Модели современной рыночной экономики

В рамках типов экономических систем функцио­нируют их национальные разновидности (модели). Становление страновой модели рыночной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материаль­но-технической базы, наделенностью экономическими ресур­сами и др.

Выделяют ан­гло-саксонскую и рейнскую (европейскую), либеральную и не­либеральную (социальную) модели рыночной экономики.

Доминантное положение в мире занимает американская, точнее англо-саксонская модель:

• низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс производ­ства (19 % ВВП).

• поддержка свободы экономической деятельности, всемер­ное поощрение предпринимательской активности, защита кон­куренции, ограничение монополий;

• интенсивное перераспределение акционерной собствен­ности;

• высокий уровень социальной дифференциации.

Европейские модели:

• германская (широко известная модель социального ры­ночного хозяйства и социального правового государства);

• британская (наиболее характерная черта — дерегулиро­вание);

• французская (известна своим дирижизмом, или государ­ственным интервенционизмом);

• итальянская (характерная особенность — кооперати­визм);

• шведская (известна как «государство благосостояния»);

• рейнская, в которую часто интегрируют европейские мо­дели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции), ха­рактеризуется стабильностью состава собственников акционерных предприятий, предприя­тие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами.

Страновое разнообразие моделей стран Европы имеет тенденцию к сближению с обще­европейской моделью, формируемой идеологией и требования­ми Европейского Союза (ЕС): активное воздействие государства до 44 % ВВП, защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

сильная система социального обеспечения. Удельный вес затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов государств 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 и 78 % соответственно (в США не превы­шают 55 %).

Японскаяэкономическая моде­ль: социальная организация об­щества на основе уважения традиций японского образа жизни, демон­стрирует значение социокультурного и конфессиональных фак­торов в экономической жизни общества, четкое и эффективное взаимодей­ствие профсоюзов, промышлен­ников и финансистов, правительства в интересах достижения национальных целей; сильная государственная политика, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; упор на роль человеческого фактора, снижение удельного веса бедных 1 %.

Китайская модель смешанной эко­номики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Роль рыночного механизма и негосудар­ственного сектора в годы реформ значительно усилилась, одна­ко государственное регулирование (во многом в форме «направ­ляющего планирования»), распределение по труду и социаль­ные гарантии остаются приоритетными направ­лениями социально-экономической политики, преимущественно социалистиче­ская модель смешанной экономики.

Модели раз­вивающихся стран можно объединить на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные (южнокорейская модель) и импортозамещающие (страны Латинской Америки до сере­дины 1980-х гг).

По критерию «социальности» модели развитых стран можно разделить на 1) либеральную (США), 2) социально- ориентированную (Германия) и 3) социал-демократическую (Швеция) группы.

3.Понятие, содержание и характеристика государственного регулирования экономики.

На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики,где в качестве объекта регулированиявыступает национальная экономика,представляющая собой сложную экономическую систему.

Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т.д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.

В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика, все ее подсистемы - регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Предметом наукигосударственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования экономики, методологических и организационных основ ее построения и функционирования.

Содержаниемгосударственного регулирования экономики является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.

Развитие науки государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием других наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественного развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономики требуют применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками.

Наши рекомендации