Органы управления экономикой.

Управление экономикой – это часть системы управления обществом. Поэтому аппарат управления экономикой, органы управления зачастую представлены как органы государственного, общественного, социального управления.

Как известно, органы власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. Каждый из этих видов власти имеют непосредственное отношение к управлению экономикой.

Законодательные органы федерального уровня и субъектов федерации принимают законы, постановления, другие законодательные акты, которые содержат статьи, принципы, правила, нормы, применяемые в управлении экономикой.

Законодательные органы обычно представлены двухпалатным парламентом. В России это федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительным органам принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти органы призваны исполнять законы, приводить их в действие. Исполнительную власть возглавляет Президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой на уровне страны осуществляет Правительство. Чаще всего Правительство в его основной части составляет кабинет Министров, возглавляемый Председателем.

Судебные, правовые органы можно считать органами управления экономикой в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения. Самое непосредственное отношение к экономическому управлению имеют арбитражные органы, рассматривающие в судебном порядке претензии предприятий. Имеют отношение к управлению экономикой адвокатура и нотариат, так как они связаны с ведением дел по суду и оформлением документов экономической, хозяйственной природы.

экономические функции правительства:

  • Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы,

обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.

  • Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и система
  • Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов,
  • Государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованы

для стабилизации экономики.

  • Государство обязано обеспечивать общественные блага, поскольку они неделимы и к ним неприменим принцип исключения.

Основные направления государственного регулирования экономики

Косвенные (экономические) направления

К экономическим направлениям, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:1

- операции на открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

- политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Прямые (административные) направления

К административным направлениям регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции

Развития.

Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, основанных на международном разделении труда

В качестве основных признаков международных экономических отношений могут быть названы:

- разделение труда и обмен, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой;

- товарно-денежный характер связей экономически обособленных участников МЭО;

- действие законов спроса, предложения и свободного ценообразования, являющихся краеугольными камнями любого рыночного механизма;

- конкуренция товаров и услуг, продавцов и покупателей, дополняющаяся перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами;

- формирование мировых товарных рынков, на которых осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

Кроме того, МЭО:

1. Предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Международный валютный фонд, Всемирный банк), так и регионального значения (КЕС, ЕБРР и т.п.).

2. Подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).

3. Не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. При этом, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие МЭО.

К основным формам МЭО относят:

· мировая торговля

· международный рынок капиталов

· международная миграция рабочей силы

· мировая валютная система


Наши рекомендации