Цены в системе государственного регулирования социально-экономического развития.

Ценовая политика направлена на создание системы цен, которая стимулирует динамичное развитие эко­номики, реализацию приоритетов государственной экономи­ческой политики, эффективное использование трудовых, мате­риальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспо­собности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами це­новой политики в соответствии с Программой социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011 —2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные Закон «О ценообразовании» и Кон­цепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию кон­курентной рыночной среды, создание социально ориентирован­ной системы цен применительно к товарам (услугам) первой не­обходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью.

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализа­ция цен. Основные принципы ценовой политики:

• сочетание свободных и регулируемых цен;

• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

• установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хо­зяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государствен­ных субсидий и иных мер государственной поддержки.

Главным направлением ценовой политики является созда­ние гибкой и прозрачной системы ценообразования, базиру­ющейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: дейст­венный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной кон­куренции и развития предпринимательской инициативы, уве­личения притока инвестиций в экономику; обеспечение эконо­мически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопу­щение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспече­ние оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.

Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть нап­равлено на решение следующих задач:

• создание экономических условий, содействующих эффек­тивному функционированию субъектов рыночного хозяйства;

• обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;

• соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечествен­ных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;

• расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут учи­тывать особенности своего региона (климатические, геополити­ческие, экономические, социальные);

• устранение условий неоправданной ценовой дискримина­ции в отношениях между субъектами хозяйствования (различ­ных форм собственности);

• увязка ценовой политики с политикой, проводимой госу­дарством в области оплаты труда и регулирования доходов на­селения;

• координация ценовой и налоговой политики;

• использование в ценовой политике предприятий марке­тинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с уче­том рыночных факторов);

• гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;

• разработка законодательства, направленного на преодоле­ние негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;

• совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобро­совестной конкуренции зарубежных компаний.

Концептуальные основы ценовой политики включают:

• макро- и микроэкономический аспекты,

• государственный и региональный аспекты,

• прямые и косвен­ные методы.

Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности предусмат­ривает защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, за­щиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубеж­ных конкурентов, формирование равнодоходных цен.

21.Объективная необходимость, понятие и содержание антимонопольного регулирования

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Антимонопольное регулирование представляет собой комп­лекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, что­бы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допу­стить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нор­мальному функционированию.

Функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции возложены на Министерство экономики Республики Бела­русь, которое формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Большинство организаций — монополистов РБ республиканского и местного уровней сосредоточено в машиностроении и металлообработке, в химической и неф­техимической, стекольной и фарфорово-фаянсовой промыш­ленности, черной металлургии.

Типы конкуренции: совершенная конкуренция; чистая монополия; естественные; монополистическая конкуренция; олигополия.

По методам осуществления конкуренцию можно классифи­цировать на: ценовую, неценовую.

Регулирование деятельности субъектов естественных моно­полий осуществляется путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпри­нимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объектив­ным технологическим причинам сохраняется состояние есте­ственной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразова­ния, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации па рынках, пресечение монопо­листических действий и недобросовестной конкуренции, устра­нение административных барьеров и обеспечение равных усло­вий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются: оптимизация структуры рынка; воздействие на экономическое поведение субъектов; корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заклю­чаются в следующем:

• содействие формированию рыночных отношений на осно­ве развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции;

• разумный подход к нормам антимонопольного законода­тельства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

• законность, гласность и публичность в действиях антимо­нопольных органов.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции». Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Граждан­ском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в ан­тимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банков­ской деятельности, стандартизации, защиты прав потребите­лей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предпо­лагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; запрещение соглашений о разделе рынков; запрещение переплетающихся директоратов; приобретение акций конкурирующей фирмой.

Основными направлениями демонополизации является:

• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

• государственное регулирование деятельности монополий;

• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:

1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией.

2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конку­ренции.

3. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-мо­нополистов

4. Создание условий для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольствен­ную и экологическую безопасность.

5. Развитие методологической базы по определению поряд­ка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

6. Составление и открытое ведение реестра монополистов.

Достижение поставленных задач предполагает совершен­ствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соот­ветствии с Соглашением о единых принципах и правилах кон­куренции и Соглашением о единых принципах и правилах ре­гулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).

Наши рекомендации