Противодействие терроризму и экстремизму
Нет нужды говорить о необходимости построения надежной многофункциональной глобальной системы информационного парирования вызовов и угроз национальной безопасности России и всему мировому сообществу.
Усилению террористической угрозе необходимо противопоставить эффективную, научно обоснованную, скоординированную деятельность всех органов государственной власти. Одной из главных задач, стоящих перед силовыми и правоохранительными структурами в борьбе с терроризмом, является выработка комплексных мер, новых универсальных подходов, обобщение усилий в противодействии этому явлению. В связи с этим необходимо проанализировать весь спектр террористической деятельности и организовать упреждающие мероприятия.
Целесообразно создание аналитической, математической, статистической, нумерологической модели криминогенной ситуации для документирования престу пной деятельности террористических групп на стадии замысла и приготовления. Без этого невозможен серьезный прогноз развития ситуации. Модель может выглядеть в виде следующих блоков.
Первый блок — паспортно-визовые подразделения (организация фильтрации лиц, представляющих оперативный интерес).
Работа паспортно-визовых подразделений сегодня сводится к узкой деятельности по регистрации граждан и выдаче документов. Сотрудник подразделения мог бы провести грамотную разведывательную беседу, скрытно выявить и установить цель приезда мигранта, гастарбайтера, коммерсанта, идентифицировать террористическую группу по признакам землячества и т. д. Настоятельной необходимостью сегодняшнего дня стало наличие в штате первого блока специалистов-поянграфологов с обязательным опытом оперативно-следственной работы.
Второй блок — участковые уполномоченные полиции. Они могли бы играть роль объектовой разведки (гласной оперативной установке подозрительных лиц) Для оперативного аппарата.
Третий блок — негласный объектовый аппарат.
Четвертый блок — вневедомственная охрана.
Пятый блок — аппарат автоинспекции МВД, позволяющий проводить визуальное выявление лиц, представляющих оперативный интерес, и их маршрутные возможности. Сегодня раскрытия угонов и краж из автотранспорта целесообразно передать аппарату автоинспекции МВД. Появление нового субъекта ОРД повысит роль и место сотрудников автоинспекции в собственно системе МВД России.
Стратегия правоохранительных органов и специальных служб современной России заключается в тотальном оперативном контроле информационных возможностей и финансовых потоков организованных преступных групп и международных террористических организаций. Замысел своевременного реформирования оперативного блока правоохранительных органов и специальных служб России вызван острой необходимостью оптимизации субъектов оперативно-розыскной деятельности. Объективная реальность ставит перед президентом РФ и государством приоритетные задачи строительства новой архитектуры сообщества правоохранительных органов и специальных служб. Основной акцент реформирования направлен на концентрацию усилий по созданию единого вектора оперативно-поисковых, следственных и силовых возможностей разрозненных сил и средств, направленных на построение мощного блока системы национальной безопасности. Государство берет ориентацию на построение вертикали эффективного управления всем арсеналом оперативно-разведывательного и боевого комплекса адекватного реагирования новым вызовам и угрозам международного террористического характера.
Создание Государственного антинаркотического комитета России стало первым шагом к построению многоуровневой системы неуязвимой обороны общества и государства от криминальных и террористических посягательств. Концентрация всех сил и средств в единый оперативно-поисковый блок сегодня продиктована временем.
Основной упор необходимо сделать на организацию информационно-психологического сопровождения Президентской программы контроля по незаконному обороту наркотиков.
Отдельно следует оговорить роль и место автоинспекции МВД России в структуре организации оперативного контроля по незаконному обороту наркотиков, оружия, драгоценных металлов, камней, стратегического сырья, неуправляемых миграционных потоков.
Автоинспекция МВД России (ГИБДД/ГАИ) — единственная структура правоохранительного блока, имеющая значительные оперативные позиции в городах, селах, межрегиональных транспортных магистралях. Алгоритм успеха заключается в построение квадратно-гнездовой паутины из специально оборудованных стационарных постов ГИБД Д (ГАИ) МВД РФ. Тотальная поисковая сеть предоставит уникальную возможность гласного и негласного визуально-технического контроля по сопровождению лиц и грузов, представляющих оперативный интерес, в режиме реального времени в любой точке оси координат на всей территории государства. Сегодня подразделения ОПУ МВД и ФСБ РФ по всем линиям не способны эффективно вести наружное наблюдение без информационно-оперативного и технического сопровождения сил и средств автоинспекции МВД РФ.
Огромная роль автоинспекции МВД РФ состоит в укреплении безопасности правительственных трасс и организации взаимодействия с ФСО РФ по охране и сопровождению политического руководства страны. Органы автоинспекции МВД РФ способны негласно охранять стратегические трасы и подходы к объектам особой государственной важности. Поэтому этот блок оперативного ресурса целесообразно интегрировать в единую вертикаль управления с ОПУ МВД РФ.
Максимальное усиление оперативных позиций возможно достигнуть за счет создания единой глубоко интегрированной информационно-поисковой системы оперативно-справочных учетов в структуре Национального антитеррористического комитета (НАК). Основу глобальной системы оперативно-справочных учетов составят поисковые базы автоинспекции МВД РФ, ЦАБ, ФСНП (архив), ГИЦ ГУВД Москвы, ИЦ ГУВД МО, ОСО ГНИЦУИ МВД, ОПУ МВД РФ, ГТК РФ, ФПС РФ, финансовой разведки. Свою независимость и обособленность должны сохранить информационно-поисковые системы СВР, ГРУ МО, ФСБ и ФСО России. Современная интегрированная оперативно-поисковая система сможет осуществлять мониторинг и оперативное сопровождение транзита объектов оперативной заинтересованности в режиме реального времени по территории России. К ним относятся:
• контрабандные грузы;
• лица и автотранспорт, представляющие оперативный интерес;
• лица, находящихся в розыске;
• наркопотоки;
• стратегические ресурсы (золото, серебро, лес, металлы, морепродукты);
• незаконная миграция;
• «грязные» финансовые потоки.
В случае обеспечения полного контроля со стороны президента РФ над указанными финансовыми и сырьевыми потоками власть главы государства будет авторитетна и непререкаема. Система позволит оперативно выявлять и информационно сопровождать по всему миру «грязные» финансовые потоки, полученные террористами, наркосиндикатами и преступными группировками. Целесообразно ускорить построение системной глубоко интегрированной межведомственной аналитической разведки с использованием открытых, закрытых и технических источников информации.
Актуальным международным направлением деятельности НАК должна стать организация информационно-оперативного взаимодействия с мировыми разведывательными и полицейскими службами, фондами и неправительственными организациями в сфере контроля за оборотом наркотиков.
Силовое и оперативное обеспечение НАК могли бы осуществлять единые Силы специальных операций (отряды специального назначения МВД и ФСБ России), на базе которых, возможно, будет развернута Национальная гвардия — структура прямого подчинения президенту РФ. При этом постепенная интеграция информационно-боевых возможностей силового блока с ФСО РФ кардинально изменит уровень защищенности руководства страны и объектов специального назначения.
Сегодня необходимо создать юридические, информационные, политические. Дипломатические предпосылки для унификации действующего законодательства России в единых рамках международного правового поля. По мере ускорения интеграционных процессов вхождения России в ЕС, НАК может стать базовой структу рой для создания Международного европейского центра по противодействию терроризму и контролю за оборотом наркотических средств.
Только за счет правильной координации этих пяти полицейских блоков можно значительно усилить противодействие террористическим и экстремистским группам, проникшим на территорию России на уровне первичного внедрения.
Необходимо построить единую межведомственную информационнопоисковую систему, которая выдавала бы комплексные данные на любого административно задержанного в режиме реального времени. Анкетные данные (фамилию, имя, отчество, год и место рождения, национальность, адрес постоянного проживания) сейчас мы можем оперативно установить только со слов задержанного. Проживает ли реально «проверяемый» по указанному им адресу? Цель приезда в Россию? Наличие судимости, по каким статьям УК? Наличие недвижимости, автотранспорта, мобильные телефоны, место работы, вид бизнеса, выезды за границу?
Пора переходить на организацию единого оперативного обеспечения национальной безопасности по всем направлениям — криминальный сыск, контрразведка, разведка. Актуальная задача — создание единой многофункциональной оперативнопоисковой системы.
Для успешной борьбы с терроризмом и экстремизмом на всех уровнях, силовым правоохранительным органам государства следует отслеживать:
• движение значительных денежных средств (появление новых банков, крупных бизнес-структур и т. п.);
• коррумпированность чиновников;
• создание радикальных политических этнических организаций и сект, строительство новых культовых сооружений религиозного толка;
• объемы и движение наркотических средств;
• рост уличной преступности;
• изменение потока незаконной миграции.
В отношении миграции лидер Израиля Б. Нетаньяху в своей монографии пишет: «Ужесточите иммиграционное законодательство! Сегодня уже хорошо известно, что США, Англия, Германия, Италия и другие страны благодаря либеральному регулированию иммиграции превратились в прибежище для террористов»[298].
Говоря о России, обратимся к статистике. Так, по мнению российских официальных лиц, на начало 2011 г. в России работают от 1,5 млн. до 15 млн. трудовых иммигрантов. Объем нелегальной иммиграции — 4–4,2 млн. человек.
По словам главы думского Комитета по международным делам Константина Косачёва, к 2050 г. доля иностранных мигрантов может превысить треть населения России. «Уже сегодня в России проживают около 10 млн. граждан других государств. Это целая Португалия, если брать европейские аналоги», — отметил он.
Основной поток мигрантов в Россию составляют граждане стран СНГ, среди которых 50 % — приезжие из Казахстана, Украины, Таджикистана и Узбекистана. Среди приехавших из стран дальнего зарубежья в 2010 г. на первом месте были выходцы из Германии, а в 2009-м — из Китая.
Кстати, немного об экономике. По официальной статистике, в 2009 г. иностранные мигранты перечислили в свои страны около 19 млрд. долл., что составляет 2 % российского ВВП. Это больше, чем перечислили на родину гастарбайтеры из разных стран Европы. В Германии эта сумма составила 16 млрд. долл., в Италии — 13 млрд. долл., в Испании — менее 13 млрд. долл. По сумме заработанных и отправленных мигрантами на родину средств Россия заняла в рейтинге Всемирного банка четвёртое место после США, где объём денежных переводов составил 48,3 млрд. долл., Саудовской Аравии (26 млрд. долл.) и Швейцарии (19,6 млрд. долл.).
Среди иммигрантов выделим женщин как наиболее уязвимую категорию с точки зрения вербовки для террористического подполья. Обратимся к миграции из Таджикистана: в ее структуре на долю женщин приходится около 15 %. Что представляют собой таджикские мигрантки, вынужденные зарабатывать на жизнь в Москве? Это, как правило, замужние женщины после 40, семьи которых, в том числе мужья, остаются дома на родине. Среди них встречаются вдовы, у некоторых мужья либо тяжело больны, либо зарабатывают в переводе на рубли не больше 1 тыс. рублей. Образование — среднее школьное, реже — среднее специальное. Встречаются учительницы младших классов, медсестры. Разговорным русским атадеют плохо — даже при советской власти большинство таджичек не выезжали из кишлаков. Поскольку трудовая миграция в Таджикистане очень распространена, женщины направляются в те места, где уже работают их земляки, т. е. делают то, что принято во всем мире, — используют для трудоустройства не диаспору, а неформальные иммиграционные сети. Разумеется, это сопряжено с риском.
Деньги на дорогу берутся в долг. По приезде в Москву торгуют на рынке. Заработки здесь очень низкие. Работая каждый день без выходных, продавщица лимонов получает в месяц в среднем около 100 долл. «Карьеру» таджичка, как и узбечка, в Москве не сделают, поскольку их поле деятельности здесь очень ограниченное. Их земляки-мигранты трудятся подсобными рабочими и грузчиками на рынке, работают на тяжелых стройках, дворниками. Устраиваются работниками предприятий питания, становятся владельцами торговых точек по продаже сухофруктов. Некоторые находят место в бизнесе и криминальных структурах (входящих в систему наркоторговли). Женщинам же таджичкам разрешено только торговать продуктами питания и горячими напитками вразнос на рынках. Или собственной выпечкой на тех же рынках. Правда, в провинции другая ситуация. Встречаются мигрантки. в основном с длительным сроком пребывания в России, которые арендуют мелкие торговые точки и даже сумели устроиться в бизнес-структуры.
Имея в общих чертах такой психологический портрет, можно констатировать — это потенциальная «черная вдова». При соответствующей психологической обработке сделать из нее «живую бомбу» не представляется сложным, тем более, в условиях «миграционных» ОПТ.
Отдельно рассмотрим «миграционные» ОПГ на примере той же таджикской диаспоры в России. Представители данной ОПГ, как и набирающих силу других азиатских преступных группировок экс-СССР, все чаще фигурируют в оперативных сводках российских спецслужб. Особую опасность представляют: сложившаяся система контроля рабочих мест лидерами таджикской ОПГ (а это и информационная база потенциальных «клиентов», о чем говорилось ранее), интеграция данной ОПГ в общую мусульманскую ОПГ на территории России, не в последнюю очередь, на идеологических принципах околорадикального ислама (убить неверного, взять его имущество не грех, грех — это же, но в отношении единоверцев), наркотическая «специализация» таджикской преступности (организация и контроль наркотрафиков в Россию из Афганистана и Пакистана через Таджикистан).
Следует рассмотреть незаконную миграцию и с точки зрения носителя биологического оружия. Так, главную причину растущего числа случаев заболевания специалисты Фонда борьбы с туберкулезом (KNCV, Tuberculosis Foundation) связывают с миграцией населения, отмечая, что в условиях глобализации туберкулез может представлять серьезную угрозу. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 2 млрд. человек, или 1/3 всего населения мира инфицированы бациллами туберкулеза. Надо полагать, что существует возможность посредством направленных зараженных миграционных потоков создавать контролируемые очаги нестабильности.
Миграция населения сопровождается самозахватом городских земель, обостряет земельный вопрос в сельской местности, усугубляет проблему занятости. Все это в свою очередь создает питательную среду для социального взрыва, распространения и укоренения радикального ислама. Так, в районе Ферганской долины сформировано религиозно-экстремистское подполье, которое имеет экстерриториальный характер, непосредственно затрагивая Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Хорошо организованная разветвленная сеть активистов занимается пропагандой своих идей среди населения, вербовкой и подготовкой боевиков. Речь идет об Исламском движении Узбекистан (ИДУ), которое, вопреки названию, носит интернациональный характер. Его цель — дестабилизация обстановки в странах Средней Азии, свержение существующих правительств и создание на месте светских государств исламского халифата. Нет сомнения в том, что ИДУ создавалось по планам и на средства зарубежных религиозно-террористических центров, которые остаются его спонсорами и по сей день.
Сверхважным представляется миграционный вопрос с точки зрения стабильности российской политической системы. Возьмем пример двух стратегически важных городов России — Москвы и Санкт-Петербурга. Чрезмерное наличие в них мигрантов давно «поглотило» коренную часть населения этих городов, которая ассоциирует себя с интересами города и является опорой власти на местах. Но по причине малочисленности, роста ассимиляции мигрантов в среду проживания «коренное» выражение интересов стало невозможным. Отсюда наличие скрытого, а порой и явного диктата мигрантов власти. Где гарантии, что череда терактов в Москве и Питере не направлена против изменения существующего политического строя в стране?
С учетом вышесказанного авторы считают целесообразным, в частности, чаще применять при квалификации преступных деяний статью «бандитизм» УК России вместо размытых и небесспорных «терроризм» и «экстремизм». Это отличное профилактическое средство в борьбе с преступностью и коррупцией, да и наказание за бандитизм реальнее и жестче.
В заключение главы приведем выдержку из документа под названием «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.», утвержденного Указом президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, в котором говорится, что обеспечению национальных интересов РФ будет препятствовать ряд факторов. Один из них формулируется следующим образом: «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы, может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников».