Учебно-методический материал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
по направлению подготовки «Менеджмент» - 38ю03.02,
Квалификация «Бакалавр»
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФОНД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Москва 2016
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Направление подготовки: Менеджмент
Профили: Государственное и муниципальное управление, Маркетинг, Управление малым бизнесом, Финансовый менеджмент.
Квалификация: Бакалавр
Дисциплина: Финансовый менеджмент
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
Фонд оценочных средств учебной дисциплины «Финансовый менеджмент»составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профили : «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Управление малым бизнесом».
Фонд оценочных средств является составной частью учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Финансовый менеджмент»и содержит критерии, формы и методы контроля, оценки сформированности компетенций, а также задачи, тестовые и практические задания, которые используются преподавателями наряду с экзаменационными вопросами, в качестве оценочных средств полученных знаний.
Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОПОП ВПО:
а) общекультурные компетенции (ОК):
- способен учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).
б) Профессиональные компетенции (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
- способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
- способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
информационно-аналитическая деятельность:
- способен к экономическому образу мышления (ПК-26);
- способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
- умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
- способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
- способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
- способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
- способен обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
- владеет техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
- понимает роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
- способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
Семинарские и практические занятия
Семинар № 1 (тема № 1)*.
Практическое занятие № 1 (тема № 1).
Вопросы для обсуждения:
1. Финансовые инструменты
Решение задач (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-26; ПК-27; ПК-46.
Практическое занятие № 2 (тема № 2).
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация методов финансового менеджмента
2. Денежные потоки и методы их оценки
Решение задач (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-26; ПК-31.
Семинар № 2 (тема № 3).
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и виды риска
2. Организация риск-менеджмента
3. Приемы риск-менеджмента
Решение тестов (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-26; ПК-31; ПК-42.
Практическое занятие № 4 (тема № 3)*.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные методы оценки риска
2. Приемы риск-менеджмента
Решение задач (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-26; ПК-31; ПК-42; ПК-46.
Практическое занятие № 5 (тема № 4)*.
Ознакомление с основными положениями Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэконом РФ, МФ РФ и Госкомитетом РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 № КК 477).
Вопросы для обсуждения:
1. Инвестиционная политика
2. Методы оценки эффективности инвестиций.
Решение задач (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-8; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-40; ПК-42; ПК-43; ПК-45.
Практическое занятие № 6 (тема № 4)*.
Вопросы для обсуждения:
1. Разработка бюджета капиталовложений
2. Учет инфляции и рисков инвестиционных проектов.
Решение задач (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- метод анализа ситуаций - представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых обучаемыми и учителем, служит благодатной средой не только для обучения, но и для воспитания личности.
Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-8; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-40; ПК-42; ПК-43; ПК-45.
Семинар № 3 (тема № 5).
Вопросы для обсуждения:
1. Способы финансирования деятельности фирмы
2. Сущность и классификации источников финансирования
3. Традиционные и новые методы финансирования
Решение тестов (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-40; ПК-42; ПК-44.
Семинар № 4 (тема № 6)*.
Вопросы для обсуждения:
1. Цена и структура капитала
2. Средневзвешенная и предельная цена капитала
3. Теории структуры капитала
4. Управление собственным капиталом
5. Формирование рациональной структуры источников финансирования деятельности фирмы
6. Дивидендная политика
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
- метод анализа ситуаций - представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых обучаемыми и учителем, служит благодатной средой не только для обучения, но и для воспитания личности.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-12; ПК-26; ПК-31; ПК-42; ПК-44.
Семинар № 5 (тема № 7).
Вопросы для обсуждения:
1. Управление оборотным капиталом
2. Политика в области управления оборотным капиталом
3. Управления запасами
4. Управления дебиторской задолженностью
5. Управление денежными средствами и их эквивалентами
Решение тестов (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
Решение тестов и задач (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения занятия:
- метод анализа ситуаций - представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых обучаемыми и учителем, служит благодатной средой не только для обучения, но и для воспитания личности.
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-11; ПК-26; ПК-31; ПК-42; ПК-44; ПК-47.
Семинар № 6 (тема № 9).
Вопросы для обсуждения:
1. Финансовый менеджмент в условиях инфляции
2. Банкротство и финансовая реструктуризация
3. Антикризисное управление
4. Международные аспекты финансового менеджмента
Решение тестов (см. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент»).
Формируемые компетенции: ПК-8; ПК-26; ПК-27; ПК-42.
б) для студентов очно-заочной формы обучения
Практическое занятие № 1 (темы № 1*,2).
Простые проценты
Задача 1
При открытии счета до востребования
14 марта на него была положена сумма 6000 руб.
25 апреля на счет поступили 5000 руб.
17 мая со счета были сняты 7000 руб.
23 июня добавлены 2000 руб.
19 июля счет был закрыт.
Процентная ставка составила 18% годовых (простые проценты). Используется французская практика начисления процентов, когда продолжительность года составляет 360 дней. Определите сумму, которую получит владелец счета.
Задача 2
При открытии счета до востребования
25 июня на него была положена сумма 7 000 руб.
14 июля на счет поступили 3 000 руб.
19 августа со счета были сняты 8 000 руб.
3 октября добавлены 5 000 руб.
27 ноября счет был закрыт.
Процентная ставка составляет 12 процентов годовых (простые проценты). Используется французская практика начисления процентов, т.е. год равен 360 дн. Определите сумму, которую получит владелец счета.
Первичный финансовый инструмент - договор финансовый аренды (лизинг).
Задача 1
Предприятие рассматривает вопрос о приобретении оборудования. Первый вариант – лизинг за 600 тыс. руб. с рассрочкой платежа в течение четырех лет. Второй вариант – покупка на заводе-изготовителе за 480 тыс. руб. Ставка налога на прибыль равна 24% (Т). Предоплата и остаточная стоимость оборудования равны нулю. Можно получить кредит в банке по 12 % годовых. Используется равномерное начисление амортизации. Для удобства воспользуйтесь следующей таблицей, отражающей график погашения кредита. Сравните эти варианты.
График погашения кредита
Показатели | Величина кредита | Год 1 | Год 2 | Год 3 | Год 4 |
Возврат кредита | |||||
Остаток долга | |||||
Проценты по кредиту |
Задача 2
Предприятия рассматривает вопрос приобретения оборудования. Первый вариант – лизинг за 720 тыс. руб. с рассрочкой платежа в течение 4 лет. Второй вариант – покупка на заводе изготовителе за 600 тыс. руб. Ставка налога на прибыль равна 24% (Т). Предоплата и остаточная стоимость оборудования раны нулю. Можно получить кредит в банке под 11 % годовых. Используйте равномерное начисление амортизации. Сравните эти варианты.
График погашения кредита
Показатели | Величина кредита | Год 1 | Год 2 | Год 3 | Год 4 |
Возврат кредита | |||||
Остаток долга | |||||
Проценты по кредиту |
Производный финансовый инструмент - фьючерс.
Задача 1
Игрок заключает фьючерсный контракт на продажу без покрытия акций по цене 500 руб. за акцию. Определите прибыль-убыток игрока, если на дату реализации контракта курс акции составит: а) 300 руб.; б) 800 руб.
Задача 2
Игрок продает фьючерсный контракт без покрытия акций по цене 600 руб. за акцию. Определите прибыль-убыток игрока, если на дату реализации контракта курс акции составит: а) 700 руб.; б) 650 руб.
Задача 1
Вкладчик в течение 5 лет вносит в банк ежегодные платежи в размере 1000 руб. Проценты на вклад начисляются по сложной ставке 15% годовых. Определить какую сумму он будет иметь по окончании пятилетнего периода. Платежи поступают в конце каждого года.
Задача 2
Вкладчик в течение 3 лет вносит в банк ежегодные платежи в размере 1200 руб. Проценты на вклад начисляются по сложной ставке 14% годовых. Определить какую сумму он будет иметь по окончании трехлетнего периода. Платежи поступают в конце каждого года.
Нахождение наращенной суммы для простой ренты пренумерандо
Задача 3
На основании данных задачи 1 определите накопленную сумму по окончании 5 лет. Если платежи поступают в начале каждого года.
Задача 4
На основании данных задачи 2 определите накопленную сумму по окончании 3 лет. Если платежи поступают в начале каждого года.
Нахождение современной стоимости для простой ренты постнумерандо
Задача 5
Вкладчик в течение 5 лет вносит в банк ежегодные платежи в размере 1000 руб. Проценты на вклад начисляются по сложной ставке 15% годовых. Определить современную стоимость всех платежей, если известно, что они поступают в конце каждого года.
Задача 6
Вкладчик в течение 5 лет вносит в банк ежегодные платежи в размере 1200 руб. Проценты на вклад начисляются по сложной ставке 14% годовых. Определить современную стоимость всех платежей, если известно, что они поступают в конце каждого года.
Нахождение современной стоимости для простой ренты пренумерандо
Задача 7
Вкладчик в течение 5 лет вносит в банк ежегодные платежи в размере 1000 руб. Проценты на вклад начисляются по сложной ставке 15% годовых. Определить современную стоимость всех платежей, если известно, что они поступают в начале каждого года.
Задача 8
Вкладчик в течение 5 лет вносит в банк ежегодные платежи в размере 1200 руб. Проценты на вклад начисляются по сложной ставке 14% годовых. Определить современную стоимость всех платежей, если известно, что они поступают в начале каждого года.
Определение величины отдельного платежа ренты (фактор фонда возмещения) постнумерандо
Задача 9
Определите размер ежегодных платежей в конце года по сложной процентной ставке 12 % годовых для накопления через 3 года суммы 50 000 руб.
Задача 10
Определите размер ежегодных платежей в конце года по сложной процентной ставке 14 % годовых для накопления через 4 года суммы 70 000 руб.
Определение величины отдельного платежа ренты (фактор фонда возмещения) пренумерандо
Задача 11
Определите размер ежегодных платежей в начале года по сложной процентной ставке 12 % годовых для накопления через 3 года суммы 50 000 руб.
Задача 12
Определите размер ежегодных платежей в начале года по сложной процентной ставке 14 % годовых для накопления через 4 года суммы 70 000 руб.
Определение величины отдельного платежа ренты (взноса на амортизацию) постнумерандо
Задача 13
Взят кредит на сумму 50 000 руб. сроком на 3 года под 14 % годовых. Определите размер ежегодных погасительных платежей в конце года.
Задача 14
Взят кредит на сумму 60 000 руб. сроком на 4 года под 15 % годовых. Определите размер ежегодных погасительных платежей в конце года.
Определение величины отдельного платежа ренты (взноса на амортизацию) пренумерандо
Задача 15
Взят кредит на сумму 50 000 руб. сроком на 3 года под 14 % годовых. Определите размер ежегодных погасительных платежей в начале года.
Задача 16
Взят кредит на сумму 60 000 руб. сроком на 4 года под 15 % годовых. Определите размер ежегодных погасительных платежей в начале года.
Определение текущей стоимости денежной единицы для потока постнумерандо
Задача 17
Определить современную величину суммы 7 000 рублей, выплачиваемую через 2 года, при использовании сложных процентов 12 % годовых.
Задача 18
Определить современную величину суммы 6 000 рублей, выплачиваемую через 3 года, при использовании сложных процентов 15 % годовых.
Задача 19
Рассчитать дисконтированную стоимость ежегодного денежного потока постнумернадо (млн.руб.): 12, 15, 9, 25. Ставка дисконтирования составляет 12 % годовых.
Задача 20
Рассчитать дисконтированную стоимость ежегодного денежного потока постнумернадо (млн.руб.): 10, 16, 10, 21. Ставка дисконтирования составляет 10 % годовых.
Определение текущей стоимости денежной единицы для потока пренумерандо
Задача 21
Рассчитайте дисконтированную стоимость ежегодного денежного потока пренумернадо (млн.руб.): 12, 15, 9, 25. Ставка дисконтирования составляет 12 % годовых.
Задача 22
Рассчитайте дисконтированную стоимость ежегодного денежного потока пренумернадо (млн.руб.): 10, 16, 10, 21. Ставка дисконтирования составляет 10 % годовых.
Определение будущей стоимости денежной единицы для потока постнумерандо
Задача 23
Ссуда в размере 50 000 рублей выдана на пол года по простой ставке процентов 18 % годовых. Определить сумму, которую должны вернуть.
Задача 24
Первоначальная вложенная сумма равна 200 000 рублей. Определить наращенную сумму через 5 лет при использовании сложной ставки ссудных процентов в размере 17 % годовых. Решить пример для начисления процентов по полугодиям, поквартально и за год.
Задача 25
Рассчитать будущую стоимость ежегодного денежного потока постнумернадо (млн.руб.): 12, 15, 9, 25. Ставка процента составляет 12 % годовых.
Задача 26
Рассчитать будущую стоимость ежегодного денежного потока постнумернадо (млн.руб.): 10, 16, 10, 21. Ставка процента составляет 10 % годовых.
Определение будущей стоимости денежной единицы для потока пренумерандо
Задача 27
Рассчитать будущую стоимость ежегодного денежного потока пренумернадо (млн.руб.): 12, 15, 9, 25. Ставка процента составляет 12 % годовых.
Задача 28
Рассчитать будущую стоимость ежегодных денежных потоков пренумернадо (млн.руб.): 10, 16, 10, 21. Ставка процента составляет 10 % годовых.
Тема 3. Риск и доходность
Ожидаемая доходность и среднеквадратическое отклонение
Задача 1
В таблице представлены два вида акций и три возможных состояния экономики.
Исходные данные
Состояние экономики | Вероятность такого состояния | Уровень доходности ценных бумаг типа А | Уровень доходности ценных бумаг типа В |
Спад | 0,1 | - 0,2 | 0,3 |
Нормальное | 0,6 | 0,1 | 0,2 |
Подъем | 0,3 | 0,7 | 0,5 |
Рассчитайте стандартное (среднеквадратическое) отклонение и ожидаемую доходность для каждого типа акций.
Риск портфеля и доходность
Задача 2
Используя в качестве исходной информации задачу 1, предположим, что у вас имеется 20 000 руб. Если Вы вложите 6000 руб. в акции А, а остальное - в акции В, каким будет риск вашего портфеля?
Отказ от хеджирования
Задача 3
Хозяйствующий субъект планирует осуществить через три месяца платежи в сумме 10 тыс. долл. При этом в данный момент курс СПОТ[1] составляет 33,39 руб. за долл. Определите возможные потери или выгоду в случаях, если курс доллара составит:
А) 31 руб. за долл.
Б) 34,5 руб. за долл.
Хеджирование с помощью опционов
Задача 4
Хозяйствующий субъект покупает опцион, который предоставляет ему право купить определенное количество валюты по фиксированному курсу в согласованный день.
Хозяйствующий субъект предполагает через три месяца произвести платежи в размере 10 000 долл. и зафиксировать минимальный обменный курс доллара. Он покупает опцион на покупку долларов со следующими параметрами:
Сумма 10 000 долл.
Срок 3 мес.
Курс опциона 34,5 руб. за доллар
Премия 3 руб. за долл.
Определите выгоду (потери) субъекта, если курс доллара через 3 месяца составит:
А) 31 руб. за долл.
Б) 38 руб. за долл.
Задача 1.
Каковы периоды окупаемости (РР) у каждого из следующих проектов:
Проект | Потоки денежных средств (в долл.) | ||||
(IC) 0 | (CF) 1 | (CF) 2 | (CF) 3 | (CF) 4 | |
А | - 5 000 | 1 000 | 1 000 | 3 000 | |
Б | - 1 000 | 1 000 | 2 000 | 3 000 | |
В | - 5 000 | 1 000 | 1 000 | 3 000 | 5 000 |
Ответе на вопросы:
1) На какой проект Вы согласитесь, если необходимо окупить вложенные средства за два года; а за три?
2) «В методе PP слишком большое значение уделяется потокам денежных средств, возникающим за пределами периода окупаемости». Верно ли это утверждение?
3) «Если фирма использует только метод PP - периода окупаемости для всех проектов, вероятно, она одобрит слишком много краткосрочных проектов». Верно или нет?
1.2. Учетная норма прибыли (Accounting Rate of Return) – ARR.
Задача 1
Машина стоит 8 000 руб. Ожидается, что до полного износа она будет приносить 2 500 руб. прибыли в первом и во втором годах и 3 500 руб. прибыли в третьем и четвертом годах. Допустим, что амортизация начисляется равномерно по 2 000 руб. в год. Какова учетная норма прибыли?
Задача 2
Предприятие анализирует два инвестиционных проекта в 2 млн. руб. Остаточная стоимость каждого проекта равна нулю. Прибыль по каждому из проектов отражена в табл.
Год | Проект А, млн. руб. | Проект Б, млн. руб. |
0,4 | 0,5 | |
0,6 | 0,6 | |
- | 0,3 |
Определите учетную норму прибыли. Сделайте вывод об эффективности проектов.
2. Динамические методы
2.1. Чистая дисконтированная стоимость (Net Present Value) – NPV.
Задача 1
Проанализируйте проект со следующими характеристиками постнумерандо (млн. руб.):
- 150; 30; 70; 70; 30.
Рассмотреть два случая:
1. стоимость капитала 12%;
2. стоимость капитала меняется по годам следующим образом:
12%; 13%; 14%; 14%.
Воспользуйтесь методом NPV.
2.2. Чистая терминальная стоимость (Net Terminal Value) – NTV;
Задача 1
Проанализируйте проект со следующими характеристиками постнумерандо (млн. руб.):
- 150; 30; 70; 70; 30.
Рассмотреть два случая:
1. стоимость капитала 12%;
2. стоимость капитала меняется по годам следующим образом:
12%; 13%; 14%; 14%.
Воспользуйтесь методом NТV.
2.3. Индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index) – PI;
Задача 1
Промышленная компания по производству подъемного оборудования решила построить новый цех для выпуска малых подъемников "Крафт" для универсамов. Длительность шага расчета 1 год. Чистый доход от текущей деятельности, инвестиционные издержки по проекту (в тыс.руб.) и коэффициенты дисконтирования за m-шаг расчета составят:
Показатели | Номер шага расчетного периода (m) | |||||
ЧД от текущей деятельности, тыс. руб. | ||||||
Инвестиционные издержки, тыс. руб. | -300 | -200 | -50 | - | - | - |
Коэффициент дисконтирования | 0,91 | 0,83 | 0,75 | 0,68 | 0,62 |
Вычислите индекс рентабельности (доходности) инвестиций.
2.4. Внутренняя норма доходности (Internal Rate Of Return) – IRR;
Задача 1
Руководство компании рассматривает возможность выпуска нового ассортимента продукции (в дополнение к уже существующему). Ожидается, что внедрение этого нового ассортимента продукции потребует инвестиций в размере 700 тыс. руб. и еще 1 млн. руб. по истечении первого года. Через два года после начала реализации этого проекта ожидаются денежные поступления в размере 250 тыс. руб. (после уплаты налогов), через три года - 300 тыс. руб., через 4 года – 350 тыс. руб., а затем 400 тыс. руб. каждый год до истечения десяти лет после начала реализации проекта. Несмотря на то, что внедряемый ассортимент может оказаться вполне жизнеспособным и по истечении десяти лет, руководство компании придерживается консервативных позиций и предпочитает не заглядывать в столь отдаленное будущее. Требуемая минимальная ставка доходности равняется 15 %. Определите IRR проекта. Стоит ли заняться его реализацией? Что произойдет, если требуемая норма минимальная доходности составит 10%?
Подсказка: значение IRR находится в интервале от 13% до 14%.
2.5. Дисконтированный период окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period) – DPP.
Задача 1
Руководство компании рассматривает два инвестиционных предложения, которые характеризуются следующими показателями (тыс. руб.):
Период | Проект А | |
Затраты | Чистый денежный поток | |
10 000 | - | |
- | 6 000 | |
- | 4 500 | |
- | 3 000 |
Вычислите для каждого проекта период окупаемости инвестиций, используя ставку дисконтирования, равную 15 %. Сделайте выводы.
Задача 2
Произведены разовые инвестиции в размере 49 тыс. рублей. Будущие годовые приведенные чистые притоки планируются равномерными в размере 9,8 тыс. руб. Определить период окупаемости проекта. Будет ли принято решение о его реализации, если расчетный период составляет 6 лет. Как изменится Ваше мнение при двух летней продолжительности расчетного периода.
Метод многоцелевой оптимизации
Задача 1
Исходные данные
Показатели экономической эффективности инвестиций | Значение критерия | Проекты | ||
Период окупаемости, годы | 0,15 | 3,1 | 2,3 | 2,5 |
Чистая приведенная стоимость (NPV), тыс. руб. | 0,45 | |||
Индекс доходности инвестиций (PI), коэф. | 0,2 | 1,18 | 1,12 | 1,19 |
Осуществите ранжирование проектов и выберите более предпочтительный проект. Свой выбор обоснуйте.
Методические рекомендации
Критерии оптимальности имеют разную экономическую природу и неодинаковые единицы измерения, поэтому необходимо провести
нормализацию критериев.
fj – нормализованное значение j-го критерия по исследуемому варианту проекта;
fj (x) – текущее значение соответствующего критерия оптимальности;
fj (max), fj (min) – соответственно максимальное и минимальное значения исследуемого критерия.
Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции
Задача 1
Кредит в размере 50 000 тыс. руб. выдан на два года. Реальная доходность операции должна составить 10% годовых по сложной ставке ссудного процента. Ожидаемый уровень инфляции составляет 15%. Определить индекс инфляции, множитель наращения, сложную ставку процентов, учитывающую инфляцию, и наращенную сумму.
Задача 2
Рассматривается экономическая целесообразность реализации проекта при следующих условиях: величина инвестиций – 5 млн. руб.; период реализации проекта – 3 года; доходы по годам (в млн. руб.): 2,0, 2,0, 2,5; текущая ставка дисконтирования (без учета инфляции) составит – 9,5 %; среднегодовой темп инфляции – 5 %.
Анализ инвестиционных проектов в условиях риска
Имитационная модель учета риска (анализ чувствительности);
Задача 1
Ожидаемая доходность проектов
Сценарий | Вероятность наступления события | NPV, тыс. руб. | |
Проект А | Проект Б | ||
Пессимистический | 0,25 | ||
Реалистический | 0,5 | ||
Оптимистический | 0,25 |
Определить степень риска по каждому из проектов. Сделать выводы.
Метод измерения денежного потока с учетом риска
Задача 2
Срок реализации проекта 4 года, цена капитала – 12 %. Величина необходимых инвестиций составляет 50 тыс. рублей. Планируемые к поступлению потоки денежных средств: 1 год - 27 тыс. рублей, 2 год – 27 тыс. рублей, 3 год – 22 тыс. рублей; 4 год – 22 тыс. рублей. Экспертная оценка вероятности поступления денежного потока по годам соответственно составляет: 0,9; 0,85; 0,8; 0,75. Определите откорректированное значение NPV. Сделай
те вывод о целесообразности реализации проекта.
Метод поправка на риск коэффициента дисконтирования
Задача 3
На момент оценки проекта средняя ставка доходности государственных ценных бумаг составляет 12 % годовых; риск, определяемый экспертным путем – 10 %. Срок реализации проекта – 4 года. Оцените проект с учетом риска. Размеры инвестиций и денежных потоков следующие:
- 100 тыс. руб.
1 год - 25 тыс. руб.
2 год - 30 тыс. руб.
3 год - 40 тыс. руб.
4 год - 30 тыс. руб.
Задача 1
Уставный капитал обществ равен 100 тыс. акций номиналом по 10 руб. общество произвело переоценку основных средств, что привело к росту их остаточной стоимости на 121 тыс. руб., а также сделало дополнительную эмиссию 20 тыс. акций номиналом 10 руб. Акции были размещены по цене, превышающей номинал на 12%. Баланс предприятия до проведения упомянутых мероприятий приведен ниже.
Бухгалтерский баланс до переоценки и дополнительной эмиссии акций
Актив | Пассив | ||
Статья | Сумма | Статья | Сумма |
Внеобротный активы | Капитал и резервы | ||
Основные средства | Уставный капитал | ||
Нематериальные активы | Добавочный капитал | ||
Итого по разделу | 820 | Резервный капитал | |
Оборотные активы | Нераспределенная прибыль | ||
Производственные запасы | Итого по разделу | 1580 | |
Дебиторская задолженность | Долгосрочные обязательства | ||
Денежные средства | Краткосрочные обязательства | ||
Итого по разделу | 1810 | ||
Баланс | Баланс |
Требуется составить баланс после проведения этих операций.
Задача 2
Инвестор намеревается инвестировать 18 тыс. долл. в компанию, акции которой продаются по цене 180 долл., а варрант на эти акции по цене – 120 долл. Один варрант дает право приобрети три акции компании по цене 150 долл. теоретическая стоимость варранта равна 90 долл. ((180 – 150) * 3).
Оценить предлагаемые варианты.
Задача 3
Ваше предприятие нуждается в приобретении нового оборудования. Покупку оборудования. Покупку оборудования можно сделать одним из двух способов: за счет банковского кредита или по лизингу. Какие основные моменты нужно принимать во внимание при анализе альтернатив?
Задача 4
Заключен договор финансового лизинга. Стоимость лизингового имущества – 100 тыс. долл. Срок договора лизинга – 5 лет. Норма прибыли инвестора (лизингодателя) – 20%. Рассчитайте величину ежегодного лизингового платежа для каждой ситуации: а) платеж в начале года; б) платеж в конце года.
Задача 1.
Взята ссуда в размере 100 000 руб. Ежегодно плата за капитал равна 9 000 руб. ставка налога на прибыль равна 20 % . Определите дополнительный денежный поток в результате экономии на налоге на прибыль и цену данного источника капитала.
Задача 2.
Ставка банковского процента равна 7% годовых. Рассчитать стоимость капитала.
Задача 3.
Рассчитать стоимость различных элементов капитала компании «Ветер перемен».
Обыкновенная акция номиналом 300 рублей имеет текущую рыночную цену 450 рублей.
Компания придерживается политики постоянного роста дивидендов, благодаря постоянному приросту прибыли на 3% в год и неизменного дивидендного выхода (доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов).
Дивиденд на акцию, прогнозируемый на следующий год равен 90 рублей.
Имеются привилегированные акции номиналом 360 рублей, по которым выплачивается дивиденд 150 рублей в год на акцию. Текущая цена привилегированной акции 900 рублей.
Компания заключила договор (с андеррайтером) на выпуск новых обыкновенных акций. Издержки размещения составляют 10%
Привлечен заемный капитал в виде банковской ссуды под 12% годовых.
Три года назад размещен облигационный заем сроком на 13 лет при номинале облигации 30000 рублей, купонной ставкой 10% (купон выплачивается 1 раз в год). На текущий момент облигации продаются на рынке с дисконтом и рыночная цена равна 27900руб.
Ставка налога на прибыль 20 %.
Средневзвешенная и предельная цена капитала.
Задача 1
Компания финансируется на 60% за счет заемных средств, а на 40% за счет собственного капитала, причем на 10% за счет выпуска привилегированных акций и на 30% з