IPO как механизм привлечения финансовых ресурсов на международном рынке
IPO – публичное первичное размещение акций компании , являющееся одним из основных инструментов привлечения финансирования, к которому обращаются компании, заинтересованные в инвестировании. После проведения IPO компания становится публичной, а отчетность ее прозрачной. Способы первоначального публичного предложения акций можно классифицировать:
- по месту размещения:
- на российском рынке
- на зарубежных рынках
- по схеме обращения акций на организованном рынке:
- путем листинга ЦБ на фондовой бирже
- путем выпуска депозитарных расписок на ЦБ эмитента
IPO считается одним из самых дорогих способов привлечения финансирования.
Так же при проведении IPO компания может достичь следующих целей:
6) создание механизма формирования рыночных цен на акции компаний
7) улучшение финансового состояния компаний, повышение финансовой устойчивости
8) улучшение имиджа и повышение престижа компании
9) привлечение стратегических инвесторов, расширение круга кредиторов и контрагентов
10) повышение эффективности контроля и управления
Для успешного выхода на фондовый рынок для проведения IPO, компания должна удовлетворять определенным требованиям:
1.иметь устойчивую позицию на рынке, занимать значительную рыночную долю
2.иметь достаточный размер бизнеса
3.иметь оптимальную структуру финансирования
4.иметь современные организационную систему управления, в том числе соблюдать принципы корпоративного управления, раскрывать информацию, реализовывать дивидендную политику
5.рентабельность бизнеса должна быть не ниже средней по отрасли
6.должна составлять финансовую отчетность по международным стандартам и иметь четкую стратегию развития
При проведении IPO широко используются следующие схемы:
1) Классическая: новым инвесторам предлагают дополнительно выпущенные акции, т.е. происходит выпуск новых акций, размещаемых по открытой подписке через фондовую биржу.
Эта схема имеет следующие преимущества:
- прозрачность и понятность денежных потоков и передачи акций
- вновь выпущенные акции свободны от рисков, связанных с их предыдущими владельцами
2) С участием акционеров: представляет собой предложение новым инвесторам уже выпущенных акций, которые продаются кем-либо из уже существующих акционеров. Новый же выпуск акций размещается уже после продажи ранее выпущенных акций инвесторам.
К недостаткам данной схемы можно отнести:
- сложность ее реализации
- необходимость вовлечения в схему существующих акционеров, которые вынуждены взять на себя определенные риски (существует вероятность, что в ходе продажи акций акционеры могут потерять контроль над компанией)
3) Выпуск депозитарных расписок на акции компании (американские депозитарные расписки, глобальные депозитарные расписки, европейские депозитарные расписки)
36. Этапы подготовки компаний к выходу на фондовый рынок.
Процедура подготовки компании к выходу на фондовый рынок с первоначальным публичным предложением акций (IPO) занимает длительные период времени (до 2х лет и может быть даже до 4х) и включает в себя следующие этапы:
- стадия предварительной подготовки выхода на IPO
Включает в себя построение оптимальной, прозрачной и понятной для инвесторов структуры управления компанией
Эта стадия имеет существенное значение, т.к. инвестор при выборе объекта инвестирования уделяет внимание:
- территории собственности компании
- правам акционеров
- раскрытию информации
- аудиторским заключениям
- отчетности компании
- стадия подготовки к выпуску акций
На этой стадии компания формирует команду для проведения IPO. Компания должна выбрать ведущий инвестиционный банк, аудиторов, юридических консультантов и других участников.
При выборе инвестиционного банка (лип менеджер), учитываются следующие критерии:
- репутация банка в мировом сообществе
- наличие обширной клиентской базы
- аналитические показатели
Роль банка:
- координация всего процесса подготовки выпуска ЦБ
- усовершенствование корпоративной структуры компании
- подготовка эмиссионных документов
- содействие в прохождении листинга на фондовой бирже
- проведение роудшоу
Предварительно проводится ознакомительная встреча всех лиц, которые входят в рабочую группу IPO с целью установления отношений, распределения ответственности и определения временных рамок.
Аудитор проводит аудит финансовой отчетности, в т.ч. промежуточный, проводит экспертизу и подписание проспекта эмиссии ЦБ.
- стадия регистрации выпуска и проспекта эмиссии ЦБ
Согласно российскому законодательству, компания, планирующая проведение IPO на российском фондовом рынке должна зарегистрировать выпуск акций регистрирующим органом (федеральная служба по финансовым рынкам – ФСФР).
Основными документами, которые должна подготовить компания для регистрации, являются:
- решение о выпуске
- проспект эмиссии акций
Проспект эмиссии ЦБ, кроме информации о выпуске, содержит широкий круг финансово-экономической информации, аналитические данные об эмитенте, его деятельности, о рисках, принимаемых на себя инвесторами.
Компании, которые планируют проведение IPO на зарубежных площадках, готовят документы для регистрации и распространения среди инвесторов соответствии с требованиями законодательства страны, в которой будет производиться размещение, и правилами зарубежных бирж.
В западной практике после составления предварительно проспекта ЦБ, компания начинает роуд-шоу, которое предполагает организацию собрания инвесторов в различных городах и проведение презентации компании крупным инвесторам . Целью данного мероприятия является убедить потенциальных инвесторов купить акции компании. Продолжительность роуд-шоу составляет 3-4 недели. По окончанию роуд-шоу компании и инвестиционный банк согласовывают окончательный объем выпуска и цену акций.
- стадия размещения акций на фондовой бирже
Размещение акций, т.е. заключение договоров купли-продажи с инвесторами осуществляется лишь по окончанию процедуры государственной регистрации выпуска.
Согласно российскому законодательству, размещение ЦБ начинается через две недели после раскрытия информации о регистрации выпуска ЦБ.
Период размещения определяется заранее в документах по выпускам ЦБ, однако, не может быть более года со дня утверждения советом директоров решения о выпуске ЦБ.
По окончанию размещения в срок, не позднее 30 дней, эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска ЦБ, который тоже подлежит регистрации.