Антикризисный менеджмент в зависимости от типа кризиса
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.
Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.
То есть антикризисный менеджмент – это формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.
Внезапный кризис может быть определен как «непредвиденное и внезапное нарушение деятельности организации. Причинами внезапных кризисов являются следующие факторы:
· авария, повлекшая за собой потерю, разрушение или порчу имущества;
· причиненная бизнесом предприятия смерть, ранение или серьезное заболевание руководителей, персонала, поставщиков, потребителей, посетителей и других лиц;
· внезапная смерть или недееспособность ключевого руководителя организации;
· выброс или утечка в окружающую среду вредных или загрязняющих веществ;
Виды внезапных кризисов
Кризис непрерывности (бесперебойности) - остановка бизнеса из-за непосредственного воздействия непредвиденного события (катастрофы, несчастного случая).
Кризис репутации (кризис доверия, кризис огласки) - остановка бизнеса в результате обсуждения в СМИ и среди заинтересованных сторон негативного события (реального или вымышленного) или информации о негативном событии.
В первом случае (кризис катастрофы, или кризис непрерывности бизнеса) задача антикризисного менеджмента состоит в как можно более быстром восстановлении бизнеса и ликвидации последствий катастрофы. Во втором случае (кризис репутации) целью антикризисного менеджмента является, прежде всего, проведение целенаправленной PR-кампании, призванной восстановить доброе имя фирмы.
Тлеющий кризис - серьезная проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся в организации, но о которой вплоть до момента ее выявления не было известно, ни внутри организации, ни вне нее, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам.
Причинами тлеющих кризисов являются:
· нарушения установленных государством норм безопасности (пожарной, санитарной, экологической и пр.);
· неудовлетворенность покупателей/потребителей качеством товаров/обслуживания и ценами;
· «отложенные» негативные последствия использования продукции фирмы (поломки, заболевания и т.п.);
· расследования со стороны государственных, региональных или местных органов власти (фискальных, надзорных, контрольных и др.);
Тлеющий кризис развивается постепенно и поэтому задача антикризисного менеджмента состоит в выявлении кризиса на его ранней стадии, а также в предотвращении перехода тлеющего кризиса в острую стадию. Тем самым негативные последствия тлеющего кризиса сводятся к минимуму/
Организационные формы антикризисного менеджмента
Организационные формы антикризисного менеджмента включают:
· антикризисный консалтинг;
· антикризисное управление под контролем кредиторов;
· антикризисное управление под руководством стороннего антикризисного менеджера;
· внутренний антикризисный менеджмент;
· антикризисный менеджмент в реабилитационных процедурах банкротства.
13. Бухгалтерский учет при продаже предприятия (бизнеса) должника
Правовое регулирование продажи предприятия должника осуществляет
Статья 110. Продажа предприятия должника(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
1. Для целей настоящего Федерального закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее также - предприятие).
2. Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника.
3. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
Договор продажи предприятия представляет собой выделяемую ГК РФ разновидность договора купли-продажи. Это сложная, комплексная сделка, предметом которой выступает предприятие как имущественный комплекс, состоящий из группы активов и обязательств. Помимо вопросов бухгалтерского учета операций по исполнению данного договора, имеет место целый ряд проблем, связанных с их налогообложением, в том числе вопросы исчисления и уплаты НДС при исполнении договора продажи предприятия.
Начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика. Этот же орган определяет порядок и условия проведения торгов.
Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи предприятия не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления.
Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены. Продолжительность приема заявок (предложений) на участие в торгах должна быть не менее чем двадцать пять дней.
Организатором торгов может быть внешний управляющий или, по решению кредиторов, специализированная организация с оплатой ее услуг за счет имущества должника.