Такое же правило закреплено в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г.

Большое значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран - участниц СНГ (Минская конвенция) с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г. В п. 1 ст. 23 данного документа установлено, что "дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо", дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п. 2 ст. 23). Аналогичное правило закреплено в Конвенции, подписанной странами - участницами СНГ в 2002 г. в Кишиневе (Кишиневская конвенция).

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 3 ст. 1197 ГК РФ).

Компетентными решать вопрос о признании физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным являются учреждения страны гражданства или основного места жительства, и применимым правом, следовательно, будет право суда (lex fori). Юридические последствия признания лица ограниченно дееспособным или недееспособным определяются по праву того государства, в котором имело место такое признание.

Вопросы ограничения и лишения дееспособности физических лиц находят разрешение и в международно-правовых актах.

По общему правилу при лишении дееспособности применяется законодательство и компетентны учреждения юстиции государства, гражданином которого является лицо, которое должно быть признано недееспособным. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, учреждение юстиции государства, где находится местожительство или местопребывание лица, подлежащего признанию ограниченно дееспособным или недееспособным и являющегося гражданином другого государства, может само принять меры, необходимые для защиты этого лица и (или) его имущества. Копии распоряжений должны быть направлены соответствующему учреждению юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо.

Рассмотрению вопросов и принятию мер в связи с лишением дееспособности предшествует уведомление учреждений юстиции государства, гражданство которого имеет физическое лицо, в отношении которого и предполагается принять соответствующие меры.

Если уведомленное учреждение юстиции сообщит, что дальнейшие действия могут быть осуществлены учреждением юстиции местожительства или местопребывания этого лица, или не выскажется в трехмесячный срок, то учреждение юстиции местожительства или местопребывания лица может вести дело о лишении или ограничении дееспособности этого лица согласно законодательству своего государства, если основание лишения или ограничения дееспособности предусматривается и законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является данное лицо. Решение о лишении и ограничении дееспособности пересылается соответствующему учреждению другой Договаривающейся Стороны.

Такие правила закреплены, к примеру, в Договоре между СССР и Республикой Куба от 28 ноября 1984 г. о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. ст. 18 - 20), в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. ст. 23, 24).

Правовое регулирование по данным вопросам, содержащееся в Минской конвенции 1993 г., совпадает с приведенными положениями двусторонних соглашений.

Порядок признания физического лица ограниченно дееспособным или недееспособным, согласно Кишиневской конвенции 2002 г., не подвергся существенному изменению. Однако договаривающиеся стороны уточнили срок, в течение которого компетентный суд страны гражданства лица должен принять дело к рассмотрению или сообщить свое мнение. Этот срок равен 90 дням, по истечении которых рассматривать дело будет суд той договаривающейся стороны, на территории которой этот гражданин имеет место жительства.

Граждане России за рубежом

В ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством своего государства. В ст. 61 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации 1996 г. (в ред. 2012 г.) к основным задачам и функциям посольства отнесены: защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями.

Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц осуществляется на основе консульских конвенций, других международных договоров РФ и иных правовых актов РФ.

Так, согласно Положению о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. (в ред. 2012 г.) основными задачами и функциями консульского учреждения являются:

- оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;

- осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ;

- осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

- представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

- осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;

- ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ;

- содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа, и т.п.

Дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а также содействовать восстановлению нарушенных прав.

Правовое положение российских граждан, проживающих за рубежом, с одной стороны, определяется законодательством страны проживания, а с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Большое значение в этих отношениях имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами о предоставлении на основе взаимности определенного режима.

В области торговых отношений преимущественное значение получил режим наибольшего благоприятствования. Это значит, что одно государство в порядке международного соглашения обязуется предоставлять гражданам другого государства такой объем прав, который предоставляется или будет предоставляться гражданам третьего, "наиболее благоприятствуемого" государства. Принцип наибольшего благоприятствования в международных торговых договорах не уравнивает иностранных граждан в правах с местными гражданами, но уравнивает в правах иностранных граждан между собой.

От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим, в силу которого иностранцам предоставляется такой же объем прав, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Как правило, национальный режим предусматривается в отношении свободного доступа граждан в суды, социального обеспечения. Большое практическое значение имеет закрепление национального режима в многосторонних соглашениях в области авторского и патентного права.

Наши рекомендации