "осуществит принудительные действия без санкций Совета Безопасности, это взорвет всю правовую систему, на которой зиждутся отношения между членами мирового сообщества", и явится "актом агрессии, как она определена в документах ООН, принятых в 1974 г." В последующие годы экономической изоляции и давления со стороны международных организаций Югославия искала поддержку среди европейских государств. Как это часто случалось в истории, руководство Сербии и Черногории обратилось к России как к возможному посреднику в переговорах с Западом. Реакция Москвы на эти предложения, носившая весьма прохладный характер, оставалась неизменной вплоть до 1996 г., хотя на протяжении этого периода можно проследить некоторые внутренние изменения внешнеполитического курса России на Балканах. Причинами такого постоянства были желание России получить экономическую и политическую поддержку Запада для проведения либеральных реформ, ее стремление избежать "югославского варианта" развития и занять место СССР в международных организациях, в том числе в Совете Безопасности ООН, а также политическая незрелость российского внешнеполитического руководства, строившего иллюзорные планы сближения "национальных интересов" России и США. В апреле 1998 г. Е. Примаков выразил позицию России уже более определенно, выступив против попыток отделения Косово от Сербии и размещения в крае "иностранных войск под чьим бы то ни было флагом". Он подчеркнул, что особое мнение России по косовскому вопросу сложилось в немалой степени под влиянием анализа планов и деятельности НАТО в регионе и в Европе в целом. Высказав опасения по поводу создания прецедента применения Североатлантическим альянсом военной силы без соответствующего мандата со стороны Совета Безопасности ООН, Е. Примаков решительно выступил против любого военного вмешательства в косовский конфликт. В ходе переговоров по урегулированию косовского конфликта в Рамбуйе предстояло проверить на практике выдвинутый И. Ивановым 26 января 1999 г. на встрече с госсекретарем США М. Олбрайт тезис о том, что "рыночная экономика не означает, что внешняя политика должна быть рыночной" и что "Россия не торгует своими национальными интересами". В целом оценить позицию России в отношении урегулирования косовской проблемы трудно в силу ее противоречивого характера. С одной стороны, Россия поддерживала применение разнообразных "мер воздействия" на Югославию за исключением военной силы, отклонила просьбу Югославии рассмотреть в Совете Безопасности вопрос об осуждении угроз НАТО нанести воздушные удары по территории СРЮ и не возражала против максимального расширения статуса автономии для Косово "с выходом на федеративный уровень", что неизбежно приближало Косово к созданию независимой республики. С другой стороны, И. Иванов последовательно выступал против вооруженного вмешательства НАТО в югославские дела без санкции Совета Безопасности и поддержал позицию Белграда, согласившегося рассматривать только политическую часть мирного соглашения, предложенного Контактной группой участникам конфликта.

Россия-Индия

Базовым документом российско-индийских отношений является Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 года.Этапным событием в развитии двусторонних отношений стал государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Индию в октябре 2000 года, в ходе которого была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Индией. С этого времени обмен официальными визитами на высшем уровне осуществляется на ежегодной основе.11 – 12 ноября 2007 года состоялся официальный визит в Россию премьер-министра Индии Манмохана Сингха, в рамках которого прошли его переговоры с путинным По итогам визита подписаны межправительственные соглашения о совместной разработке и производстве многоцелевого транспортного самолета и перспективного истребителя, о сотрудничестве в антинаркотической области, о возможности использования рупийного долга в качестве российских инвестиций в Индии, а также межведомственное соглашение о сотрудничестве в исследованиях Луны.4 – 5 декабря 2008 года состоялся государственный визит в Индию Медведева, в ходе которого прошли встречи с президентом Индии Пратибхой Патил и переговоры с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Итогом встречи на высшем уровне стало подписание Совместной декларации, межправительственного Соглашения о сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке "Куданкулам", а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индии и ряда межведомственных документов. Регулярный характер носят консультации по линии Советов безопасности, министерств иностранных дел, министерств обороны и других ведомств двух стран.Приоритетное внимание уделяется наращиванию экономического сотрудничества. Эффективно работают Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (XIV заседание состоялось 3 декабря 2008 года в Нью-Дели) и Российско-Индийская Межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству (VIII заседание – 27 – 28 сентября 2008 года в Нью-Дели). Создана Объединенная рабочая группа под эгидой Минэкономразвития России и Минторгпрома ИндииВ ходе очередной встречи на высшем уровне в 2007 году была поставлена задача к 2010 году вывести товарооборот между Россией и Индией на уровень 10 млрд долларов. Для ее реализации запущен механизм Российско-индийского форума по торговле и инвестициям. В рамках третьего заседания Российско-индийского форума по торговле и инвестициям в сентябре 2009 года Россия и Индия назвали новый целевой показатель для двустороннего товарооборота – 15 миллиардов долларов в 2012 году. 16 февраля 2010 года в ходе встречи в Нью-Дели вице-премьера, руководителя аппарата правительства РФ Сергея Собянина с министром торговли и промышленности Индии Анандом Шармой была достигнута договоренность о подготовке нового соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической сфере.Стороны условились создать рабочую группу по разработке нового торгового соглашения. В настоящее время между Россией и Индией действует межправительственное соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве, подписанное 4 мая 1992 года. в 2009 году объем товарооборота России и Индии составил 7,5 млрд долларов, в том числе российский экспорт – 5,9 млрд долларов и импорт – 1,5 млрд долларов. Основу российского экспорта в Индию составляют авиакосмические аппараты и оборудование, черные металлы и изделия из них, компоненты объектов атомной энергетики. Важными проектами двустороннего взаимодействия являются: строительство при содействии России АЭС "Куданкулам", освоение нефтегазового месторождения "Сахалин‑1" при участии индийской государственной нефтегазовой корпорации ОNGC, разведка и разработка газового месторождения на шельфе в Бенгальском заливе при участии ОАО "Газпром".В феврале 2009 года в ходе аэрокосмической выставки в городе Бангалоре была достигнута договоренность о создании совместного предприятия с равным долевым участием по производству многоцелевого транспортного самолета (стоимость контракта – 600 млн. Традиционно большое значение отводится двусторонним связям в области культуры. В ноябре 2003 года в Индии проводились "Дни культуры России", ответный индийский фестиваль состоялся в России 26 сентября – 4 октября 2005 года. Телемост Москва-Дели:довести товарооборот до 10 млрд.Этого мало,так можно больше,но турдно,тк Индия о новой России знает мало,поэтомук все проекты тормозятся.

Россия экспортирует в Индию черные и цветные металлы, минеральные удобрения, целлюлозно-бумажную продукцию, комплектное машинно-техническое оборудование. В российском импорте преобладают сельскохозяйственные товары и продовольствие (чай, кофе, табак, рис, специи, экстракт сои и др.), фармацевтические и парфюмерные товары, текстильные изделия, обувь, кожгалантерейные товары. Кроме того, Россия ввозит из Индии некоторые виды продукции машиностроения.Российские компании активно участвуют в реализации индийской программы по строительству и модернизации металлургических заводов и предприятий топливно-энергетического комплекса. С участием наших специалистов проводятся ремонтные и пуско-наладочные работы на ряде промышленных объектов.К новым направлениям относятся сотрудничество в ракетно-космической области и атомной энергетике. С территории России с помощью отечественных ракета-носителей осуществляются запуски индийских спутников. Россия поставляет Индии водородные блоки — ключевые элементы для создаваемого в Индии в рамках собственной космической программы ракетного криогенного двигателя. Предусматривается участие России в проекте строительства АЭС «Куданкулам» на юге Индии.

Примерно 70% военного оборудования и материалов, используемых в вооруженных силах Индии, отечественного производства. В последние 10-12 лет в индийской печати появляются материалы с критикой качества военной продукции, поставляемой Россией в Индию. Речь идет о комплектующих деталях, о несовершенстве некоторых систем вооружений для военно-морских сил, о недостаточной технологичности российской авионики и бортовых систем отечественных летательных аппаратов.Разумеется, антироссийская позиция в сфере военно-технического сотрудничества некоторых СМИ напрямую связана с позицией социально-политических сил, стремящихся ограничить индийско-российские связи в данной области. Вместе с тем критические замечания в адрес нашей страны отражают новое качество и запросы индийской военной стратегии (т.е. решаемых ею задач) и возросшие геополитические амбиции этой страны. На мой взгляд, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Правящие круги Индии и военную элиту страны не устраивает ситуация, при которой около 70% продукции военного назначения импортируется. Смысл новой политики в области развития оборонно-промышленного комплекса состоит в максимальном совершенствовании национальных производственных мощностей за счет зарубежных инвестиций (до 30% от суммы продаваемой в Индии военно-технической продукции).

2. С учетом складывающейся неблагоприятной геополитической ситуации вокруг Индии (обостряющаяся необходимость поисков энергетических ресурсов, фактор форсированного наращивания военной мощи Китаем, угроза политического ислама и т.д.) политический класс и военный истеблишмент вынуждены предъявлять более высокие, чем прежде, требования к качеству и функциональным возможностям покупаемой военной продукции. Прежде всего, речь идет об оснащении новейшей техникой военно-воздушных и военно-морских сил страны. Так, перспективы России на индийском рынке военной авиатехники в стране связывают с успешным завершением проекта создания и производства отечественного истребителя пятого поколения и его «упрощенной» версии для решения конкретных боевых задач (в частности, в Индийском океане). В ходе визита были заключены соглашения о строительстве двух новых энергоблоков на АЭС «Куданкулам», о предоставлении военной связи по системе ГЛОНАСС, о совместной разведке и разработке урановых месторождений на территории РФ и третьих стран. Россия и Индия договорились о совместной разработке истребителя пятого поколения T-50. Его создание обойдется в 8-10 млрд долларов, а финансирование проекта будет осуществляться на паритетной основе, передает ВВС.Также стороны обсудили вопросы укрепления безопасности в Азии, в регионе Индийского и Тихого океанов, ситуацию в Афганистане и борьбу с терроризмом. Сингх подчеркнул, что «Россия и Индия - две страны, ставшие жертвами терроризма», поэтому они «готовы развивать сотрудничество в борьбе с ним».Медведев сообщил, что Россия будет выступать за присоединение Индии к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так как это будет способствовать повышению эффективности этой организации. «Президент РФ приветствовал намерения Индии присоединиться к организации в качестве полноправного члена, что значительно усилило бы политический вес ШОС и придало бы новое качество измерения сотрудничеству в этом объединении», - говорится в совместном заявлении по итогам переговоров двух лидеров. Также, по словам Медведева, Москва поддерживает заявку Индии на вступление в АТЭС. Наконец, было отмечено, что формат БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) способствует обеспечению международной экономической и финансовой стабильности. Президент и премьер договорились помочь вступлению ЮАР в эту организацию в 2011 году.

Наши рекомендации