Электроприводы переменного тока

Глава четвертая

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Номинальные данные

На шильдике или в паспорте асинхронного двигателя обычно указаны номинальные линейные напряжения при соединении обмоток в звезду и треугольник электроприводы переменного тока - student2.ru токи электроприводы переменного тока - student2.ru частота электроприводы переменного тока - student2.ru мощность на валу

электроприводы переменного тока - student2.ru частота вращения электроприводы переменного тока - student2.ru КПД электроприводы переменного тока - student2.ru

Для двигателей с короткозамкнутым ротором в каталоге приводятся кратности пускового тока электроприводы переменного тока - student2.ru пускового момента электроприводы переменного тока - student2.ru

электроприводы переменного тока - student2.ru критического момента электроприводы переменного тока - student2.ru иногда — типовые естественные характеристики.

Для двигателей с фазным ротором указываются ЭДС на разомкнутых кольцах заторможенного ротора электроприводы переменного тока - student2.ru при электроприводы переменного тока - student2.ru и номинальный ток ротора электроприводы переменного тока - student2.ru

Приводимых в каталоге данных недостаточно, чтобы определить по ним параметры схемы замещения и пользоваться ей при всех расчетах, однако по каталожным данным можно построить естественную электромеханическую и механическую характеристики, воспользовавшись несколькими опорными точками (рис. 4.7).

Точка 1 электроприводы переменного тока - student2.ru получится из ряда электроприводы переменного тока - student2.ru

1500, 1000, 750, 600 об/мин как ближайшая к электроприводы переменного тока - student2.ru

Точка 2 — номинальная.

Для определения точки 3 электроприводы переменного тока - student2.ru нужно рассчитать электроприводы переменного тока - student2.ru

электроприводы переменного тока - student2.ru определить электроприводы переменного тока - student2.ru и вычислить электроприводы переменного тока - student2.ru по (4.10), подставив

в это уравнение электроприводы переменного тока - student2.ru

Точка 4 электроприводы переменного тока - student2.ru рассчитывается непосредственно

по каталожным данным.

Современные двигатели с короткозамкнутым ротором проектируют так, чтобы иметь повышенный пусковой момент электроприводы переменного тока - student2.ru и в некоторых каталогах указывают так называемый «седловой» момент электроприводы переменного тока - student2.ru (рис. 4.7, а).

электроприводы переменного тока - student2.ru

Некоторое представление о характеристиках современных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором можно получить из следующих данных:

электроприводы переменного тока - student2.ru (меньшие значения у двигателей большей мощности — сотни киловатт); электроприводы переменного тока - student2.ru

Как следует из этих данных, естественные свойства асинхронных двигателей весьма неблагоприятны: малый пусковой момент, большой пусковой ток и самое главное — ограниченные возможности управления координатами.

Упражнения

4.9.1. На рис. 4.1, г поле вращается по часовой стрелке. Что нужно сде
лать, чтобы изменить направление вращения поля?

4.9.2. Принцип получения вращающегося поля показан выше на примере
примитивной двухфазной машины, хотя большинство реальных
машин — трехфазные. Рассмотрите получение вращающегося поля
для трехфазной машины. Как там должны быть сдвинуты витки
(обмотки) и токи?

4.9.3. Что нужно сделать, чтобы реверсировать поле в трехфазной машине?

4.9.4. В США используется частота электроприводы переменного тока - student2.ru Напишите ряд синхронных
частот вращения электроприводы переменного тока - student2.ru для американских двигателей. На что следует
обращать внимание, применяя американские двигатели в нашей
стране, наши — в США?

4.9.5. В ходе ремонта асинхронной машины проточили ротор (увеличили
зазор). Как это можно определить опытным путем?

4.9.6. После ремонта асинхронного двигателя ток холостого хода вырос
в 2 раза. Назовите возможные причины.

4.9.7. Можно ли асинхронную машину, рассчитан
ную на электроприводы переменного тока - student2.ru и электроприводы переменного тока - student2.ru использовать при электроприводы переменного тока - student2.ru

электроприводы переменного тока - student2.ru

Объясните, какой случай и почему категорически недопустим.

4.9.8. Начертите векторную диаграмму, соответст
вующую схеме на рис. 4.3.

4.9.9. Определите, в какой точке (А, В или С) часто электроприводы переменного тока - student2.ru
та тока в роторе наименьшая.

4.9.10. Сравните выражение для потерь в роторной цепи (4.9) с соответ
ствующей формулой для электроприводов постоянного тока. Сде
лайте выводы.

4.9.11. Сопоставьте энергетические режимы асинхронного электроприво
да и электропривода постоянного тока.

4.9.12. Постройте естественные механическую и электромеханическую
характеристики для двигателя электроприводы переменного тока - student2.ru (см. Приложение 2).

4.9.13. Постройте приближенно характеристики динамического торможе
ния двигателя электроприводы переменного тока - student2.ru при трех значениях электроприводы переменного тока - student2.ru

4.9.14. По каталожным данным для двигателей серии А (АИР) (см. Прило
жение 2) постройте графики электроприводы переменного тока - student2.ru при различной полюсности.

4.9.15. Сопротивление фазы обмотки ротора 3 Ом (см. рисунок). Какие
дополнительные резисторы включены в фазы ротора на характери
стиках электроприводы переменного тока - student2.ru

4.9.16*. По каталожным данным проведите качественное и количественное сопоставление свойств двигателей постоянного тока, асинхронных с короткозамкнутым ротором и асинхронных с фазным ротором. Обратите внимание на характеристики, массогабаритные показатели.

4.9.17.В частотно-регулируемых электроприводах с

электроприводы переменного тока - student2.ru фирмы закладывают несколько вариантов изменения U/f. Зачем они это делают? Изобразите качественно зависимости U(f) для нагрузки электроприводы переменного тока - student2.ru для вентиляторной

нагрузки электроприводы переменного тока - student2.ru

4.9.18. Сопоставьте свойства частотно-регулируемого
асинхронного электропривода и электропривода электроприводы переменного тока - student2.ru

постоянного тока по системе ТП—Д. Сравните основные технические данные двигателей постоянного тока с высотой оси вращения 160 мм (см. Приложение 2) с аналогичными данными асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором с той же высотой оси. Сделайте выводы.

4.9.19*. Завод-изготовитель двигателей для параметрического регулирования приводит данные одного из них (см. Приложение 2). Сравните эти данные с аналогичными данными серийного двигателя электроприводы переменного тока - student2.ru (см. там же), сделайте выводы. Можно ли использовать двигатель, изготавливаемый для параметрического регулирования, для регулируемого электропривода вентилятора мощностью 7,5 кВт

при частоте вращения, примерно равной 3000 об/мин электроприводы переменного тока - student2.ru

Какой двигатель следовало бы выбрать при частотном регулировании скорости этого вентилятора? Сравните основные технические данные.

4.9.20. Регуляторы напряжения широко используются в мировой прак
тике для облегчения условий пуска мощных асинхронных двигате
лей с короткозамкнутым ротором. Объясните, за счет чего облег
чается пуск.

4.9.21. Регуляторы напряжения иногда применяются для экономии элек
троэнергии при сильной недогрузке двигателя на отдельных участ
ках цикла электроприводы переменного тока - student2.ru За счет чего экономится энергия? Проведи
те подробный анализ, использовав схему на рис. 4.3 и с учетом то
го, что электроприводы переменного тока - student2.ru и при электроприводы переменного тока - student2.ru так как электроприводы переменного тока - student2.ru

4.9.22. Изобразите принципиальную схему, упоминавшуюся в п. 3 оцен
ки показателей регулирования на с. 85.

4.9.23*. В импортном электроприводе барабана, принимающего при небольшой частоте вращения (десятки оборотов в минуту) проволоку с волочильного стана, для обеспечения характеристики электроприводы переменного тока - student2.ru была использована схема на рис. 4.10, б с двигателем мощностью 11 кВт. Оцените эффективность этого решения. Сравните с электроприводом постоянного тока по системе ИТ—Д.

4.9.24. Изобразите схему каскада с передачей мощности скольжения на
вал главного двигателя и соответствующие механические характе
ристики. Как можно осуществить пуск каскада?

4.9.25. Почему каскады целесообразны при больших мощностях и малых
диапазонах регулирования?

4.9.26. Оцените установленную мощность машин каскада на рис. 4.11, а,
приняв мощность двигателя Ml за единицу и задавшись диапазо
ном регулирования скорости.

4.9.27. Изобразите энергетические диаграммы (направление потоков
энергии), подобные рис. 4.12, б (справа), для других характеристик
машины двойного питания, показанных на рис. 4.12, б (в центре).

4.9.28. Сформулируйте принципиальные отличия синхронного двигателя
от асинхронного в конструкции и принципе действия.

4.9.29. Изобразите векторные диаграммы синхронной машины для пра
вой и левой ветвей V-образной характеристики электроприводы переменного тока - student2.ru

4.9.30*. Сопоставьте электроприводы, рассмотренные в данной главе. Выберите показатели, подчеркните положительные и отрицательные свойства каждого, укажите рациональные области применения.

4.9.31. Будет ли работоспособен инвертор на рис. 4.16, а, если вместо ре
зистора R включить цепь электроприводы переменного тока - student2.ru Объясните ответ.

4.9.32. Выше была проанализирована работа инвертора напряжения при
180-градусной коммутации и соединении нагрузки в звезду. Прове
дите анализ для 120-градусной коммутации. Сделайте то же при со
единении нагрузки в треугольник.

4.9.33. Сопоставьте результаты, полученные в задаче 4.9.32. Сравните, в
частности, амплитуды.

4.9.34*. Сравните основные свойства трех типов ПЧ — на основе инвертора напряжения, инвертора тока и с непосредственной связью. Сведите результаты сравнения в таблицу, отметьте рациональные, на ваш взгляд, применения ПЧ каждого типа, приведите примеры.

• 4.10. Резюме

Поле в двухфазном двигателе вращается с угловой скоростью электроприводы переменного тока - student2.ru

электроприводы переменного тока - student2.ru если две катушки обмотки сдвинуты в пространстве на 90° и в них протекают переменные токи, сдвинутые во времени на 90°. Принцип пространственного и временного сдвига для получения вращающегося поля сохраняется ив электроприводы переменного тока - student2.ru (в частности, в трехфазных) машинах.

Если вращать ротор с синхронной скоростью электроприводы переменного тока - student2.ru он не будет вли-

ять на работу машины и приложенное к обмотке напряжение уравновесится ЭДС самоиндукции

электроприводы переменного тока - student2.ru

откуда следует, что в пренебрежении сопротивлением обмотки статора электроприводы переменного тока - student2.ru а ток намагничивания определится при заданном магнитном потоке кривой намагничивания машины электроприводы переменного тока - student2.ru и составит 40— 50 % номинального тока.

Под нагрузкой электроприводы переменного тока - student2.ru в обмотке (замкнутых стержнях) ротора наво-

дится ЭДС, возникает ток и при взаимодействии его с магнитным полем создается момент, уравновешивающий момент нагрузки при скольжении

электроприводы переменного тока - student2.ru

Зависимость момента электроприводы переменного тока - student2.ru от скольжения имеет экстремум

с координатами электроприводы переменного тока - student2.ru так как при практически неизменном потоке

ЭДС и ток ротора растут с ростом скольжения s, а электроприводы переменного тока - student2.ru уменьшается,

стремясь к нулю. На рабочем участке механическая характеристика близка к линейной: электроприводы переменного тока - student2.ru

Асинхронный электропривод имеет те же энергетические режимы, что и электропривод постоянного тока; режим динамического торможения реализуется при питании обмоток статора постоянным током.

Каталожные данные для двигателей с короткозамкнутым ротором, кроме номинальных напряжений, частоты, мощности, частоты вращения, КПД и электроприводы переменного тока - student2.ru содержат кратности пускового тока и момента, а также кратности критического момента, что удобно использовать для построения естественных характеристик.

Основной недостаток двигателей с короткозамкнутым ротором — ограниченные возможности регулирования координат.

Скорость поля обычного двигателя может регулироваться только изменением частоты с соответствующим изменением напряжения. Это регулирование — двухзонное, вверх электроприводы переменного тока - student2.ru и вниз

электроприводы переменного тока - student2.ru от основной скорости, диапазон в разомкнутой

структуре электроприводы переменного тока - student2.ru , плавное, допустимая нагрузкапри электроприводы переменного тока - student2.ru регули-

ровании вниз и электроприводы переменного тока - student2.ru при регулировании вверх, способ экономичен,

однако требует относительно дорогого ПЧ.

Параметрическое регулирование электроприводы переменного тока - student2.ru исполь-

зуемое иногда ввиду более дешевого преобразователя — ТРН, практически непригодно для продолжительного режима работы даже при вентиляторной характеристике нагрузки электроприводы переменного тока - student2.ru поскольку потери, зависящие от скольжения электроприводы переменного тока - student2.ru и рассеиваемые в двигателе, резко снижают допустимую нагрузку:

электроприводы переменного тока - student2.ru

Двигатели с фазным ротором допускают использование реостатного регулирования с теми же показателями, что и в приводах постоянного тока.

При больших мощностях и малых диапазонах регулирования используются каскадные схемы с возвратом мощности скольжения электроприводы переменного тока - student2.ru в сеть или на вал основного двигателя.

В электроприводах с синхронными двигателями используется эффект «магнитной пружины»: ротор — магнит увлекается вращающимся полем статора, отставая от него на угол 0 в двигательном режиме и опережая — в генераторном.

Возможно лишь частотное регулирование скорости. На основе синхронных двигателей с постоянными магнитами, управляемых электронными коммутаторами, построены различные варианты специальных электроприводов.

В последние годы возрос интерес к вентильно-индукторным приводам, принцип действия которых основан на притяжении электромагнитом — индуктором статора пассивного полюса ротора. Эти приводы очень просты, надежны, дешевы, однако их качественная работа возможна лишь при хорошо организованном микропроцессорном управлении.

Большинство ПЧ, ставших в последние годы неотъемлемой частью регулируемого асинхронного электропривода, выполнены на основе АИН с ШИМ. Реже используются ПЧ на основе инверторов тока и цик-локонверторы — преобразователи с непосредственной связью.

***

Не рассмотрены модели асинхронного двигателя, учитывающие быстрые процессы и пространственное распределение переменных. Эти модели активно используются при построении эффективных систем векторного управления, прямого управления моментом и т.п.

Не рассмотрены регулируемый синхронный электропривод и его многочисленные модификации. Не приведен анализ процессов и характеристик вентиль-но-индукторного электропривода.

Глава четвертая

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Наши рекомендации