Внебюджетные фонды, их особенности и состав.
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.
Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
● Пенсионный фонд Российской Федерации;
● Фонд социального страхования Российской Федерации;
● Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).
К экономическим относятся:
● Российский фонд технологическогоразвитияи отраслевые внебюджетные фондыНИОКР;
● финансовые фонды поддержки отраслей;
● инвестиционные фонды и др.
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года
Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:- страховых взносов;- средств федерального бюджета;- сумм пеней и иных финансовых санкций;- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
Фонд социального страхования образуется за счет:
- страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.
Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.
Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.
Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование.
Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.
Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
25. Эволюция теоретических взглядов на содержание и состав финансовой системы.
В современной отечественной и зарубежной науке нет единых позиций в трактовках термина «финансы» и «финансовая система», в том числе и в рамках одних научных школ. До сих пор в литературе содержатся разные точки зрения даже по вопросу об этимологии слова «финансы», а также временных границах первоначального использования данного термина.
Ученые спорят о том, когда впервые появился термин «Финансы»: в XIII или XV веках в Европе, а также из французского или итальянского языков пришло это слово?
Этимологический словарь (onlineetymologydictionary) утверждает, что слово «финансы» в 1400-е гг. произошло из средневекового французского «finance» – «окончание, урегулирование задолженности», из средневекового латинского «finis» - «платежи по расчетам, штрафы или налоги». В английский язык это слово пришло из французского языка в значении «выкуп» (середина XV века), «налогообложение» (конец XV века). В значении «управлять деньгами» впервые зафиксировано в английском языке в 1770 г. Глагольная форма связана с термином «капитал» (financed, financing) впервые зафиксирована в 1827 году.
Однозначно известно, что в научный оборот впервые этот термин ввел Жаном Боденом в Шести книгах о Республике (JeanBodin, LessixlivresdelaR?publique 1583), вторая глава шестой книги которого так и называется «Финансы».
Вплоть до XIX в. финансы определяются как наука о государственных доходах и расходах, именно в этом значении данное слово вошло в русский язык. Впервые в российской печатной литературе понятие «финансы» было использовано в предисловии к изданной в 1767 году Московским университетом книге «Переводы из энциклопедии».
В период НЭПа в СССР, когда в экономике присутствовали рыночные институты, финансы, как и во многих зарубежных изданиях, определялись как наука об управлении денежными средствами.
Такой подход в зарубежной литературе существует и в настоящее время: в частности, в учебнике лауреата Нобелевской премии в области экономики Роберта Мертона и ЗвиБоди «Финансы» определено, что «Финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени», такое же определение дает и Оксфордский словарь «Финансы и банковское дело».
В XX веке направления развития отечественной и зарубежной финансовой науки принципиально разделились. Зарубежные авторы, развивая теорию финансов, особую роль отводили изучению закономерностей функционирования финансовых рынков, а с 1960-х гг. – вопросам управления финансовыми ресурсами компании.
С конца 1940-х годов в отечественной литературе финансы стали трактоваться как самостоятельная экономическая категория, выражающая объективно существующие экономические отношения, имеющие специфические признаки. Впервые такой подход использовал профессор, а затем академик В.П.Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». В этот период большинство отечественных авторов главным признаком финансов называли формирование и использование фондов денежных средств.
Но проф. Вознесенский Э.А., а вслед за ним и многие современные авторы (Сабанти Б.М., Брайчева Т.В.) отмечали в качестве главного признака императивный характер финансовых отношений. Причиной такого подхода был тот факт, что финансы как учебная дисциплина первоначально преподавалась в Санкт-Петербургском университете как юридическая наука. Признавая, что в реальной жизни финансовые операции в большинстве случаев регламентируются нормами права, можно увидеть противоречие в том, что главным признаком объективно существующих финансовых отношений называются нормотворческая деятельность пусть и очень крупного, но все же субъекта этих отношений.
Отсутствие единых позиций по вопросу о сущности финансов иллюстрируется также наличием распределительной и воспроизводственной концепциями финансов в отечественной литературе. Эти концепции представлены и в современной российской учебной литературе. Сторонники распределительной концепции (В.М.Родионова, Л.А.Дробозина, С.И.Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленность последней с процессами производства, обмена и потребления. В рамках воспроизводственной концепции (Д.С.Моляков, Е.И.Шохин, Н.Г.Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, действующая на всех стадиях общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. В рамках распределительной концепции основные виды финансовых ресурсов – прибыль и амортизационные отчисления – источник реинвестирования или инвестирования в нефинансовые и финансовые активы. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы – с денежными средствами.