Основные Виды расходов бюджета
В Бюджетным кодексе РФ сказано, что расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.
Существует ряд расходов, которые в Российской федерации должны финансироваться исключительно из федерального бюджета - это такие расходы, как например, деятельность законодательных и исполнительных органов Федерации и федеральной судебной системы; международная деятельность; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; фундаментальные научные исследования; высшее образование; исследование и использование космического пространства; государственная поддержка атомной энергетики; социальная поддержка инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий, инвалидов, граждан, подвергшихся радиационному воздействию, доноров; погашение государственного долга Российской Федерации.
Расходные обязательства консолидированных бюджетов субъектов РФ включают такие расходы, как жилищно-коммунальная сфера и благоустройство, среднее и среднее профессиональное образование; дошкольное воспитание; забота о культурных потребностях населения; экологический контроль и установление правил землепользования на своей территории и пр.
Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно в составе законов о бюджете. Планирование и обсуждение государственных расходов является начальным этапом бюджетного процесса (далее следуют исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджета).
Для структурирования бюджета в части расходов в Российской федерации используются функциональная, ведомственная и экономическая классификации расходов бюджета.
При формировании структуры бюджета на очередной год первым шагом является распределение расходных обязательств по статьям функциональной классификации. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по типам функций, которые исполняет государство и местное самоуправление и на которые, следовательно, выделяются бюджетные средства. Функциональная классификация представляет наибольший интерес, поскольку позволяет выявить приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности общества.
Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или нескольких исполнителей (министерство, ведомство или службу). Поэтому следующим этапом планирования расходов идет распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета. В законе о федеральном бюджете структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением. В ней отражены непосредственные получатели бюджетных средств (исполнители государственных программ), конкретные направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета, а также детализация финансирования по целевым статьям.
Последний вид бюджетной классификации - экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию и предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.
Текущие расходы - это расходы на текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплаты заработной платы, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).
Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, к ним относятся капитальные вложения в основные фонды (инвестиционные программы, капитальный ремонт), создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.
В бюджетной системе РФ расходы бюджетов подразделяют также на непроцентные расходы и обслуживание государственного долга (т.е. выплат процентов по внешним и внутренним долговым обязательствам).
26….Основные формы финансовой помощи в системе межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.
Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.
Финансовая помощь
Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности предоставляется субъектам Федерации при условии подписания соглашения об исполнении его бюджета через Федеральное казначейство.
Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:
предоставлять бюджетные кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;
предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.
Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.
Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.
Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:
расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;
расходов по федеральным целевым программам;
капитальных расходов.
Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
Минфин РФ и Счетная палата РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета.
Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.
Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.
Эта помощь предоставляется в следующих формах:
ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
субвенций на финансирование целевых расходов;
бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.
Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.
Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.
29…основные этапы Бюджетного процесса
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;
приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
общий объём расходов;
верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
нормативная величина резервного фонда;
дефицит или профицит федерального бюджета;
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);
вернуть в правительство на доработку;
поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
бюджетные ассигнования по разделам;
программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
программа государственно внутренних и внешних заимствований;
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
31. Состав и структура расходов федерального бюджета на 2012-2014 гг
Cтруктура расходов федерального бюджетапо разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
В 2012-2014 годах увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах.