Определение применимого права в различных странах мира
N п/п | Страна | Универсальная система | Раздельная система | |||
гражданство | местожительство | местонахождение | местожительство и местонахождение | гражданство и местонахождение | ||
Австралия | + | |||||
Австрия | + | |||||
Албания <1> | + | |||||
Алжир | + | |||||
Андорра | + | |||||
Армения <2> | + | |||||
Аргентина | + | |||||
Багамы | + | |||||
Беларусь <3> | + | |||||
Бельгия | + | |||||
Бенин | + | |||||
Болгария | + | |||||
Бразилия | + | |||||
Буркина-Фасо <4> | + | |||||
Ватикан | + | |||||
Великобритания | + | |||||
Венгрия | + | |||||
Венесуэла | + | |||||
Габон | + | |||||
Гаити | + | |||||
Гана | + | |||||
Германия <5> | + | |||||
Греция | + | |||||
Дания | + | |||||
Египет | + | |||||
Израиль | + | |||||
Индия | + | |||||
Индонезия | + | |||||
Иордания | + | |||||
Иран | + | |||||
Ирландия | + | |||||
Исландия | + | |||||
Испания | + | |||||
Италия <6> | + | |||||
Казахстан <7> | + | |||||
Камерун | + | |||||
Канада | + | |||||
Кения | + | |||||
Кипр | + | |||||
Китай | + | |||||
Колумбия | + | |||||
Конго Браззавиль | + | |||||
Коста-Рика <8> | + | |||||
Кот-д'Ивуар | + | |||||
Куба | + | |||||
Кыргызстан <9> | + | |||||
Ливан | + | |||||
Лихтенштейн | + | |||||
Люксембург | + | |||||
Мавритания | + | |||||
Мадагаскар | + | |||||
Мали | + | |||||
Марокко | + | |||||
Мексика | + | |||||
Молдова | + | |||||
Монако | + | |||||
Морис | + | |||||
Нигер | + | |||||
Новая Зеландия | + | |||||
Норвегия | + | |||||
Панама | + | |||||
Парагвай | + | |||||
Польша | + | |||||
Португалия | + | |||||
Россия | + | |||||
Румыния | + | |||||
Сальвадор | + | |||||
Сенегал | + | |||||
Сирия | + | |||||
Словакия | + | |||||
Судан | + | |||||
Суринам | + | |||||
США | + | |||||
Таиланд | + | |||||
Того | + | |||||
Турция | + | |||||
Узбекистан <10> | + | |||||
Уругвай | + | |||||
Филиппины | + | |||||
Финляндия | + | |||||
Франция | + | |||||
ЦАР | + | |||||
Чехия | + | |||||
Чили | + | |||||
Швейцария <11> | + | |||||
Швеция | + | |||||
Эквадор | + | |||||
ЮАР | + | |||||
Югославия | + | |||||
Япония | + |
--------------------------------
<1> За исключением недвижимого имущества на ее территории.
<2> Возможность выбора в завещании права страны гражданства.
<3> Возможность выбора в завещании права страны гражданства.
<4> За исключением случаев более тесной связи с правом страны местожительства + professio juris.
<5> Возможность подчинения недвижимого имущества на ее территории немецкому закону.
<6> + professio juris.
<7> Возможность выбора в завещании права страны гражданства.
<8> Исключая недвижимое имущество на ее территории.
<9> Возможность выбора в завещании права страны гражданства.
<10> Возможность выбора в завещании права страны гражданства.
<11> + professio juris.
Подобные расхождения в материально-правовом и коллизионном регулировании требуют значительных усилий для обеспечения адекватного регулирования международного наследования <1>.
--------------------------------
<1> См. дополнительно: Богуславский М.М. Международное частное право. 4-е изд. М., 2001. С. 358 - 371; Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 1999. С. 392 - 395; Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М., 2000. Т. 2. С. 519 - 543; Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С. 487 - 513; Международное частное право: Учебник / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 415 - 431; Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. М., 2005. С. 99 - 180. На эту тему также см.: Рубанов А.А. Наследование в международном частном праве (отношения СССР с капиталистическими странами). М., 1966; Он же. Наследование в международном частном праве (отношения между социалистическими странами). М., 1972; Он же. Заграничные наследства (отношения между социалистическими и капиталистическими странами). М., 1975; Гольская Д.Х. Правовые проблемы сотрудничества социалистических и капиталистических стран в делах о наследовании. М., 1980.
Компетенция по делам международного наследования
Как и в других делах с иностранным элементом, вопрос о компетенции соответствующих должностных лиц и органов государств в делах международного наследования представляет первостепенную важность и должен разрешаться в самом начале. От правильности выбора национального правопорядка, органы и должностные лица которого компетентны оформить наследственные права наследников при международном наследовании, зависят определение коллизионной системы и, следовательно, применимых материальных норм. В конечном счете от разрешения этого вопроса зависит действительность и эффективность юридических документов, выдаваемых наследникам в подтверждение их прав на имущество, входящее в международное наследство.
Российские правоприменители при обращении к ним заинтересованных лиц разрешают вопрос о своей компетенции в конкретном наследственном деле с иностранным элементом на основании международных договоров Российской Федерации с иностранным государством, на территории которого находится наследственное имущество или где проживал наследодатель, или внутренних норм о компетенции.
В международных договорах России о правовой помощи с иностранными государствами разрешение вопроса о компетенции по наследственным делам осуществляется отдельно для оформления наследственных прав на движимое и недвижимое имущество. Анализ данных соглашений показывает, что здесь возможны два варианта:
- для оформления наследственных прав на движимое имущество компетентны учреждения государства по месту последнего места жительства наследодателя, а в отношении недвижимого имущества компетентны учреждения государства по месту нахождения недвижимости. В частности, такой подход предусмотрен в Минской конвенции 1993 г. (ст. 48) и ее Кишиневской редакции 2002 г. (ст. 51), двусторонних соглашениях РФ о правовой помощи с Азербайджаном (ст. 45)<1>, Болгарией (ст. 35)<2>, Ираном (ст. 39)<3>, Кыргызстаном (ст. 45)<4>, Латвией (ст. 45)<5>, Молдовой (ст. 45)<6>, Монголией (ст. 41), Чехией и Словакией (ст. 43), Эстонией (ст. 45)<7>;
--------------------------------
<1> Однако, согласно п. 2 ст. 45 Договора с Азербайджаном, "если все движимое наследственное имущество находится на территории Договаривающейся Стороны, где наследодатель не имел последнего постоянного местожительства, то по заявлению наследника или отказополучателя, если с этим согласны все наследники, производство по делу о наследовании ведут учреждения этой Договаривающейся Стороны".
<2> То же самое, что и в Договоре с Азербайджаном. Пункт 3 ст. 35.
<3> То же. Пункт 2 ст. 39.
<4> То же. Пункт 2 ст. 45.
<5> То же.
<6> То же.
<7> То же.
- для оформления наследственных прав на движимое имущество компетентны учреждения государства гражданства наследодателя, а в отношении недвижимого - учреждения государства по месту его нахождения, такой подход предусмотрен в соглашениях с Венгрией (ст. 40)<1>, Вьетнамом (ст. 38), КНДР (ст. 39)<2>, Польшей (ст. 42)<3>, Румынией (ст. 40)<4>.
--------------------------------
<1> То же. Пункт 4 ст. 40.
<2> То же. Пункт 4 ст. 39.
<3> То же. Пункт 3 ст. 42.
<4> То же. Пункт 4 ст. 40.