Для профиля «Финансы и кредит»

  Тема курса Вид занятия часы
1. Вводная лекция. Предмет и задачи курса «Финансы» Лекция-беседа. Цель лекции – ознакомить студентов с предметом и задачами курса, при этом сделать это в беседе используя знания студентов, приобретенные из курса экономической теории (понятия, состав ВВП, ВНП, нац. доход, нац. богатство и др.)    
2. Бюджетная система страны и государственный бюджет Семинар-практикум: аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и ФЗ «О федеральном бюджете на текущий период». Используя указанные источники проанализировать федеральный бюджет по доходам и расходам. Сравнить механизм финансового выравнивания бюджетов РФ и ФРГ, дать оценку их эффективности. Основываясь на Бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию (за последние пять лет) охарактеризовать основные направления бюджетной политики и дать оценку ее результативности.  
3. Региональные и местные бюджеты Семинар-практикум: аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и ОЗ «О бюджете Кемеровской области на текущий период». Анализ бюджета Кемеровской области текущего периода по доходам и расходам. Аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ, Постановления городского совета о бюджете г. Кемерово на текущий период. Анализ бюджета г. Кемерово в текущем периоде по доходам и расходам.Анализ общего и различий в составе доходов и расходов государственных и местных финансов. Основываясь на решениях СНК и администрации Кемеровской области, охарактеризуйте бюджетную политику и дайте оценку ее результативности.
4. Государственные внебюджетные фонды Семинар-практикум: аналитическая работа с использованием нормативно-правовых источников: Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда в текущем периоде». Провести анализ доходов и расходов бюджета за текущий период. Сделать обоснованные выводы о состоянии и направления развития Пенсионного фонда в условиях реформирования пенсионной системы в РФ.
5. Круглый стол Посвящен актуальным проблемам финансовой политики государства в РФ. Цель: акцентировать внимание аудитории на ключевых проблемах развития финансов в РФ. Материал для проведения круглого стола - подготовленные курсовые работы.
  Итого  


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной

работы студентов

Освоение курса «Финансы» предполагает значительный объем самостоятельной работы, в том числе выполнение курсовой работы. Она проводится на базе изучения доступных из списка основной и дополнительной литературы, учебников и учебных пособий, а также по самостоятельно подобранным статьям из экономических журналов и монографиям. Возможно использование Интернет-ресурсов. В подборе источников подготовки курсовой работы или к семинару студенты руководствуются темой курсовой работы. При подготовке к семинару студент руководствуется вопросами, вынесенными для обсуждения на семинаре.

Студентам необходимо усвоить не только теоретический материал, но ознакомиться с практикой финансовых отношений в РФ и в развитых странах Запада.

В процессе изучения учебного материала следует руководствоваться также программой курса, а также вопросами к экзамену.

В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Финансы» осуществляются следующие виды работ:

- Выполнение курсовой работы

- Подготовка к семинарам и опросам

- Подготовка к тестированию, в том числе контрольному

- Подготовка реферата

- Подготовка «к круглому столу»

Приведем основные методические указания по этим видам самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению курсовой работы. Глубокое понимание теории финансов в значительной мере зависит от самостоятельной работы в ходе выполнения курсовой. Курсовая работа выполняется только по профилю «Финансы и кредит». На выполнение курсовой работы отводится 26 часов самостоятельной работы.

Основные этапы выполнения курсовой работы:

1. Выбор темы. Тему курсовой работы следует выбирать по принципу: "Одна тема - один выбравший ее студент". Согласовать выбор с преподавателем. Заинтересовавшую тему следует первоначально изучить по учебнику. На выбор темы – 2 часа.

2. Составление библиографии и плана работы – 4 часа.Литературу подобрать самостоятельно по журналам за последние пять – десять лет: "Финансы", "Деньги и кредит", "Российский экономический журнал", "Эксперт", "Экономист", "Общество и экономика", "Мировая эконо­мика и международные экономические отношения" и др.; по газетам "Экономика и жизнь", "Коммерсант" и др.; по монографиям, а также следует использовать сборники нормативных актов, в которых опубликованы Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Положения и т.п. Для выполнения курсовой работы следует использовать не менее 15-20 источников - статей, монографий, нормативных документов.

3. Сбор и обработка фактического и статистического материала. Теоретический материал должен органически подкрепляться фактическим и статистическим материалом. Студент должен показать в работе умение анализировать факты и цифры, сопоставлять их, делать самостоятельные расчеты, составлять таблицы, диаграммы, делать выводы, т.е. работа должна носить творческий характер.

4. Желательно изучение и использование в работе зарубежного и российского опыта, а также местного материала областного, городского, районного.

5. При написании курсовой работы особое внимание следует уделить глубокому теоретическому освеще­нию как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, увязать теоретические по­ложения с практикой, реальной жизнью. Изложение содержания работы должно осуществляться логически последовательно и в соответствии с составленным планом. Текст работы должен быть написан простым, ясным языком. Недопус­тимо механическое списывание статей, брошюр и т. д. На выполнение чернового (первого варианта работы) предполагается 12 часов. Доработка курсовой работы по замечаниям руководителя – 8 часов.

6. Объем курсовой работы – не менее 32-36 листов размером А 4 компьютерного текста.

7. Требования по оформлению курсовой работы являются едиными по всем предметам кафедры и разработаны в виде отдельных методических указаний, см. в методкабинете факультета, ауд. 302.

8. Проводится публичная защита курсовых работ на семинарских занятиях. Лучшие и наиболее актуальные курсовые работы заслушиваются и обсуждаются на круглом столе.

9. Критерии оценки курсовой работы даны в п. 6.2.

Примерная тематика курсовых работ

1. Финансовая политика государства, ее особенности в РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.

2. Бюджетная политика государства, особенности ее осуществления в РФ на современном этапе.

3. Налоговая политика государства, особенности ее реализации в РФ на различных этапах перехода к рыночному механизму хозяйствования.

4. Инвестиционная политика государства, особенности ее осуществления в РФ на современном этапе.

5. Инвестиционная политика в развитых странах Запада, возможности использования зарубежного опыта в РФ.

6. Амортизационная политика как часть финансовой политики государства: российский и зарубежный опыт.

7. Таможенно-тарифная политика российского государства.

8. Социальная политика как важное направление финансовой политики государства (на примере РФ).

9. Мировая финансовая политика и международные финансовые фонды (состояние, проблемы и перспективы развития)

10. РФ в системе международных финансовых отношений

11. Организация и управление финансами (на примере РФ).

12. Финансовое планирование, прогнозирование в рыночной экономике.

13. Федеральный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования и исполнения.

14. Региональный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования и исполнения.

15. Местный бюджет РФ на текущий год, особенности его формирования и исполнения.

16. Федеральный бюджет и его роль в регулировании доходов нижестоящих бюджетов.

17. Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета РФ: необходимость создания, проблемы функционирования.

18. Бюджетный процесс в РФ и его реформирование на современном этапе.

19. Бюджетный процесс в развитых странах и в РФ: сравнительный анализ.

20. Межбюджетные отношения в РФ: особенности становления и перспективы их развития.

21. Сравнительный анализ межбюджетных отношений в зарубежных странах и России.

22. Бюджетный дефицит в развитых странах и странах с переходной экономикой.

23. Реформирование местного самоуправления как предпосылка совершенствования местных финансов в РФ.

24. Бюджетное законодательство и его роль в совершенствовании бюджетных отношений в РФ.

25. Налоговое законодательство и его роль в совершенствовании налоговой системы в РФ.

26. Особенности формирования и становления налоговой системы в РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.

27. Налоговые системы в развитых странах и России: сравнительный анализ.

28. Пенсионная реформа в России и ее роль в повышении финансового обеспечения пенсионеров.

29. Бюджет Союзного государства Россия и Белоруссия: проблемы формирования и исполнения.

30. Бюджет Фонда социального страхования РФ: проблемы формирования и исполнения.

31. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения.

32. Бюджет Пенсионного фонда РФ: проблемы формирования и исполнения.

33. Негосударственные пенсионные фонды в РФ: современное состояние, перспективы развития.

34. Федеральное казначейство в РФ, проблемы его функционирования и перспективы развития.

35. Государственные внутренние займы в РФ и государственный внутренний долг РФ: состояние и управление.

36. Государственные внешние займы (на примере развитых стран и РФ) и государственный внешний долг (на примере развитых стран и РФ).

37. Финансы домашних хозяйств и их роль в финансовой системе страны.

38. Страхование в системе финансовых отношений.

39. Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций в РФ.

40. Особенности организации и функционирования финансов некоммерческих организаций в РФ.

41. Финансы государственных и муниципальных предприятий.

42. Финансовый рынок РФ, его характеристика и проблемы развития на современном этапе.

43. Эволюция финансовой системы страны.

44. Проблемы функционирования финансовых систем развивающихся стран.

45. Эволюция мировой финансовой мысли.

46. Вклад России в мировую финансовую мысль.

47. Особенности функционирования финансовых систем унитарных государств.

48.Особенности функционирования финансовых систем федеративных государств.

49. Резервные фонды в РФ, проблемы формирования и исполнения.

50. Целевые бюджетные фонды, их роль в бюджетах страны.

51. Инвестиционный фонд РФ: образование, проблемы функционирования.

52. Задолженность иностранных государств России, проблемы реструктуризации и погашения.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, (включая тесты, в т.ч. контрольные).Студент заранее знает о дате проведения семинара на данную тему, вопросы для обсуждения, реко­мендуемую литературу. При подготовке к семинарским занятиям и на семинарских занятиях используется специальный конспект (рабочая тетрадь для записей).

Студент должен изучить при подготовке к семинарскому занятию материалы лекций по данному курсу, учебника и дополнительную специальную литературу. Кроме того, желательно, чтобы студент ознакомился с монографиями, статьями в сборниках и периодической печати по рассматрива­емой проблематике. Продолжительность подготовки к семина­ру должна составлять не менее того объема, что определено тематическим планированием в рабочей программе.

Семинарские занятия по курсу «Финансы» могут проводиться в различных формах: устных ответов на вопросы преподавателя; обсуждения вопросов малыми группами под руководством и контролем студентов-лидеров из числа наиболее подготовленных; заслушивания рефератов и докладов по отдельным вопросам; заслушивание рецензий по изученным по заданию преподавателя или по самостоятельному подбору статьям, письменных контрольных работ; письменного тестирования; устных экспресс-опросов и др.

Минимум, что должен знать студент к семинарскому занятию, – материал соответствующей темы, полученный в ходе лекций. Это может позволить студенту не получить неудовлетворительную оценку. Для получения более глубоких и устойчивых знаний (и оценок по итогам семинара) студентам рекомендуется изучать дополнительную литературу, список которой приведен в Рабочей программе по дисциплине, и непременно выступать в ходе обсуждения.

Подготовку к семинару не нужно откладывать на последний день перед ним. Целесообразно за несколько дней до занятия внимательно 1-2 раза прочитать нужную тему по конспекту лекций, имеющемуся учебнику и учебному пособию «Финансы в структурно-логических схемах», разобраться со всеми теоретическими положениями и примерами. Для более глубокого усвоения темы желательно обратиться к дополнительной и справочной литературе. При возникновении трудностей с усвоением материала можно обратиться к преподавателю за консультацией. За день до семинара необходимо еще 1-2 раза прочитать тему, повторить определения основных понятий, классификации, структуры и другие базовые положения.

На каждом семинарском занятии каждый студент может и должен активно участвовать в работе, его знания оцениваются по пятибалльной системе и впоследствии общая оценка по итогам работы на всех семинарских занятиях будет влиять на итоговую – экзаменационную оценку, поэтому студент должен готовиться к каждому занятию без исключения.

Особо высоко будет оцениваться преподавателем стремление студента выйти за рамки лекционного и учебного материала, изучить дополнительную литературу, выйти на дискуссионные вопросы теории и практики. Изучение дополнительной литературы – статей и монографий по отдельным вопросам, не должно носить характера самоцели, важно составит(устно или письменно) рецензию на изученный материал, критически подойти к точке зрения конкретного автора, сконцентрировать внимание на положительных сторонах, а также выявить отдельные неточности, недостатки. Все это будет способ­ствовать формированию взгляда на проблему. Рекомендуемый объем рецензии – 2 стр. печатного текста.

Пропущенные по уважительной причине (болезнь, подтвержденная справкой) семинарские занятия студент обязан отработать. Для этого он должен обратиться к преподавателю за индивидуальным заданием, которое необходимо выполнить в определенные сроки – две недели после пропущенного занятия и устно ответить на возможные вопросы преподавателя проделанной работе в консультационное время.

Углубленное изучение дисциплины «Финансы» тес­но связано анализом практических ситуаций. Студенты должны формировать навыки работы со спе­циальной литературой, в том числе статистическими материа­лами, выполнять расчеты и обосновывать полученные результа­ты, тем самым практически закрепляя теоретические знания.

С целью текущего контроля знаний студентов, на 6 из11 семинарских занятий проводится тестирование, устный или письменный опрос, контрольные работы – по первому разделу программы и итоговое тестирование. Тесты предоставляются студентам в качестве раздаточного материала на бумажном носителе из 10 заданий. Варианты тестовых и контрольных заданий содержатся в УМК. Критерии оценки ответов по тестам, опросу, контрольным работам даны в п.6.2.

Методические указания по подготовке реферата и выступлению с ним.Реферат должен быть напи­сан самостоятельно и отличаться критическим подходом к изучаемым источникам и финансовой практике. При этом студент должен чет­ко обозначить свою позицию по проблемным аспектам рассмат­риваемых вопросов. Студент может делать необходимые выпис­ки, включая цитаты из отобранных для написания реферата литературных источников. При этом следует указать точное на­звание источника, издательство и номера страниц для дальней­ших отсылок по тексту. К качеству реферата предъявляются определенные требова­ния, а именно:

1) обзор не менее пяти источников по предложенной теме;

2) четкая логическая последовательность изложения мате­риала;

3) собственное видение проблемы;

4) объем реферата не должен превышать 15 стр. печатного текста;

5) студент, выступающий с рефератом должен свободно владеть материа-

лом, со знанием проблемы отвечать на вопросы, возникшие у аудитории после выступления.

Наши рекомендации