Анализ маркетинговой деятельности и процесса сбыта продукции
Проведением эффективных стратегий деловой активности в целях сбыта продукции, формирование базы постоянных покупателей призвана заниматься служба сбыта, являющаяся самостоятельным структурным подразделением предприятия.Служба сбыта включает в себя: отдел продаж, отдел маркетинга, экономистов-аналитиков продаж (структура службы представлена в приложении 7). Возглавляется директором по продажам, подчиняется заместителю генерального директора по коммерческим операциям.
Согласно Положению о службе сбыта (приложение 8) ее функциями являются:
- проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию Компании, перспектив развития рынков сбыта в целях планирования планов производства, запасов готовой продукции, формирования ассортимента продукции, выпускаемой Компанией, организации рекламной деятельности Компании;
- сбор информации о рынках перспективных продаж, потенциальных покупателях и структуре дистрибьюции;
- проведение переговоров с потенциальными покупателями и заключение с ними договоров поставки продукции;
- участие в рассмотрении поступающих на предприятие претензий от покупателей и подготовке ответов на предъявленные претензии или судебные иски, а также участие в подготовке претензий покупателям при нарушении ими условий договоров.
ООО «Кондитерская фирма «Алтай» реализует свою продукцию:
- в дистрибьюторский канал, заключая договоры с торговыми партнерами;
- в розничный канал. Осуществляет поставки, минуя дистрибьюторов, крупным ритейлорам федерального и регионального значения – таким как, «Мария-ра», «Холидей», «Метро», «Ашан». А также розничным торговым точкам через эксклюзивную команду торговых представителей;
- в корпоративный канал (при продаже новогодней продукции непосредственно в компании, минуя, дистрибьюторов).
Рассмотрим маркетинговую деятельность на предприятии. Согласно положению об отделе маркетинга (приложение 9) целями его деятельности являются:
- удовлетворение требований покупателей;
- обеспечение роста продаж за счет достижения превосходства над конкурентам;
- внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений предприятия.
Функциями отдела маркетинга на предприятии являются:
- исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей;
- расчет емкости рынка для продукции предприятия;
- организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции; анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции; разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению качества и изменению ассортимента продукции;
- организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио); организация и подготовка статей и информации для журналов, газет, радио; подготовка сценариев для кинорекламных роликов, фильмов;
- анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции; участие в дегустации новой и конкурирующей продукции.
Согласно штатному расписанию в отделе маркетинга, возглавляемом начальником отдела маркетинга, присутствуют сотрудники следующих должностей: маркетолог и трейд-маркетолог (должностные инструкции представлены в приложениях 10,11 соответственно).
В числе должностных обязанностей маркетолога присутствуют:
- выполнение работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на товары, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды товаров;
- оценка перспектив развития рынка, перспектив компании по освоению и завоеванию того или иного сегмента рынка; участие в разработке стратегии выхода на рынок;
- подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции;
- составление технических заданий на разработку дизайн-макетов POS-материалов в рамках программ по стимулированию продаж.
Трейд-маркетолог данной организации выполняет следующие обязанности:
- разрабатывает меры по стимулированию (как активному - через систему скидок, поощрений и т.д., так и пассивному - через качество и дизайн товара, имиджевую политику) продаж;
- поддерживает связь с рынком для информирования потребителей и продвижения товаров; организует разработку стратегии рекламных мероприятий;
- определяет требуемый ассортимент товаров, ценовую политику на товары.
Выдержка из маркетинговой политики исследуемой организации представлена в приложении 12. В таблице5 приведена целевая аудитория для производимой продукции.
Таблица5 - Целевая аудитория, производимых ООО «Кондитерская фирма «Алтай», кондитерских изделий (по категориям)
Категория | Целевая аудитория |
Конфеты | 1. Пол - женский. 2. Возраст – 18-55 лет. 3. Семейное положение – состоят в браке. 4. Доход на члена семьи – 9-15 тыс. руб. в мес. 5. Род занятий – рабочие, специалисты. 6. Регион проживания – РФ, Страны СНГ и Экспорт. 7. Основные ценности (семья, карьера, здоровье, деньги) – семья, здоровье. 9. Степень важности: брэнда – средняя; цены – высокая; качества – высокая. Страны производства – предпочтение отечественного. Планирования покупок – высокая / средняя. Наличия рекламы – высокая. |
Печенье | 1. Пол – покупатели женский, потребители - женский / мужской. 2. Возраст – 12-60 лет. 3. Семейное положение – все категории. 4. Доход на члена семьи – средний и ниже среднего - до 10 тыс. руб. в мес. 5. Род занятий – специалисты со средним, высшим образованием. 6. Регион проживания – РФ, Страны СНГ и Экспорт. 7. Основные ценности (семья, карьера, здоровье, деньги) – семья, деньги, здоровье. 9. Степень важности: брэнда – низкая; цены – высокая; качества – высокая. Страны производства – предпочтение отечественного. Планирования покупок – высокая / средняя. Наличия рекламы – высокая. |
ООО «Кондитерская фирма «Алтай» ставит следующие цели для проведения маркетинговых мероприятий:
- удовлетворение спроса и потребностей потребителя;
- предоставления широкого выбора качественной продукции (расширение ассортимента);
- повышение спроса и потребления продукции;
- создание и улучшение имиджа, известности предприятия и производимой продукции;
- развитие предприятия и сферы деятельности;
- поддержания постоянного спроса на продукцию предприятия;
- увеличение доли рынка;
- увеличение объемов продаж продукции, производимой предприятием;
- увеличение доходов и получение прибыли в ближайшем и долгосрочном периоде.