Антикризисная программа Правительства России
В марте 2009г. была предложена Антикризисная программа Правительства РФ, с семью приоритетами, в том числе: усиление социальной защиты населения, сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста, поддержка банковского сектора.
В перечне антикризисных мер Правительства России и Банка России по стабилизации финансового рынка - беззалоговые аукционы – к ним в конце 2008 г. было допущено свыше 150 банков; субординированные кредиты – и крупнейшим банкам (Сбербанк, ВТБ, РСХБ, ряд других); поддержка ипотечного кредитования (АИЖК), санация банков, восстановление межбанковского кредита.
Банком России было принято решение о применении к банкам, которые столкнулись с финансовыми трудностями не процедуры банкротства, а других, более щадящих, таких как санация, присоединение, слияние и реорганизация.
Быстрые меры правительства по повышению страховых выплат по банковским вкладам для населения с 400 до 700 тыс.рублей вместе с другими мерами, во многом предупредили панику и бегство денежных вкладов населения.
Однако не все из внедренных инструментов доказали свою состоятельность. «Необычная» динамика ставки рефинансирования проявилась в том, что в противовес общемировым тенденциям уже в условиях кризиса она вначале повышалась до 13%, а затем снизилась до 7,75% в 2010 г.
Особо актуальным стал вопрос о целевом и эффективном расходовании государственных финансов на антикризисные программы.
Суть механизма контроля за эффективностью расходования масштабной государственной помощи состоит в том, что законодательством[67]устанавливаются требования к служащим Банка России, которые назначаются уполномоченными представителями в кредитные организации, получающие государственную поддержку, участвуют в заседаниях органов управления данных организаций при принятии решений по вопросам кредитования, управления их пассивами и активами; получают информацию о намерении осуществить сделку и могут делать запросы по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, размерам вознаграждений персоналу и т.п.
Антикризисными инструментами, использованными в России в денежно-кредитной сфере стали: увеличение предложения денег, диверсификации монетарных инструментов, сохранение доверия физических лиц к национальным банкам, решение проблемы рефинансирования внешнего долга крупнейших российских компаний и банков, усиление надзорных функций в денежно-кредитной сфере, а также выполнение бюджетной системой (государственными расходами) функций амортизатора кризисных явлений.
Кризис доказал эффективность антикризисного потенциала бюджетно-налоговой политики.
В Антикризисной программе Правительства РФ на 2009 г. отмечалось, что кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны.
Главная модернизационная задача - смена сложившейся модели экономического роста: вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Была сделана ставка на стимулирование спроса со стороны государства как основы восстановления (государственные инвестиции и государственные закупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) должен играть все большую роль.
В условиях падения доходов на четверть федерального бюджета в разгар кризиса, осуществлялись государственные расходы, выше уровня расходов докризисного года, что само по себе стало важнейшей антикризисной мерой. Основное - усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест, поддержка реального сектора экономики, помощь российским регионам.
Приняты и вступили в силу изменения в налоговой системе:
1) с января 2009 г. снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20 за счет доли, поступающей в федеральный бюджет (с 6,5% до 2,5%);
2) субъектам РФ предоставлено право снижать на 10% (с 15 до 5%) ставку налога на прибыль для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения;
3) разрешено единовременное списание от 10 до 30% стоимости приобретенного имущества на затраты при условии его эксплуатации не менее 5 лет;
4) изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, т.е его уплата исходя из фактической прибыли, а не прогнозной величины.
Для государственной поддержки реального сектора экономики был сформирован список из 295 крупнейших предприятий, который затем был дополнен региональным списком, насчитывающим около полутора тысяч.
Согласно статистических данных, на 500 крупнейших компаний России приходится около 81% всей прибыли, которую получает национальный бизнес[68], поэтому на президиуме Государственного Совета, посвященного повышению эффективности мер поддержки реального сектора экономики в феврале 2009 г., было заявлено о необходимости запуска механизмов поддержки системообразующих предприятий на региональном и муниципальном уровнях, а также реструктуризации сети региональных бюджетных учреждений, в том числе - переводе части таких учреждений из государственных в автономные. Другим важным направлением противодействия названа реализация мер по энергосбережению в бюджетном секторе и модернизация коммунальной инфраструктуры.
Рассмотрению набора конкретных эффективных и неэффективных экономических инструментов, используемых для преодоления кризиса на примере поддержки национальных автопромышленных предприятий посвящен следующий раздел.
Антикризисные меры поддержка реального сектора экономики (на примере автомобильной промышленности)
Ведущие автомобильные державы по-разному подошли к спасению одной из ключевых национальных отраслей в условиях мирового финансово-экономического кризиса в 2008-09 гг., используя целый набор инструментов.
В Европейском Союзе государственная поддержка осуществлялась по двум основным направлениям:
1) предоставление государственных займов или кредитов производителям автомобилей — на текущую деятельность, расчеты с поставщиками, развитие экологичных технологий и т.д.,
2) реализация программ стимулирования спроса, в том числе, выдача премии за сдачу в утиль старых автомобилей.
По оценкам специалистов, прямая финансовая помощь в большинстве случаев оказалась менее эффективны, чем косвенная - программы стимулирования спроса.
В США выдавались кредиты на текущую деятельность, на погашение долгов перед поставщиками и на развитие автомобилей-гибридов. Средства были выделены в обмен на планы реструктуризации, а для Chrysler помощь в размере 6 млрд долл. была обещана только с условием вступления в альянс с Fiat. Однако, США, потратившие на свой автопром свыше 35 млрд долл.,серьезных успехов не достигли: в 1 квартале 2010 г. они впервые утратили первое место по продажам автомобилей в мире, уступив его Китаю.
Наиболее успешной мерой в стимулировании продаж можно считать премию за утилизацию старых автомобилей, когда покупатель, сдавший свою старую машину на переработку, получает субсидию при покупке нового автомобиля.
Такую премию в рамках антикризисных мер по стимулированию спроса ввели в Германии, Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии, Португалии, Испании. Они составляли от 1245 долларов в Японии до 500 евро в Италии. Во Франции за счет премии в 1 тыс. евро продажи в марте 2010 увеличились на 8,1%.
Лучшие результаты система дала в Германии, где субсидии составили 2500 евро. Тогда как практически во всех европейских странах продажи новых автомобилей падали весь период, в Германии они выросли почти на 40%. Эффективным оказалась и сама мера (премия или субсидия на покупку нового автомобиля),и оптимальность ее размера: за 2500 евро в Германии, либо в другой стране Евросоюза можно купить неплохой подержанный автомобиль, так что это вполне адекватная сумма вполне сопоставима с ценой нового автомобиля и достаточно существенна в плане реальной экономии.[69]
Подобная мера достаточно эффективна: помимо повышения спроса она позволяет обновить автопарк, что в свою очередь повышает безопасность дорожного движения, ведет к уменьшению вредных выбросов, улучшая экологию, а также представляет собой достаточно богатый источник цветных металлов для дальнейшей переработки и использования в производстве новых автомобилей, что стимулирует развитие отрасли переработки вторичного сырья.
Но премия не единственная помощь, которую получил немецкий автопром. В то время как правительство Германии отказывалось делать прямые денежные вливания в автозаводы, помощь автопрому оказывает Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)[70]. Всего банк выделил в первой половине 2010 г. кредиты на 7 млрд евро по сниженным ставкам, которые автопроизводители должны направить на развитие экологичных технологий и поддержку своих заводов в Восточной Европе.
С 2010 г.немецкие автопроизводители занимают порядка 70% на внутреннем рынке, а также увеличивают экспорт. В апреле 2010 г. поставки немецких автомобилей на внешние рынки выросли на 58% и составили 388,8 тысячи машин, доля экспорта в объеме производства с начала года увеличилась до 75%. Иными словами, три из четырех автомобилей, выпущенных в Германии, будут куплены на зарубежных рынках. Если в прошлом году немецкие автопроизводители наращивали экспорт, прежде всего, за счет китайского рынка, то в 2011 году также наблюдается рост продаж в США, где автопроизводители из Германии показывают лучшие результаты, чем американский рынок в целом.
В Соединенных Штатах падение авторынка было глобальным, кризис заставил «большую детройтскую тройку» просить помощь у правительства. Несколько десятков миллиардов долларов из федерального бюджета ушло на помощь Chrysler и General Motors еще при президенте Буше, но новая администрация Белого дома все-таки обанкротила концерны и запустила свою программу поддержки рынка под названием Cash for Clunkers («Деньги за рыдваны»), аналогичную немецкой.
Она начала действовать с июля 2009 г. Условия были достаточно жесткие: владелец должен пользоваться машиной не меньше года, автомобиль — быть не старше 25 лет, а расход горючего — не менее 25 миль на галлон. При условии покупки более «чистого» авто владелец мог получить скидку в $2,5 тыс. или $4,5 тыс. (в зависимости от экологичности новой машины). Но даже за один месяц программой воспользовались почти 700 тыс. человек. Правительство потратило $2,9 млрд, но автопром получил намного больше.
Стимулирующие программы, связанные с утилизацией старых автомобилей, были продолжены в 2010 г. лишь в некоторых странах.
По данным ACEA, до конца 2010 г. субсидии выплачивались во Франции (с июля их размер снизился с 800 до 500 евро) и Ирландии (премия 1500 евро). В Люксембурге утилизационные премии выдавались до конца июня 2010 г.
Между тем, две другие крупные автомобильные державы — Китай и Япония — почти не оказывали финансовую поддержку собственному автопрому.
В Китае, правительство не пошло на прямое субсидирование автопроизводителей, сделав акцент на косвенные меры поддержки, автопрому направлено 10 млрд юаней (около 1,5 млрд долл.), из них половину составили субсидии фермерам для обновления парка, а остальные средства пошли на снижение налогов при приобретении малолитражек и на имущество. Также проводились меры по снижению цен на топливо, размещался госзаказ, выдавались разрешения на кредиты на автомобили любой стоимости (ранее только на автомобили дороже 35 тыс. юаней). Не случайно иностранные автопроизводители, включая Toyota, Volkswagen и Nissan, увеличивают производственные мощности и прогнозы продаж в Китае, рассчитывая на улучшение спроса на автомобили. Американская компания General Motors, чье совместное предприятие является крупнейшим производителем автомобилей в Китае, собирается увеличить продажи машин в КНР с 2 млн. в 2010 году до 3 млн. к 2015 году.
Российский вариант антикризисной поддержки автопрома
Поддержка российской автомобильной промышленности стала одним из приоритетных направлений антикризисной политики государства.
Предпринятые меры можно объединить в три основных блока:
1) защита внутреннего рынка;
2) поддержка платежеспособного спроса на продукцию, произведенную в России;
3) стабилизация финансового состояния российских автопроизводителей и стимулирование их инвестиционной активности.
Согласно данных Министерства промышленности и торговли России, в 2009 году государство потратило на поддержку автомобильной промышленности свыше 100 млрд рублей.[71] Вместе с дополнительной помощью «АвтоВАЗу» в размере 70 млрд рублей, общая сумма бюджетных средств, потраченных на спасение национального автопрома, приблизится к $6 млрд. долл. Для сравнения, в Германии правительство выделило ?5 млрд. евро.
Первой из мер, направленных на защиту российского рынка, стало увеличение ввозных пошлин на новые и подержанные автомобили. Введенные в условиях кризиса 30% пошлины положительно отразились на развитии автомобильной отрасли в целом, практически сделав «запретительным» ввоз подержанных автомобилей, в том числе праворульных.
Введение пошлин — это одна из систем мер поддержки российских автопредприятий, расположенных на территории России. Мерами защиты внутреннего рынка от подержанных автомобилей поддерживаются не только отечественные производители, но и предприятия, работающие в режиме промышленной сборки.
Эффективность принятых мер таможенно-тарифного регулирования выражается в дополнительных продажах отечественной техники за счет перераспределения рынка в пользу автомобилей, произведенных на территории России.
Новым в борьбе с конкурентами отечественного автопрома станет привлечение Роскосмоса, который предлагает повысить таможенные сборы, если на автомобиле не установлен ГЛОНАСС-приемник, разработанный в России.
В результате доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась с 38% в 2008 г. до 49% в 2009 г., а на рынке коммерческих автомобилей — с 59% в 2008 г. до 75% в 2009 г. Несмотря на общее падение рынка и увеличение ставок ввозных таможенных пошлин, эффект от введения пошлин для бюджета Российской Федерации был положительным.
Другой мерой косвенной поддержки стало государственноесубсидирование процентной ставки для автомобильных кредитов.
Вступили в силу новые условия государственных субсидий на покупку отечественных автомобилей. Была увеличена максимальная стоимость автомобилей, которые могут приобретаться по субсидированной процентной ставке автокредитов, с 350 тысяч рублей до 600 тысяч рублей, требования по первоначальному взносу снижены в два раза. Помимо автомобилей российских брендов программа распространяется на автомобили, произведенные в рамках соглашений по промышленной сборке, а также модели автомобилей, российская часть себестоимости которых составляет не менее 50% или же в отношении которых имеется согласованная с Минпромторгом России программа локализации автокомпонентов.
В 2010 г. планировалось выдать более 100 000 льготных автокредитов. В 2009 г. по программе льготного автокредитования было продано немного меньше 70 000 автомобилей. Минфину РФ поручено в 2011 г. предусмотреть на эти цели выделение 1,75 млрд руб., в 2012 г. — 1,002 млрд руб., в 2013-м — 0,5 млрд руб.
Новым и неожиданно эффективным инструментом косвенной государственной поддержки спроса стало введение премии за сдачу старого автомобиля.
Программа утилизации старых автомобилей была введенная 8 марта 2010 г.. Выделено на нее 10 млрд рублей, что сделало возможным продажу 200 тыс. автомобилей.
Принять участие в программе могут владельцы автомобилей, которым уже более 10 лет, и находятся они в их владении больше года. При сдаче машины на утилизацию собственник получал
компенсацию в 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля, собранного в РФ.
Следствием программы стала необходимость развития подотрасли утилизации автомобилей, на создание такой инфраструктуры в России нужно 25-30 миллиардов рублей, однако ее создание и развитие принесет дополнительный социальный и экономический эффект. Важно заинтересовать бизнес: дополнительное финансирование полной утилизации автомобиля - около 100 долларов на один автомобиль. Источники финансирования во всем мире разные, в европейской практике ее финансирует производитель.
Программа по утилизации старых автомобилей работает не везде, а в 19 регионах: Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Татарстан, Удмуртия, республика Башкирия, а также Московская, Ленинградская, Свердловская, Самарская, Ростовская, Калужская, Калининградская, Новосибирская, Нижегородская, Челябинская, Ульяновская области, Москва и Санкт-Петербург.
В целом, государственная поддержка спроса доказала высокую эффективность в России, сформировав более 40% от объема продаж системообразующих автопредприятий. Не все методы государственной поддержки российского автопрома оцениваются днозначно: введение пошлин, премия за утилизацию старых автомобилей продемонстрировали высокую эффективность. Другая мера — государственное субсидирование кредитной ставки — себя не оправдала.