Формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.

Под формой финансового контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. В контексте данного определения выделяют предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контрольпроводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты различных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений.

Под методом финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

Основным методом финансового контроля является проверка под которой в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ) понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Проверки классифицируются по самым различным основаниям как в законодательстве, так и в литературе.

В зависимости от периодичности проведения и включения в координационный план проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в координационной план контрольной (надзорной) деятельности. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь в соответствии с п. 15 Положения о порядке организации и проведении проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение) формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Высшим Хозяйственным Судом, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями сводных планов проверок, включающих проверки (в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля), проводимые соответствующими государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами).

Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Плановые проверки проводятся:

- в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска (сфера контроля (надзора)) для назначения плановых проверок, определенными Указом;

- на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

В соответствии с п. 7 Указа контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к:

- к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года;

- к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года;

- к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими (контролирующими) органами только в форме совместной проверки, под которой в соответствии с п. 2 Положения понимается проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами.

Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Внеплановые проверки (проверки в отношении проверяемых субъектов без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности) назначаются:

- по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

- Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

- Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;

- руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

При этом поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, а сама внеплановая проверка - назначена вышеуказанными лицами по основаниям, предусмотренным подп. 9.1 п. 9 Указа.

Также внеплановые проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по основаниям, предусмотренным подп. 9.2 п. 9 Указа.

В контексте проведения внеплановых проверок законодатель выделяет внеплановые тематические оперативные проверки, которые проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами по вопросам соблюдения законодательства в различных сферах, определенных п. 84 Положения.

Для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, проводятся встречные проверки.При этом в соответствии с п. 25 Положения встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования – иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, – 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

В соответствии с п. 5 Указа в определенных случаях (например, для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица)) может быть проведена дополнительная проверка.

П. 2 Положения выделяет контрольную проверку, под которой понимается проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством (ст. 71 Налогового кодекса).

Проведение выездных проверок регламентируется ст. 72 Налогового кодекса. Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку.

Дополнительная проверка назначается:

- в случае получения ответов от государственных органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также поступления информации от налоговых органов других государств либо по их запросам;

- для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту или справке проверки либо в жалобе на решение налогового органа, требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения должностным лицом налогового органа установленного порядка назначения и проведения проверок.

Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.

Дальнейшая легальная классификация проверок находит свое отражение в налоговом законодательстве.

По месту проведения контрольных действий проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа (ст. 70 Налогового кодекса).

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке (ст. 71 Налогового кодекса).

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными и тематическими.

При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо) (п. 3 ст. 71 Налогового кодекса).

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов (п. 5 ст. 71 Налогового кодекса).

4.4. Контрольно-ревизионная документация и порядок ее оформления

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт, имеющий важное юридическое значение. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В соответствии с п. 66 Положения о порядке организации и проведении проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение) акт (справка) подписываются:

- проверяющим (руководителем проверки);

- руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии – иным представителем проверяемого субъекта, лицом, осуществляющим частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

- лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

- в случаях, предусмотренных Положением, - другими участниками проверки.

Пунктом 70 Положения предусмотрено, что в случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

На стадии оформления акта проверки субъекты хозяйствования могут выразить свое несогласие с материалами проверки следующим образом:

- лицо, отказавшееся от подписания акта проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания. При этом в акте делается соответствующая отметка и он направляются проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

- при наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю (в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям) выносит решение по акту проверкии (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проверки. По решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку.

Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее двух рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.

В соответствии с п. 76 Положения контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин, установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении – на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений.

Проверяемый субъект, в случае несогласия с решением контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требованием (предписанием) об устранении нарушений, действиями (бездействием) проверяющих, полагая, что вышеуказанные решения, требования (предписания), действия (бездействия) приняты или произведены с нарушением законодательства, имеет право их обжаловать в административном и (или) судебном порядке.

Административный способ защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов хозяйствования предполагает их обращение с жалобой в вышестоящий контролирующий орган, вышестоящему должностному лицу.

Правовой алгоритм реализации данного способа защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности изложен в п. 79-83 Положения.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).

Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган вправе:

- оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

- отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;

- отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;

- внести изменения в решение, требование (предписание).

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:

- удовлетворить жалобу;

- оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня их вынесения.

Органы финансового контроля

Особое место в системе органов финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК), который выделяется своей ролью и правовым статусом среди других контролирующих органов.

Систему органов КГК образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы КГК контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 129 Конституции Республики Беларусь КГК Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением и республиканского бюджета, использованием государственной собственности; исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Дальнейшая конкретизация деятельности КГК отражена в Законе Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Закон).

КГК обладают широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности и правомочия.

Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится органам финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – органы финансовых расследований), которые являются государственными правоохранительными органами, обеспечивающими экономическую безопасность Республики Беларусь.

В систему органов финансовых расследований входят:

- Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – Департамент) с правами юридического лица;

- управления Департамента по областям, по Минской области и г. Минску с правами юридического лица;

- межрайонные отделы управлений Департамента по областям, по Минской области и г. Минску.

Общее руководство органами финансовых расследований осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Непосредственное руководство органами финансовых расследований осуществляется заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Закон) основными задачами органов финансовых расследований являются:

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

- защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и организаций в экономической сфере;

- профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений;

- производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией.

В русле выполнения вышеуказанных задач органы финансовых расследований, а также работники органов финансовых расследований обладают широкими полномочиями, закрепленными в ст. 13-14 Закона. Особо следует обратить внимание на новацию законодательного регулирования (по сравнению с ранее действовавшим Законом Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь»), предусматривающую применение работниками органов финансовых расследований физической силы, специальных средств, оружия.

В целях совершенствования системы мер по предот­вращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об обра­зовании Департамента финансового мониторинга КГК Рес­публики Беларусь» в структуре КГК образо­ван Департамент финансового мониторинга (далее - Де­партамент), который является его структурным подразделе­нием с правами юридического лица. Основными задачами Департамента являются:

- принятие эффективных мер по предотвращению лега­лизации доходов, полученных незаконным путем, и финан­сирования террористической деятельности;

- создание и обеспечение функционирования автомати­зированной системы учета, обработки и анализа информа­ции о финансовых операциях, подлежащих особому кон­тролю;

- осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, получен­ных незаконным путем, и финансирования террористиче­ской деятельности.

Компетенция налоговых органов на территории Республики Беларусь закреплена в достаточно большом количестве нормативных правовых актов, основными из которых являются Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г., постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) является органом специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. В систему МНС входят инспекции Ми­нистерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами МНС, а также государственные организации, подчиненные МНС (соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 890 «О некоторых вопросах Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» является государственной организацией, подчиненной МНС).

Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.

Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании Положения, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» (далее – Положение).

Основные задачи Министерства финансов Республики Беларусь предусмотрены в п. 3 Положения.

Важным структурным подразделением Министерства финансов Республики Беларусь является Главное контрольно-ревизионное управление, ос­новной задачей которого является осуществление контроля за соблюдением министерст­вами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполни­тельными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделен­ных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совер­шаемых ими финансово-хозяйственных операций.

Глава 5. Бюджетное право Республики Беларусь

Наши рекомендации