Объективная необходимость налогов

Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.

История свидетельствует о том, что на самых ранних стадиях формирования государства выполнение им необходимых функций осуществлялось за счет собственных средств государя, добываемых в процессе войн в виде захвата имущества, взимания контрибуций с побежденных и т.п.

С развитием общества и усложнением государственных структур возникла потребность в специальных сборах, характер которых менялся соответственно изменениям общественных отношений. Например, при рабовладельческом строе и на ранних стадиях феодализма в условиях господства натурального производства налоги имели форму натуральных сборов и личных повинностей (участие в походах, трудовой оброк и др.).

Со становлением товарно–денежных отношений в доходах феодальных государств повышалась роль налогов: подушных, поземельных. Появились промысловый налог и акцизы.

Постепенно функции государства расширялись. Помимо административного управления оно стало активно заниматься регулированием экономики, обеспечением социально–культурных потребностей общества. Соответственно усложнялись и налоговые системы. Они стали многообразными и многофункциональными. Кроме фискального значения налоги постепенно приобретали регулирующую, стимулирующую функции и использовались государством для непрямого воздействия на формирование отраслевых пропорций в экономике для завоевания внешних рынков сбыта отечественных товаров.

Следовательно, объективная необходимость налогов, обусловленная существованием государства, и их значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития общества.

Сущность и функции налогов

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности.

Налогоплательщики обязаны беспрекословно подчиняться Закону. Следовательно, налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

Налоги, введенные в законодательном порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность и поэтому, по словам А.Смита, они являются для тех, кто платит признаком не рабства, а свободы. Именно эти специфические качества позволяют государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса.

Функции налогов:

Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Она обеспечивает мобилизацию средств и формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующее воздействие достигается путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

Наши рекомендации