Бюджет как историческая категория
Бюджет – одно из центральных понятий науки о финансах государства.
С конца 17 века бюджетом стал называться документ, который представлял собой план доходов и расходов государства, с подведением баланса, утверждаемый парламентом.
История финансов свидетельствует о том, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех этапах его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, в России, на длительном историческом периоде собирались доходы, осуществлялись расходы, и все это происходило по закону, т.е. имело юридическую силу.
Бюджет исторически появился тогда, когда государство не только стало собирать доходы и производить расходы, а в тот момент, когда оно начало планировать свою деятельность на будущий период времени – составляя смету доходов и расходов на определенный период. Таким образом, исторически появление бюджета связано с планированием ресурсов и расходов на ближайший период времени, как правило, год. Поэтому планирование на будущий период является первой сущностной характеристикой бюджета как категории.
Второй сущностная характеристика бюджета как исторической категории связана с появлением бюджетного права, т.е. права одобрения бюджета со стороны представительной власти.
История бюджета
Слово «бюджет» английского происхождения, и интерпретируется как « чемодан, мешок». Ранее фактически не проводилось различия между ресурсами государства и монарха. Но история возникновения английского парламента берет свое начало как раз из желания дворян ограничить расходы короля и его право вводить все новые и новые поборы по своей прихоти. Можно сказать, что бюджет во многом послужил развитию парламентаризма.
Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось «открытием бюджета». Позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства с подведением баланса.
Становление бюджетного права проходило в несколько стадий. Ведущую роль в его становлении сыграли попытки законодательного ограничения (вотирования) со стороны различных сословий, в первую очередь - нарастающего класса буржуазии, размеров насильственных изъятий в виде налогов, существенно ограничивающих развитие торгового, а затем и промышленного капитала. Обычно утверждение бюджета проходило весьма болезненно. История бюджета свидетельствует о борьбе различных групп и сословий за право воздействовать на экономическую политику страны.
Вначале налог (налоги) должны были быть одобрены со стороны представителей налогоплательщиков, как правило, это проходило весьма болезненно. Затем представители налогоплательщиков стали доказывать, что право вотирования налогов включает и право контроля за расходованием собранных налогов и обсуждения мотивов введения тех либо иных налогов. На следующем этапе они добились права обсуждать все доходы и все расходы без исключения. Именно с этого момента стал существовать настоящий бюджет.
В конце ХХ века возникла еще одна базовая характеристика бюджета – его единство, которое означает единство бюджетного законодательства, правил организации и функционирования бюджетной системы, формирования доходов и осуществления расходов, ведения отчетности на территории государства, что вразвитых странах нашло логическое завершение в консолидированном бюджете – своде всех бюджетов на территории государства.
Бюджет в его современных формах появился только в самом начале 19 века.
В разных странах бюджетный процесс, его стадии и формы организации имеют различия, однако эталоном всегда выступала английская система ответственного перед парламентом и страной, но обладающего правом законодательной инициативы, правительства. Ведь именно в Англии, в ходе ожесточенного противостояния, представители сословий в средние века получили право утверждать субсидии королю. Англия стала первой страной, где на смену безграничного произвола короля, после революции 1648 года был провозглашен принцип, по которому все налоги должны вводиться с согласия Парламента. При Вильгельме 3 Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за Парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов.
Во Франции бюджетное право утвердилось позже – после Великой французской революции, когда конституция 1791 г. определила порядок утверждения парламентом бюджета. Затем эта практика была перенесена в другие европейские государства.
Бюджетное право определяет порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета и контроль на всех этапах бюджетного процесс, возведенное в рамки закона. По сути, речь идет о разграничении функций законодательной и исполнительной власти.
Вначале в государственные планы вносились только чистые доходы государства, без учета издержек по взиманию доходов, что не давало полной объективной картины и создавало объективные условия для злоупотреблений. Все эти недостатки вынудили правительства европейских стран перейти к системе валовых бюджетов, брутто-бюджетов. Брутто-бюджет регистрировал все доходы и расходы, что позволяло узнать, сколько платят налогоплательщики и какая доля сборов поступает в государственную казну.
В конце ХХ века принцип единства бюджета в развитых странах нашел логическое завершение в консолидированном бюджете.