Совершенствование управления финансами

На современном этапе совершенствование управления фи­нансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эф­фективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям: а) перестрой­ки органов управления финансами, совершенствования мето­дов организации работы финансовых органов; б) развития авто­матизированных систем управления финансами.

После распада СССР на многих предприятиях Беларуси бы­ли созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, фи­нансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).

Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При адми­нистративном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, при­казным мерам решения тех или иных вопросов.

Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выяв­ление резервов роста прибыли и других экономических и фи­нансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение пред­приятиями своих экономических и финансовых проблем.

В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автома­тизированных систем в управлении финансами.

Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычисли­тельной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ вы­ступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автомати­зированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсисте­ма АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управле­ния финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспе­чиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показате­ли, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.

В настоящее время актуальной задачей является автомати­зация финансовых расчетов в страховых организациях, низо­вых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися дан­ными по налогоплательщикам.

Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формали­зации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершен­ствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера де­ятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректи­ровку и осуществляет постоянный контроль за работой систе­мы. Таким образом, специалист по финансам, используя дан­ные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.

АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб совре­менной электронно-вычислительной техникой.

В управлении финансами большую роль играет финансо­вый менеджмент— специфическая система управления фи­нансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, ме­тоды, инструменты, а также работников, принимающих управ­ленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономичес­кого роста.

Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансо­вой системы и выступает важнейшей составной частью струк­туры управления в условиях рынка.

В экономической литературе финансовый менеджмент обыч­но рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.

С институциональной точки зрения финансовый менедж­мент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С ор­ганизационно-правовой точки зрения финансовый менедж­мент — это вид предпринимательской деятельности. С функци­ональной точки зрения финансовый менеджмент — это систе­ма экономического управления и одновременно — часть финан­сового механизма. В системе экономического управления име­ются две подсистемы — субъект и объект управления, связан­ные потоком информации (информационные связи).

Субъект управления — это управляющая подсистема, кото­рую образует специальная группа людей, посредством различ­ных форм управляющего воздействия обеспечивающая целе­направленное функционирование объекта. Субъектом управле­ния может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.

Объект управления — это управляемая подсистема, пред­ставляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, ис­точники финансовых ресурсов и финансовые отношения, воз­никающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.

Воздействие субъекта на объект управления составляет про­цесс управления; для его осуществления необходимо циркули­рование определенной информации между субъектом и объек­том управления.

Процесс управления финансами (независимо от его кон­кретного содержания) предполагает получение, передачу, пере­работку и использование информации.

Различают информацию двух видов:

• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;

• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.

От субъекта к объекту управления поступает командная ин­формация в форме приказов, программ, плановых заданий (рис. 5.1).

Совершенствование управления финансами - student2.ru

Рис. 6.1. Общая схема финансового менеджмента:

1 — движение командной информации; 2 — движение информации о состоянии объекта; 3 — движение внешней информации

Функции, выполняемые финансовым менеджментом, не одинаковы для субъектов и объектов управления. К функциям субъекта управления относятся прогнозирование, планирова­ние, организация, регулирование, координация, стимулирова­ние и контроль.

Функциями объекта управления являются организация де­нежного оборота, обеспечение хозяйствующего субъекта инвес­тиционными средствами, накопление капитала и эффективное его вложение, организация финансовой работы.

Финансовый менеджмент действует во всех звеньях финан­сового рынка. Это менеджмент операций: а) валютных; б) с дра­гоценными металлами и драгоценными камнями; в) на денеж­ном рынке; г) кредитных; д) с недвижимостью и др.

Управление финансами происходит во времени, что влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и опера­тивно-тактический.

Стратегический финансовый менеджмент представляет со­бой управление инвестициями, через него реализуются выбран­ные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:

• финансовую оценку проекта вложения капитала;

• отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;

• поиск оптимального варианта вложения капитала;

• определение источников финансирования.

Все инвестиции осуществляются во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важно учитывать влияние факто­ра времени. Известно, что ценность денег со временем снижает­ся, к тому же чем продолжительнее инвестиционный период, тем выше степень финансового риска.

Оперативно-тактический финансовый менеджмент пред­ставляет собой оперативное управление денежной наличнос­тью, которое направлено на обеспечение суммы наличных де­нег, достаточной для выполнения финансовых обязательств, а также на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.

Существуют три цели управления денежной наличностью:

• увеличение скорости поступления наличных денег;

• снижение скорости денежных выплат;

• обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.

Финансовый менеджмент как орган управления — это аппа­рат управления, часть руководства хозяйствующих субъектов. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым ме­неджером. Финансовая дирекция включает ряд подразделений (финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалте­рия и т.д.), состав которых определяется высшим органом уп­равления хозяйствующего субъекта.

Основными функциями финансовой дирекции являются следующие:

• определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;

• разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;

• определение инвестиционной политики;

• установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;

• разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;

• участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;

• осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;

• ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта и др.

В управлении финансовой деятельностью главной фигурой является финансовый менеджер. На крупных предприятиях и в акционерных обществах создаются группы финансовых ме­неджеров с ведущим финансовым менеджером во главе. Обя­занности финансового менеджера регламентируются должност­ной инструкцией, включающей и квалификационную характе­ристику данного работника.

Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности способствует тому, что управление финансовой сферой перестает быть чисто бюрократическим, администра­тивным актом, приобретая черты творческой деятельности, ак­тивно реагирующей на изменения, происходящие в окружаю­щей среде. Финансовый менеджмент предполагает использова­ние научных основ планирования и управления, финансового анализа, он открыт для нововведений (инноваций).

Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности, которую выполняют профессиональные менеджеры и финансо­вые институты (например, холдинговые и трастовые компа­нии). Его сущность схематически выражается в следующем обмене:

Деньги ß àУслуги финансового менеджмента ß à Деньги с приростом.

Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок. Здесь проявляются экономические отно­шения между продавцами и покупателями финансовых (денеж­ных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между стоимостью этих ресурсов и потребительской стоимостью. Функционирова­ние финансового рынка создает основу для предприниматель­ства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями.

Любое управление осуществляется с помощью ряда приемов, т.е. способов управляющего воздействия на объект управления, предназначенных для достижения конкретной цели в конкрет­ной хозяйственной ситуации в конкретный срок.

В практике финансового менеджмента используются раз­личные приемы управления финансами: перевод денежных средств, помещение капитала в банки с целью его прироста, по­лучение дохода за счет спекулятивной сделки и др. Общим со­держанием всех приемов финансового менеджмента является управляющее воздействие денежных отношений на конкрет­ный актив и денежный поток в целом.

Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В ры­ночной экономике они тесно связаны между собой.

Финансовое планированиеследует рассматривать как пла­номерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансо­вых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планиро­вание — это разновидность управленческой деятельности, на­правленной на определение требуемого объема финансовых ре­сурсов, их оптимальное распределение и эффективное исполь­зование. Необходимость финансового планирования обусловле­на относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам про­изводства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.

Благодаря финансовому планированию можно свести к ми­нимуму последствия влияния отрицательных внешних факто­ров, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъ­ектов. Оно позволяет определить оптимальные объемы про­изводства и продажи продукции и товаров, своевременно при­нять финансовые меры для обеспечения сбалансированного поступления и расходования денежных средств.

В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — ры­нок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или

иного периода времени. Финансовое планирование является также одним из инструментов регулирования финансового рынка, действующим в сфере экономических отношений меж­ду продавцами и покупателями финансовых ресурсов, — на ва­лютном рынке, рынке ценных бумаг, денежном рынке (ссуд­ных капиталов) и рынке золота.

В рыночной экономике особое значение приобретает внутри­фирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование— это процесс установ­ления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач. Государственный орган управления, каждая орга­низация выбирают свои цели и задачи, а также средства их дос­тижения. Финансовое планирование — важная составная часть планирования деятельности государства и субъектов хозяй­ствования.

Основным назначением внутрифирменного финансового пла­нирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективнос­ти выполняемых операций и ожидаемых итогов работы пред­приятия. Внутрифирменное финансовое планирование включа­ет разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Матери­алы финансового планирования субъектов хозяйствования ис­пользуются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях.

Содержание финансового планирования раскрывается в пред­ставлении данного понятия как процесса обоснования движе­ния финансовых ресурсов и капитала на конкретный период.

При финансовом планировании определяются движение де­нежных средств, опосредующее их финансовые отношения и различные стоимостные пропорции. Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непо­средственно финансовая деятельность государства или хозяй­ствующего субъекта. Сфера действия финансового планирова­ния охватывает в основном распределительные и перераспреде­лительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денеж­ных средств, доходов и капитала. Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.

Посредством финансового планирования происходит кон­кретизация экономических и финансовых прогнозов, опреде­ляются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последова­тельность их реализации, а также методы, содействующие дос­тижению поставленных задач.

Сказанное позволяет сделать следующие обобщения. Фи­нансовое планирование следует рассматривать как целенаправ­ленную деятельность государства, отдельных звеньев и субъек­тов хозяйствования по обоснованию эффективности принимае­мых экономических и социальных решений с учетом их обеспе­ченности источниками финансирования, оптимизации намеча­емых затрат и положительных конечных результатов.

Финансовое планирование как субъективная деятельность людей только тогда дает положительные результаты, когда ба­зируется на познании объективных закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, изуче­нии исходной базы, результативности ранее проводившихся мероприятий и финансовых операций.

Исходной базой для обеспечения высокого качественного уровня финансового планирования должны быть финансовые прогнозы.

Финансовое прогнозированиерассматривается в литерату­ре с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прог­нозом), как метод вероятного планирования (предсказание бу­дущего опирается на накопленный опыт и текущие предполо­жения относительно будущего) или как оценка наиболее веро­ятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожи­даемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов).

Суть прогнозирования заключается в предвидении неоп­ределенного будущего, в то время как планирование пред­полагает осуществление расчетов при определенных, заданных условиях.

Финансовый прогноз — это научная предпосылка управле­ния финансами. Он отличается от простого предсказывания бу­дущей ситуации тем, что базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях и отвечает на вопрос «Что может случиться, если ... ?». Прогнозирование выступает органи­ческой частью бюджетных посланий президентов США, РФ и других стран. В России работу по финансовому прогнозирова­нию выполняют Институт прогнозирования РАН, отдел сводно­го финансового прогнозирования Министерства экономики РФ, другие организации. В Беларуси этим занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Минис­терства экономики Республики Беларусь.

Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тен­денций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной эконо­микой финансовый прогноз используется как метод реализа­ции финансовой политики.

Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюде­нием правил ведения национальных счетов.

В условиях рынка возрастает риск хозяйственных опера­ций. Внешняя среда, в которой работают предприятия, меняет­ся настолько быстро, что изменчивость становится неотъемле­мым признаком действительности. Это требует корректировки финансовых задач и методов их решения. Роль прогнозирова­ния очевидна — это необходимость разработки финансовых прогнозов на длительный срок.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать пла­нированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенден­ций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. В ходе финан­сового планирования конкретизируются и корректируются про­гнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается после­довательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.

Финансовое планирование следует рассматривать как пер­воначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления. Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции. Он занимает важное место в системе мер стабилизации денежного хозяйства предприятий и госу­дарства в целом.

В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:

• принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой государства и каждого хозяйствующего субъекта;

• принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия. По отношению к финансам хозяйствующих субъектов этот принцип означает, что любые изменения в планах закупок, производства, маркетинга должны учитываться в финансовых планах путем корректировки соответствующих показателей;

• принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования. Ряд экономистов считают оптимальным составление пятилетних планов: первый год — текущий бюджетный; второй — год, на который формируется очередной бюджет государства; следующие три года — это собственно плановый период оптимального размера. Считается, что более короткий срок не позволяет определить перспективу, а более длительный — усиливает факторы неопределенности. Финансовое планирование является «скользящим»: финансовый план каждый год составляется заново, а период планирования сдвигается на один год вперед. Благодаря этому существует возможность быстро реагировать на изменение экономических условий.

Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифир­менном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:

• принцип соотношения сроков («золотое банковское правило»), который означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки. Именно поэтому инвестиции с длительными сроками окупаемости должны финансироваться в основном за счет долгосрочных заемных средств;

• принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обя­зательств;

• принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций. Другими
словами, привлекать заемный капитал выгодно лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;

• принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);

• принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;

• принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;

• принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчиты­ваются в стоимостной форме. Они базируются на производ­ственных показателях, но не являются их пассивным выраже­нием. В процессе обоснования финансовых заданий не просто производится пересчет натуральных показателей в стоимост­ные, а определяется эффективность намечаемых затрат, осуще­ствляются выбор рациональных форм мобилизации доходов и других денежных поступлений, их распределение исходя из це­лесообразности и конечных результатов.

В финансовом планировании и прогнозировании использу­ются различные методы. Показатели финансовых планов мо­гут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэф­фициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движе­ния финансовых ресурсов за истекший период. Анализ про­изводится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фак­тических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации и пропорции; расчеты производятся на основе дан­ных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Его часто используют при определении плановой пот­ребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В ка­честве коэффициентов используют темпы роста объемов про­изводства и продаж, индексы цен и инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов и др.

Оба вышеуказанных метода дают приближенные результа­ты. Реальность финансовых расчетов повышается с примене­нием нормативного метода планирования. В этом случае пот­ребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными ор­ганами управления, другие — субъектами хозяйствования. При­мерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчисле­ний в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского про­цента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др. Достоинством нормативного метода планирования являет­ся простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую вели­чину доходов, денежных поступлений и затрат. Однако для ши­рокого применения этого метода требуется мощная, экономи­чески обоснованная нормативная база, создание которой за­труднено частыми изменениями законодательных актов.

Метод оптимизации плановых решений предполагает со­ставление нескольких вариантов плановых расчетов, из кото­рых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др.

Основным способом согласования отдельных разделов фи­нансовых планов является балансовый метод. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С по­мощью балансового метода достигается некоторая синхрон­ность в движении материальных и финансовых ресурсов, преду­преждаются возможные диспропорции между расходами и по­ступлением денежных средств в определенные отрезки време­ни. Методы сбалансирования финансовых планов должны бази­роваться на рациональных формах движения финансовых ре­сурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.

Возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий повышается с применением методов прог­раммно-целевого и экономико-математических моделей дви­жения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обес­печения проекта, объема и структуры расходов по нему в раз­ных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволя­ет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о вы­полнении предлагаемой программы, но и о конечных результа­тах (ускорение оборота капитала, максимизация прибыли и др.).

В финансовом планировании широко применяются современ­ные средства ЭВТ, а также долгосрочные нормы и нормативы.

Реальность и обоснованность финансовых заданий отдель­ных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

Активное воздействие финансового планирования на ре­зультаты деятельности предприятий во многом зависит от соб­людения вышеназванных принципов при разработке финансо­вых планов и от используемых методов обоснования и взаим­ной увязки финансовых заданий.

7.2. Современная система финансовых планов

Результатом финансового планирования являются различ­ные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.

Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду па­раметров.

По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близ­кие к прогнозам.

По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.

По способу разработки и исполнения: твердые планы (дей­ствительны на данный период и пересматриваются лишь в слу­чае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватывае­мого прогнозом. Например, план на 2000—2005 гг. через год станет планом на 2001—2006 гг. и т.д.).

По географической зоне применения: на общенациональ­ном уровне и ниже существуют планы государственные, нацио­нальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являют­ся индикативными и охватывают некоторые стратегические по­казатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внеш­няя торговля).

Внутри страны финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы. Форма финансового плана, состав его по­казателей отражают специфику соответствующего подразделе­ния (звена) финансовой системы. Так, например, органы госу­дарственной власти формируют бюджеты разных уровней. Для предприятий, работающих на коммерческих началах, основной финансовый план составляется в форме расчетного баланса до­ходов и расходов. Учреждения и организации, осуществляю­щие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а стра­ховые компании, общественные объединения, кооперативные организации и банки — финансовые планы (бюджеты).

При разработке финансовых планов на государственном, ре­гиональном, отраслевом уровнях учитываются требования фи­нансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития.

По своей значимости и объемам перераспределяемых ресур­сов государственный бюджет является важнейшим централи­зованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах через государственный бюд­жет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего про­дукта.

В Республике Беларусь в 2004 г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи госиму­щества) в валовом внутреннем продукте предусматривалась в размере 31,5 %, в 2005 г. — 45,6 % (с учетом средств целевых бюджетных фондов).

В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и го­сударственных внебюджетных фондах» бюджет страны опреде­лен как «основной финансовый план формирования и исполь­зования денежных средств для обеспечения функций государ­ственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административ­но-территориальных единиц».

Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий пе­риод планируются в соответствии с программой экономическо­го и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов госу­дарственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, ра­ционального распределения и экономного использования бюд­жетных средств, сбалансированности бюджета, удержания де­фицита бюджета в пределах законодательных норм, определе­ния источников финансирования дефицита бюджета.

Финансовые планы целевых бюджетных фондов(Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содей­ствия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расхо­дов. Государство в законодательном порядке устанавливает ис­точники и порядок формирования доходов и направления ис­пользования средств таких фондов.

Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом со­ответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.

Корпоративное (внутрифирменное)финансовое планирова­ние опирается на финансовую политику предприятия, разрабо­танную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кре­дитной, политики государства.

В корпоративном (внутрифирменном) планировании суще­ствует определенная иерархия, отражающая различные плано­вые установки, уровень разработки и ширину охвата планиро­ванием. Так, определение целей и задач организации находится в компетенции высшего руководства. Плановые установки даются им на длительный срок и действуют в масштабах всего предприятия. Проработка путей достижения стратегических целей и постановка задач перед отделами — дело среднего руко­водства. Сроки таких плановых заданий могут уточняться, са­ми планы содержат тактические подходы для выполнения по­ставленных задач. Конкретные процедуры и методы достиже­ния целей находят отражение в детализированных планах под­разделений предприятия и <

Наши рекомендации