Финансы в системе производственных отношений.
Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывавшихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет. Но уже в XVI в. во Франции термин «финансы» применялся в более широком смысле, означая совокупность доходов и расходов. Несколько позднее появился термин «публичные финансы», который определял совокупность государственных доходов и расходов.
От латинского слова fiskus произошел термин «фиск» (казна). Так изначально называли платежную корзину, в которую ссыпались деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налога. Позже его значение расширилось и стало обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.
Финансы всегда имеют одну цель — создание эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством его функций.
Наличие финансов исторически предопределено: а) существованием государства с его фискальной политикой; б) необходимостью быть средством окончательного платежа (завершения платежа); в) самим характером финансов как объективной экономической категории.
Как известно, общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть — распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.
Производственные отношения представляют собой совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производителя к потребителю.
После завершения производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции.
Если в производственно-технологическом процессе денежная оценка материально-вещественного содержания продукта происходит параллельно, то на стадии распределения в движении созданного продукта начинается обособление его стоимостной и вещественной форм, относительно самостоятельное проявление получают финансы, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды. Стоимость созданного ВВП определяют по известной формуле
ВВП = С + V+ М,
где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход.
Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.
Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.
Заметим, что в стоимости созданного ВВП два его элемента — С и V — имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. Лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть М, относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Таким образом, финансовыми являются денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода.
Финансовыми являются не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется (это принципиально новое качество) на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству, а также на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющиеся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций.
Итак, историческое развитие финансов в различных формациях и анализ закономерностей этого развития свидетельствуют о наличии общих признаков, позволяющих определить сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений. К общим признакам относятся:
• наличие товарно-денежных отношений;
• абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения ВВП и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов;
• существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;
• наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства;
• относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП, когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы, накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества;
• связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, являющихся наиболее динамичной частью производственных отношений;
• денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе — формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии сих объективными потребностями;
обслуживание (главным образом) процесса расширенного воспроизводства посредством распределения и перераспределения чистого дохода и направление его на расширенное воспроизводство материальных благ и рабочей силы в процессе их кругооборота.
Финансы— это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.
Специфика финансов в составе производственных отношений состоит также в том, что они выступают в денежной форме.
В предложенном определении финансов сущностный признак представлен как механизм отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода. Подчеркнем, что специфические отношения возникают в момент раздвоения и разделения денежной и эквивалентной ей материально-вещественной формы движения и возникновения самостоятельной формы движения ВВП— чистого дохода. Наэтой основе, как и выражено в определении финансов, формируются децентрализованные фонды, которые обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. процесс возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, а также их кругооборот на расширенной основе. Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит также путем вычленения из чистого дохода той их части, которая направляется в форме различных платежей в бюджет для удовлетворения государственных потребностей.
К финансовым отношениямотносятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:
• денежные отношения предприятий и хозяйственных организаций с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле-продаже товаров и услуг: предприятие, реализуя продукцию, получает соответствующую выручку, при этом не только происходит смена форм стоимости (Т—Д), но и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает определенную сумму чистого дохода;
• денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в госбюджет в различных формах и с финансированием из госбюджета, а также денежные отношения по поводу формирования и использования внебюджетных и страховых фондов;
• денежные отношения хозяйствующих субъектов со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, основным источником которого является чистый доход;
• денежные отношения между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов (если значительная часть выручки обеспечивает кругооборот фондов, то чистый доход предприятия в силу его разделения и обособленности от материально-вещественного обеспечения является относительно постоянным кредитным ресурсом банковской системы);
• денежные отношения внутри хозяйствующего субъекта, связанные с распределением чистого дохода на расширенное воспроизводство всех элементов валового внутреннего продукта (С + V) — фонда возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, которые предопределяют дальнейший ход общественного воспроизводственного процесса;
3.Функции финансов как проявление их сущности. Распределительная и контрольная функции, их содержание.
Для финансов характерны две функции — распределительная и контрольная.
Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта. Благодаря ей создаются условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли-продажи.
общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы.
Контрольная функция финансов порождена их распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием.
Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимосвязь двух функций финансов.
Через движение финансовых ресурсов контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного распределения ВВП.
Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая выражает такие финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и другие, в синтезированном виде отражающие различные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Благодаря обобщенным показателям можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.
Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств.
Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля — специальной формы проявления и использования данной функции.
Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Существует много определений финансов. Еще в 1962 г. известный экономист, профессор Д. А. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей».
Современные исследователи этой проблемы (в частности, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский) лишь видоизменяли подобные определения, не затрагивая сущности объекта исследования, т.е. совокупности денежных отношений, которая определяет специфику категории “финансы”. За основу данного понятия ученые предложили принять распределение ВВП и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в распределительном процессе.
Несколько дальше продвинулись В.М. Федосов и С.Я. Огородник. Они конкретизировали основной признак финансов, рассматривая его как процесс распределения (перераспределения) части стоимости ВВП.
Оригинальное определение финансов дал профессор Э.А. Вознесенский, считавший, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизировал основной сущностный признак — движение чистого дохода. Он также подчеркнул, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством, придающим таким отношениям императивный характер. Профессор сделал вывод, что финансовые отношения обусловлены функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения он причислил к отношениям производства и обмена.
Но Э.А. Вознесенский, правильно определив сущностный признак финансов (чистый доход), рассматривал лишь одну сторону финансовых отношений — отношения перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов — осталась за пределами финансовых отношений.
Иным путем пошел профессор Н.В. Гаретовский. Избрав объектом исследования чистый доход, он показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и перераспределения. Однако в определении финансов он не отошел от традиционных дефиниций. Таким образом, до последнего времени в экономической литературе, к сожалению, не сформировалось единого, устоявшегося определения финансов.
К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Большинство экономистов (Б.М. Федосов, Д.А. Аллахвердян, Л.А. Дробозина, С.Я. Огородник, В.М. Родионова) считают, что финансам присущи две функции — распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная и др.
Рассматривая функцию как способ выражения сущности финансов, следует определить, что является внутренним содержанием категории финансов и какие явления находятся за пределами этих отношений, но тесно связаны с их внутренним содержанием.
Большинство авторов признают, что внутреннее содержание финансов составляют распределительные отношения, и противоречий между содержательными принципами финансов и их функциями они не отмечают. Первичным процессом, вытекающим из сущности финансов, является распределение и перераспределение части совокупного общественного продукта. Распределение финансовых ресурсов может как стимулировать общественное производство, так и сдерживать его. Оно субъективно и производно по отношению к системе распределения. Рассматривая финансы как базисную категорию в системе производственных отношений, можно сделать вывод, что распределительные отношения объективны наряду с другими стадиями и фазами движения ВВП, другими свойствами финансов, опосредованными функцией распределения.
Распределительная функция финансов первична по отношению к воспроизводственной. Процесс воспроизводства исходит из процесса распределения чистого дохода с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в этом своем качестве воспроизводственная функция финансов является производной от распределительной.
Перераспределение финансов носит субъективный характер, оно может порождать волюнтаризм в ускорении развития отдельных регионов и отраслей и замедлять их развитие. Распределительная функция финансов объективна, поскольку обслуживает одну из фаз (стадий) первичного движения ВВП, а функция перераспределения зависима и производна от нее.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи 3 функции: формирования денежных фондов (доходов), пользования денежных фондов (расходов) и контроля. Первые две из них можно разграничить и рассматривать как самостоятельные функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означало бы формирование доходов как таковое, без конечной цели расходования. Следовательно, с одной стороны, неизвестна целевая установка формирования доходов, а с другой — возникает вопрос, можно ли расходовать то, что не обеспечено доходами? В сфере материального производства, где создаются ВВП и национальный доход, осуществление расходов также поставлено в прямую зависимость от формирования доходов. Аналогичные выводы, подходы и зависимости возникают при осуществлении расходов на макроэкономическом уровне.
Итак, процесс формирования фондов денежных средств и их расходование — единый неразрывный процесс, и он не может искусственно расчленяться.
Из разделения распределительной функции на две части возможен ложный вывод о том, что получение доходов является самоцелью, хотя в действительности оно подчинено удовлетворению общегосударственных потребностей.
Ряд экономистов наделяют финансы воспроизводственной функцией, и аргументом им служит то, что финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами. Следует отметить, что кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную функцию финансов. Это значит, что в кругообороте фондов финансовые отношения проявляются в функциях распределения ВВП в денежной форме через распределение чистого дохода и обеспечение им процесса расширенного воспроизводства всех элементов движения ВВП (израсходованной стоимости средств производства и стоимости рабочей силы). Отсюда воспроизводственная функция является производной от функции распределения финансов, и в этом качестве ее нельзя выделять в отдельную функцию.
Финансы государства играют важную роль в расширенном воспроизводстве посредством отношений распределения как необходимой фазы воспроизводства, органически связанной с самим процессом производства. Воспроизводство зависит от распределительной функции финансов, и это не дает основания выделять воспроизводственную функцию в самостоятельную функцию финансов.