Автоматизированная система управления финансами
Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При административном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, приказным мерам решения тех или иных вопросов.
Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста прибыли и других экономических и финансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение предприятиями своих экономических и финансовых проблем.
Под автоматизированной системой управления финансами
(далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсистема АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управления финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой.
АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб современной электронно-вычислительной техникой.
В управлении финансами большую роль играет финансовый менеджмент— специфическая система управления финансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, методы, инструменты, а также работников, принимающих управленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономического роста.
Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка.
В экономической литературе финансовый менеджмент обычно рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.
С институциональной точки зрения финансовый менеджмент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент — это вид предпринимательской деятельности. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент — это система экономического управления и одновременно — часть финансового механизма. В системе экономического управления имеются две подсистемы — субъект и объект управления, связанные потоком информации (информационные связи).
Субъект управления — это управляющая подсистема, которую образует специальная группа людей, посредством различных форм управляющего воздействия обеспечивающая целенаправленное функционирование объекта. Субъектом управления может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.
Объект управления — это управляемая подсистема, представляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения, возникающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.
Воздействие субъекта на объект управления составляет процесс управления; для его осуществления необходимо циркулирование определенной информации между субъектом и объектом управления.
Процесс управления финансами (независимо от его конкретного содержания) предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
Различают информацию двух видов:
• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;
• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями, через него реализуются выбранные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:
• финансовую оценку проекта вложения капитала;
• отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;
• поиск оптимального варианта вложения капитала;
• определение источников финансирования.
Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью, которое направлено на обеспечение суммы наличных денег, достаточной для выполнения финансовых обязательств, а также на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.
Существуют три цели управления денежной наличностью:
• увеличение скорости поступления наличных денег;
• снижение скорости денежных выплат;
• обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.
Финансовый менеджмент как орган управления — это аппарат управления, часть руководства хозяйствующих субъектов. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция включает ряд подразделений (финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д.), состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта.
Основными функциями финансовой дирекции являются следующие:
• определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;
• разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;
• определение инвестиционной политики;
• установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;
• разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;
• участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;
• осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;
• ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта и др.
В управлении финансовой деятельностью главной фигурой является финансовый менеджер. Обязанности финансового менеджера регламентируются должностной инструкцией, включающей и квалификационную характеристику данного работника.
Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок. Здесь проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между стоимостью этих ресурсов и потребительской стоимостью. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями.
Любое управление осуществляется с помощью ряда приемов, т.е. способов управляющего воздействия на объект управления, предназначенных для достижения конкретной цели в конкретной хозяйственной ситуации в конкретный срок.
В практике финансового менеджмента используются различные приемы управления финансами: перевод денежных средств, помещение капитала в банки с целью его прироста, получение дохода за счет спекулятивной сделки и др.
25.Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, принципы, принципы, методы и задачи. Финансовое планированиеследует рассматривать как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.
Благодаря финансовому планированию можно свести к минимуму последствия влияния отрицательных внешних факторов, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъектов. Оно позволяет определить оптимальные объемы производства и продажи продукции и товаров, своевременно принять финансовые меры для обеспечения сбалансированного поступления и расходования денежных средств.
В рыночной экономике особое значение приобретает внутрифирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование— это процесс установления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач. Государственный орган управления, каждая организация выбирают свои цели и задачи, а также средства их достижения. Финансовое планирование — важная составная часть планирования деятельности государства и субъектов хозяйствования.
Основным назначением внутрифирменного финансового планирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективности выполняемых операций и ожидаемых итогов работы предприятия.
Содержание финансового планирования раскрывается в представлении данного понятия как процесса обоснования движения финансовых ресурсов и капитала на конкретный период.
Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непосредственно финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта. Сфера действия финансового планирования охватывает в основном распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, доходов и капитала. Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.
Посредством финансового планирования происходит конкретизация экономических и финансовых прогнозов, определяются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению поставленных задач.
Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тенденций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты.
Финансовый прогноз — это научная предпосылка управления финансами.
Финансовое прогнозированиерассматривается в литературе с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прогнозом), как метод вероятного планирования (предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего) или как оценка наиболее вероятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожидаемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов).
Суть прогнозирования заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов при определенных, заданных условиях.
Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.
В ходе финансового планирования конкретизируются и корректируются прогнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.
Финансовое планирование следует рассматривать как первоначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления.
В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:
• принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой государства и каждого хозяйствующего субъекта;
• принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия.
принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования.
• принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;
Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифирменном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:
• принцип соотношения сроков («золотое банковское правило»), который означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки.
принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций.
• принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);
• принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;
• принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;
принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы.
Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ производится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фактических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации и пропорции; расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее.
Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов используют темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен и инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов и др.
Реальность финансовых расчетов повышается с применением нормативного метода планирования. В этом случае потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными органами управления, другие — субъектами хозяйствования. Примерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчислений в государственные целевые
бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др.
Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др.
Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлением денежных средств в определенные отрезки времени.
Возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий повышается с применением методов программно-целевого и экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема и структуры расходов по нему в разных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.
26. Система финансовых планов
Планы различаются по ряду параметров.
По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близкие к прогнозам.
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.
По способу разработки и исполнения: твердые планы (действительны на данный период и пересматриваются лишь в случае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватываемого прогнозом.
По географической зоне применения: на общенациональном уровне и ниже
существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий.
На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являются индикативными и охватывают некоторые стратегические показатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внешняя торговля).
При разработке финансовых планов на государственном, региональном, отраслевом уровнях учитываются требования финансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития.
По своей значимости и объемам перераспределяемых ресурсов государственный бюджет является важнейшим централизованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах через государственный бюджет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего продукта.
Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, рационального распределения и экономного использования бюджетных средств, сбалансированности бюджета, удержания дефицита бюджета в пределах законодательных норм, определения источников финансирования дефицита бюджета.
Финансовые планы целевых бюджетных фондов(Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расходов. Государство в законодательном порядке устанавливает источники и порядок формирования доходов и направления использования средств таких фондов.
Корпоративное (внутрифирменное)финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кредитной, политики государства.
Финансовый план хозяйствующего субъекта— это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях — в форме сметы.
Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используются два основных вида бюджета — текущий и капитальный. Текущий бюджет, как правило, составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюджет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.
Для обоснования отдельных статей финансового плана и повышения точности расчетов на предприятии составляются сметы. Смета — форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
В настоящее время текущее финансовое планирование может быть представлено годовым финансовым планом (расчетным балансом доходов и расходов), кредитным, налоговым и валютным планами (бюджетами), планом движения денежных средств по видам деятельности, инвестиционным планом (бюджетом).
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан) представляет интерес для собственников предприятия и инвесторов.
В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражаются прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска ценных бумаг, внешние источники финансирования инвестиционной деятельности (кредиты, займы, целевое финансирование, средства, поступающие от других предприятий в порядке долевого участия в инвестиционных проектах).
Во втором разделе «Расходы и отчисления» показывается распределение чистого дохода предприятия, привлеченных и заемных средств на цели расширенного воспроизводства (финансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов и займов, уплата процентов согласно установленному порядку), приобретение ценных бумаг, выплату дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, образование резервных фондов, оказание социальной поддержки работникам предприятия.
К балансу прилагаются расчеты прибыли, амортизационных отчислений, сметы затрат на производство и реализацию продукции, распределения прибыли и др.
Следующим необходимым документом является план движения денежных средств по видам деятельности, который позволяет заранее предусмотреть меры финансового характера по привлечению денежных средств или сокращению расходов в случае появления дефицита наличности (отсутствия свободных денежных средств на промежуточные даты в рамках планируемого периода). Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной, а при необходимости и помесячной разбивкой.
В отличие от годового финансового плана он предусматривает поступления денежных средств из всех источников и все затраты: на производство и реализацию продукции, инвестиции, социальное развитие, уплату налогов и др.
Если приток средств превышает отток, то в плане движения денежных средств указывают положительное сальдо — свободный остаток денежных средств. И наоборот, если отток средств превышает приток, то указывают отрицательное сальдо — дефицит наличности.
Высокий динамизм потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия определяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денежных средств предприятия. Таким документом является платежный календарь — самый надежный и эффективный инструмент оперативного управления денежными потоками предприятия.
Жестко установленной формы платежного календаря нет.
Наиболее распространенным является его построение в разрезе двух разделов: «Предстоящие расходы и платежи» и «Предстоящие поступления денежных средств».
В первом разделе отражаются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции и все другие затраты.
Во втором разделе календаря указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки средств на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции, работ, услуг и иных ценностей, поступления дебиторской задолженности покупателей, финансовая помощь, займы, кредиты банков и др.
Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основных видов планов и обладал достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер их осуществления.
В зарубежной практике бизнес-планы имеют широкое распространение, без них не обходится ни одно предприятие. По мере развития рыночных начал в экономике Беларуси бизнес-планы становятся необходимым плановым документом и ее субъектов хозяйствования, используемым для обоснования:
• текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;
В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до двенадцати). Финансовое обоснование является обязательным элементом бизнес-плана, оно подразумевает: прогноз объемов реализации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс денежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.
• возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
• предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
• целесообразности оказания мер государственной поддержки;
27. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях.
Стратегическое планированиепредставляет собой процесс определения целей организации (и их изменений), ресурсов для достижения этих целей и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Стратегический план составляет коммерческую тайну предприятия.
Стратегический финансовый план устанавливает важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.
Факторы, определяющие необходимость стратегического планирования, связаны с развитием научно-технического прогресса. Решающая роль в условиях конкуренции принадлежит новым технологиям и продуктам, однако в новых реалиях возрастают неопределенность перспектив научно-технического развития, финансовый риск освоения новых технологий и продуктов.
В корпоративном планировании на смену теории всеобъемлющего рационального подхода пришла теория стратегического планирования. Всеобъемлющий подход предполагает разработку логически завершенных, количественно определенных планов. Он требует уточнения поставленных задач и всестороннего анализа альтернатив.
Стратегическое планирование отличают от всеобъемлющего планирования отсутствие логического конца и предпочтение, отдаваемое частным, заранее выбранным целям.
Результатом процесса стратегического планирования является так называемая «система планов», включающая четыре вида взаимосвязанных планов:
1) основные направления развития — документ, фиксирующий стратегию достижения генеральных целей и основные направления хозяйственной деятельности;
2) перспективный план, границы которого выходят за пределы одного года. Он
обычно включает планы будущего совершенствования продукции и услуг, а также перехода к производству нового поколения реализуемой продукции.
Каждый из планов системы должен содержать механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к изменяющимся условиям, например росту или сворачиванию деятельности. Благодаря этому планы приобретают гибкость, способность координироваться, адаптироваться к событиям неопределенного будущего.
3) краткосрочный (производственный) план, разрабатываемый обычно на один год и охватывающий в основном текущую деятельность. От перспективного плана его отличает более узкий горизонт планирования;
4) специальные планы (проекты), конкретизирующие такие цели, как создание нового оборудования, разработка новых товаров и услуг, проникновение на новые рынки, внедрение новых технологий, перестройка организационной структуры путем объединения отдельных подразделений предприятия или слияния с другими фирмами и т.д.
Из содержания стратегического корпоративного планирования можно сделать некоторые выводы.
♦ Стратегическое планирование ориентировано на решение широкомасштабных задач, выделение наиболее важных событий, приводящих к изменению номенклатуры продукции и масштабов производства, а также на их прогнозирование и оценку возможных последствий.
♦ Стратегическое планирование — комплексное понятие, включающее систему взаимосвязанных планов, в том числе финансовых. Оно предусматривает четкое определение целей и задач, решаемых на разных иерархических уровнях управления.
Оно предполагает перестройку внутрифирменного управления и усиление роли планирования, в том числе финансового.
В стратегическом планировании плановый горизонт ограничен не временем, а темпами развития организации и отрасли в целом.
♦ Финансовые разделы стратегических планов (финансовые планы) отражают финансовые аспекты воплощения в жизнь идей бизнеса — объемы привлекаемых источников и финансовые результаты от размещения и использования ресурсов.
В условиях экономической нестабильности и инфляционных ожиданий предприятия сталкиваются с трудностями прогнозирования и планирования будущего. Поэтому главное внимание многие субъекты хозяйствования уделяют текущему (краткосрочному) планированию,что подразумевает разработку:
• финансового плана основной деятельности, процедура составления которого сводится к обоснованию прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и прочих операций и ее распределению;
• финансового плана непрофильной деятельности, для которого требуется расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;
• плана обеспечения ликвидности, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;
• оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана);
• кредитного и валютного планов, а также налогового плана (бюджета) и др.
Теория инкрементализма наряду с теорией стратегического планирования используется в странах, имеющих мощный экономический и научно-технический потенциал.
В развитых зарубежных странах в 1990-е гг. получила распространение теория инкрементализма.Суть инкрементализма заключается в тщательном анализе альтернативных методов осуществления различных видов деятельности и альтернативных источников их финансирования; развитие планируется как ряд последовательно осуществляемых мелких шагов.
Содержание и назначение финансового контроля
Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Она создает государству возможность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
В отличие от других видов контроля (например, административного, экологического) финансовый контроль осуществляется в денежной форме.
Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Непосредственным предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д.
Посредством финансового контроля проверяются: соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
• содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства;
• обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;
• выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости продукции (услуг) и повышению рентабельности;
• способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных
• ресурсов на предприятиях, в организац<