Увеличение номинальной стоимости акций

Выпуск дополнительных акций

Государственные краткосрочные и долгосрочные облигации: порядок выпуска и обращения.

Гос. облигации — облигации МинФин РБ, выпускаемые для юр. и физ. лиц на основании реше­ния МинФин, в кот.указ-ся все параметры предстоящего выпуска (вид облигации, даты выпуска и погашения, срок обращения, объем выпуска, номинальная стоимость, условия размещения и выплаты процентного дохода (для облигаций с процентным дохо­дом), возможность досрочного погашения и обмена облигаций.

На каждыйвыпуск облигаций оформляется глобаль­ный сертификат вдвух экземплярах, один из которых хра­нится в Министерстве финансов, а другой передается для осуществления депозитарного учета в НацБанк РБ.

На первичном рынке гос. облигации, предназначенные для юридических лиц, могут раз­мещаться следующими способами:

• путем продажи на аукционе, проводимом МинФином или НацБанком;

• путем прямой продажи МинФинансов юридическим лицам гос. облигаций, номинированных в СКВ;

• посредством передачи или продажи банкам для по­следующей реализации (для физи­ческих лиц)

Номинированные в национальной валюте ГКО и ГДО размещаются, как правило, на аукционной основе через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Аукцион проводится в установленный в официальном извещении день и состоит из периода сбора заявок и периода удовлет­ворения заявок.

Национальный банк как агент Правительства Респуб­лики Беларусь также вправе проводить закрытые аукцио­ны по размещению ГКО и ГДО на основании договора, за­ключаемого с Министерством финансов. При этом исполь­зуется институт первичных инвесторов.

На вторичном рынке Национальный банк осуществля­ет операции с государственными ценными бумагами. На бирже заключаются сделки купли-продажи облигаций, включенных в ломбардный список ценных бумаг, прини­маемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов (ГКО, ГДО, КО и два вы­пуска облигаций ОАО «АСБ Беларусбанк»). В торгах обли­гациями участвуют только юридические лица — профес­сиональные участники рынка ценных бумаг, получившие статус участника торгов.

В торговой системе биржи заключаются три вида сде­лок:

• сделки покупки;

• сделки продажи;

• сделки РЕПО — сделки по продаже (покупке) обли­гаций (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) облигаций того же выпу­ска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через опреде­ленный договором срок по цене, установленной этим дого­вором при заключении первой части такой сделки. Сделки РЕПО Национальный банк заключает только с участника­ми торгов — банками. Последние вправе подавать заявки от своего имени как за свой счет, так и за счет клиентов.

Операции на открытом (вторичном) рынке Националь­ный банк осуществляет в рамках денежно-кредитного регулирования. Так, он определяет направление сделок РЕПО — прямое либо обратное.

Сделки прямого РЕПО — сделки, по которым продав­цом облигаций по первой части и покупателем по второй части сделки является участник торгов, а покупателем об­лигаций по первой части сделки и продавцом по второй части — Национальный банк.

Сделки обратного РЕПО — сделки, по которым про­давцом облигаций по первой части и покупателем по вто­рой части сделки является Национальный банк, а покупа­телем по первой части сделки и продавцом по второй час­ти — участник торгов.

Основанием для проведения сделок с облигациями является соответствующее распоряжение Национального банка, в котором он устанавливает основные параметры планируемых операций: дату и время проведения, вид операций с облигациями, форму проведения, вид облига­ций, цену облигации, процентную ставку (ставку РЕПО).

В торгах применяются 2 формы аукциона: аукцион процентных ставок и конкурс по объявленной процентной ставке.

Состояние и развитие рынка государственных ценных бумаг в РБ.

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 10 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

В республике за последние годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

· разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

· внедрением нового вида аукциона - биржевого;

· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;;

· участием нерезидентов;

· активизацией вторичного рынка;

· улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Начиная с 2000 года, государственные ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь.

ПЛАНОМ совместных действий Национального банка и правительства РБ, Центрального банка и правительства РФ государственные ценные бумаги определены как основной источник финансирования дефицита госбюджета. В этой связи перед Министерством финансов стоит важная задача -- повысить эффективность их размещения, инвестиционную привлекательность, обеспечить доступность информации для всех групп инвесторов. Этому будет способствовать совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей данный сегмент финансового рынка, в частности подготовленный Минфином проект постановления Совета Министров "Основные условия выпуска государственных ценных бумаг Республики Беларусь", согласованный со всеми органами государственного управления. Принятие данного документа позволит использовать новые способы реализации облигаций, обеспечит равные права для всех участников фондового рынка по покупке ценных бумаг правительства, внедрить электронный документооборот. Большое значение будет уделено обеспечению информационной прозрачности операций, регулярному информированию о планируемых выпусках и об итогах размещения государственных облигаций в средствах массовой информации, а также посредством использования адреса сайта Минфина в Интернете ( httр://nсрi.gоv.bу/minfin/ ) и через информационную систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".


Наши рекомендации