Распределение выгод от общественного проекта

Оценка затрат и выгод от общественного проекта предполагает также оценку влияния общественного проекта на распределение выгод от его реализации. Дело в том, что выгоды от государственных расходов распределяются неравномерно. В частности, выгоды от строительства плотины, которая регулирует количество воды в водоёме, а вода водоёма используется для обеспечения жителей определённого города, распределяются, главным образом, среди населения города. Выгоды от финансирования системы повышения квалификации в рамках служб занятости распределяются главным образом среди безработных, зарегистрированных в управлениях занятости.

Оценка распределительного эффекта общественного проекта предполагает определение важнейших аспектов перераспределения. Это, во-первых, перераспределение доходов среди вовлечённых в проект групп населения, определение групп, получающих выгоды и групп, несущих потери (межгрупповое перераспределение). И, во-вторых, это перераспределение выгод между регионами, включёнными в данный проект, определение регионов, выигрывающих в большей или меньшей степени от реализации конкретного проекта (межрегиональное перераспределение).

При этом используются два основных метода оценки влияния проекта расходов на распределение: метод распределительных весов; метод оценки изменений общего неравенства.

Метод распределительных весов используется, главным образом, при анализе влияния местных проектов или проектов, охватывающих ограниченное число групп населения или ограниченное число регионов. Второй метод применяется при оценке распределения выгод в общенациональных проектах, например, проекта изменений системы социальных льгот, проекта изменений подоходного налога.

В первом методе исходят, во-первых, из того, что распределение доходов в рыночной экономике изначально является неравномерным, во-вторых, из того, что предельная полезность дополнительного дохода для бедного человека превышает предельную полезность дополнительного дохода для богатого человека. Второе допущение опирается на закон убывающей предельной полезности и функцию полезности, сформулированную на основе этого закона. Графически это допущение изображено на рис.4.5.

∆Y ∆Y Y
TU
TU, MU     MU2   MU1

Рис. 4.5. Функция полезности и предельная полезность

Кроме этого, этот метод предполагает необходимость определения весов влияния проекта на распределение выгод от проекта между различными группами населения с разным уровнем доходов. Распределительные веса ещё называют социальными весами влияния проекта на распределение выгод от проекта. Это условные расчётные единицы, характеризующие эластичность предельной полезности по доходу для каждой группы, вовлечённой в проект.

Распределительные веса – это веса влияния проекта государственных расходов на распределение выгод проекта между группами населения, они представляют собой условные расчётные единицы, характеризующие эластичность предельной полезности по доходу для каждой группы.

Эластичность предельной полезности по доходу представляет собой коэффициент, показывающий степень увеличения предельной полезности у группы людей при увеличении их дохода на один процент.

Обычно единичная эластичностьотносится к медианному доходу, то есть предполагается, что выгода от проекта для группы с медианным доходом увеличивается на 1 %, если медианный доход увеличивается на 1 %. Группа с половиной медианного дохода получает распределительный вес влияния проекта равный 2 единицам. Группа с доходом, в два раза превышающим медианный доход, получает распределительный вес влияния проекта равный 0,5, и так далее.

Другими словами, предполагается, что предельная полезность дополнительной единицы дохода у группы с доходом в 2 раза превышающим медианный доход меньше в 2 раза по сравнению с медианной группой. И, наоборот, предельная полезность дополнительной единицы дохода у группы с доходом в 2 раза ниже медианного доход больше в 2 раза по сравнению с медианной группой.

После определения распределительных весов выгоду или потери от проекта для каждой группы необходимо умножить на эти социальные веса. Получаются взвешенные социальные выгоды или потери по группам. Суммируя эти выгоды и потери можно получит чистую взвешенную социальную выгоду от проекта. При сравнении вариантов проекта выбирают проект с наибольшей чистой взвешенной выгодой. Такой подход позволяет оценить влияние проекта на распределение выгод между различными группами населения.

Таким образом, особенности метода распределительных весов заключаются в следующем:

§ определить выгоды и потери по каждой группе в абсолютном измерении,

§ рассчитать распределительные веса по каждой группе,

§ определить взвешенные выгоды и потери,

§ рассчитать чистую взвешенную выгоду,

§ выбрать вариант с наибольшей чистой взвешенной выгодой.

Второй метод оценки влияния проекта расходов на распределение это метод оценки изменений общего неравенства. Он применяется при оценке распределения выгод в общенациональных проектах, например, проекта изменений системы социальных льгот, проекта изменений подоходного налога. Это проекты, которые обладают значительным распределительным эффектом. Сравниваются показатели неравенства в распределении доходов до и после реализации крупного проекта государственных расходов. При этом используются различные показатели неравенства в распределении доходов, в частности,

1. индекс бедности (poverty index),

2. "разрыв бедности" (poverty gap),

3. распределение Лоренца,

4. коэффициент Джини,

5. показатель Далтона-Аткинсона.

Индекс бедности – это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Основную проблему в данном случае представляет определение самого прожиточного минимума.

"Разрыв бедности" – абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума.

Распределение Лоренца – кривая, которая показывает накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения.

Коэффициент Джини – площадь между кривой Лоренца и диагональю равномерного распределения доходов, умноженная на два, уровень коэффициента колеблется от 0 до 1.

В случае с показателем Далтона-Аткинсона предполагается, что равномерное распределение дохода может быть изображено в виде кривой нормального распределения. Фактическое распределение показывает асимметричная кривая распределения. Предполагается также, что общество предпочитает равномерное распределение доходов. Сколько средств данное общество согласилось бы отдать, чтобы сдвинуть кривую фактического распределения в сторону равномерного распределения, то есть сместить кривую асимметричного распределения в положение кривой нормального распределения? Ответ на этот вопрос и есть показатель Далтона-Аткинсона.

Показатель Далтона-Аткинсона – это доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода.

Очевидно, разные люди по разному относятся к этой идее. Но в целом эта доля зависит от той функции благосостояния, которую предпочитает общество. В случае с роулсианской функцией благосостояния эта доля должна быть выше, чем в случае с утилитаристской функцией благосостояния. По некоторым оценкам эта доля могла бы колебаться от 1/4 до 1/3 общего дохода в зависимости от уровня экономического развития страны. Предполагается, что в развитых странах в целом этот показатель выше. Изменения показателя Далтона-Аткинсона могут быть использованы в качестве показателя влияния проекта общественных расходов на распределение в обществе.

Изменения рассмотренных выше показателей неравенства по-разному характеризуют влияние проекта государственных расходов на распределение доходов в обществе. Например, какой-то оцениваемый проект государственных расходов оказывает положительное влияние на распределение доходов в обществе, если

• индекс бедности уменьшается,

• разрыв бедности снижается,

• новое распределение Лоренца оказывается внутри прежнего распределения,

• коэффициент Джини, который теоретически лежит между 0 и 1, снижается,

• показатель Далтона-Аткинсона увеличивается.

Вопросы для повторения и обсуждения

1.Чем определяется необходимость производства товаров и услуг в общественном секторе экономики?

2.Приведите примеры частных благ, производимых общественным сектором, а также примеры общественных благ, производимых частным сектором.

3. Как в экономической теории объясняется необходимость государственного производства? В каких отраслях экономики распространено государственное производство товаров и услуг?

4. Какие показатели используются для масштабов государственного производства?

5.Всегда ли возможно сравнение эффективности государственных и частных предприятий?

6. Что представляет собой количественный и качественный анализ проекта государственных расходов?

7.Анализ издержек и выгод в государственном секторе экономики основывается на общепринятых теоретических подходах. Какие это подходы?


Наши рекомендации