Роль финансового рынка, финансовые институты, их функции.
Финансовые рынки. Деятельность большинства компаний, в особенности крупных, тесным образом связана с финансовыми рынками, каждый из которых представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми активами и инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами и их эквивалентами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Принято выделять несколько основных видов финансовых рынков, однако для предприятия важнейшими являются фондовый рынок, в основе которого лежит торговля акциями компаний, и рынок ссудных капиталов, на котором проводятся операции по получению/предоставлению кредитов и займов.
• эмитенты ценных бумаг — хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, выпускающие займы для покрытия части государственных и муниципальных расходов; они несут полную ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг;
• владельцы ценных бумаг — лица, которым эти бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве; ими становятся физические и юридические лица, имеющие временно свободные денежные средства и желающие инвестировать их для получения дополнительных доходов (различают институциональных инвесторов — страховые компании, пенсионные фонды, заемно-сберегательные фонды и др. и прочих инвесторов - население, предприятия и организации); инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица (в том числе кредитные организации) и граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
К предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг относятся следующие ее виды:
• брокерская деятельность, в качестве которой признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами поверенными или комиссионерами, действующими на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии в договоре указаний на полномочия поверенного или комиссионера; профессиональный участник в этом случае именуется брокером;
• дилерская деятельность — совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством их покупки и/или продажи по ценам, объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность; профессиональный участник в этом случае именуется дилером; в качестве дилера может выступать только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией;
• деятельность по управлению ценными бумагами — осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления финансовыми активами, переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу, в интересах этого лица или указанных им третьих лиц; к таковым активам относятся: ценные бумаги, денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе доверительного управления; профессиональный участник в этом случае именуется управляющим;
• клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним), их зачету при поставках ценных бумаг и расчетам по ним;
• депозитарная деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги; эти услуги могут оказываться только юридическим лицом, которое именуется в данном случае депозитарием;
• деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — деятельность, подразумевающая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг; эти услуги могут оказываться только юридическим лицом, которое именуется в данном случае держателем реестра (регистратором); ведение реестра не допускает совмещения этой деятельности с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; ведение реестра может осуществлять сам эмитент, однако если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
• деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг — предоставление услуг, способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка.
Финансовые институты и их функции. Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся как основной деятельностью операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное предназначение финансового института — организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателей «мешка денег», т. е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.
К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т. п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков: первые заинтересованы, прежде всего, в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств, подразумевающем ликвидность, т. е. легкость доступа к своим денежным средствам в случае необходимости, и получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке. Вторые — в возможности мобилизации денежных средств в требуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов.
Финансовые институты выполняют множество функций; среди них: сбережение финансовых ресурсов, собственно посредничество, финансовая трансформация, передача риска, организация валютных операций, содействие ликвидности, организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний. Приведем краткую их характеристику.
Сбережения финансовых ресурсов. Появление этой функции предопределяется широко распространенной необходимостью накопления денежных средств для их последующего использования (целевого инвестирования или потребления). Безусловно, средства можно накапливать, не прибегая к помощи финансовых институтов, однако это менее выгодно и небезопасно.
Посредничество. Является, по сути, основной функцией финансовых институтов и логично дополняет функцию сбережения, поскольку аккумулируя сберегаемые денежные средства и будучи вынужденным платить за них, финансовый институт должен озаботиться об их использовании, приносящем доход, которого будет достаточно не только для выплат сберегателям, но и для получения собственного дохода. Таким образом, средства идут от сберегателя к заемщику, а собственно процесс передачи средств сопровождается возникновением обязательств по их возврату и вознаграждению. Финансовый посредник, получив денежные средства, выдает взамен обязательство вернуть их на определенных условиях; в свою очередь, полученные средства в определенной комбинации предоставляются финансовым посредником некоторому заемщику также под обязательство их возврата с вознаграждением. В зависимости от используемых финансовых инструментов возврат денежных средств может осуществляться опосредованно через механизмы рынка капитала.
Финансовое посредничество выгодно по многим обстоятельствам. Во-первых, далеко не все сберегатели являются специалистами по финансовым операциям, разбирающимися в тонкостях ссудо-заемных операций. Во-вторых, даже имея определенные знания в подобных операциях, сберегатель, прибегая к услугам профессионалов, освобождается от необходимости поиска конкретного варианта инвестирования средств, т. е. экономит собственное время и ресурсы для занятия своим основным бизнесом. В-третьих, деньги сберегателя начинают «работать», а в противном случае они могли бы бездействовать. В-четвертых, сберегатель получает доход, заставляя по финансового посредника эффективно использовать полученные им средства. В-пятых, с помощью посредников можно диверсифицировать, снизить или передать риск другому лицу. В-шестых, финансовые посредники могут аккумулировать большие объемы денежных средств и после их концентрации вкладывать их в проекты, потенциально недоступные мелким инвесторам или сберегателям.
Финансовая трансформация. Смысл этой функции заключается в том, что краткосрочные (финансовые) активы и обязательства могут трансформироваться в долгосрочные. Достигается это, в частности, путем секъюритизации активов, когда кредитное учреждение собирает в пул предоставленные им кредиты, обеспеченные относительно однородным имуществом, и выпускает ценные бумаги под общее обеспечение. Возможен и обратный вариант, известный, «занимать коротко, ссужать длинно». Например, компания нуждается в инвестиции, но не может привлечь необходимый объем денежных средств на Долгосрочной основе. Тогда она делает «короткие» займы и вкладывает их в долгосрочный проект; при этом требуется периодическая пролонгация «коротких» кредитов, а также уверенность в достаточности текущих доходов для выплаты процентов и основной суммы «короткого» кредита. Безусловно, здесь выше риск повышения процентных ставок и необходима определенная уверенность в возобновляемости источников краткосрочного финансирования.
Примерно такая же логика заложена в операции банковских и инвестиционных структур, когда средства, привлеченные на короткий срок, вкладываются в долгосрочный проект. Здесь принимаются во внимание два обстоятельства: (а) аккуратность расчетов с краткосрочными инвесторами и потому недопущение ситуации, когда в условиях паники они единовременно захотят вернуть обратно свои средства даже и с возможными потерями; (б) в данном случае срабатывает закон больших чисел, когда при наличии множества вкладчиков нивелируются колебания в отношении сумм изымаемых денежных средств.
Передача риска. Подавляющее большинство финансовых операций рисковы по своей природе, поэтому при их осуществлении всегда возникает желание либо избежать риска, либо снизить его уровень. Достигается это различными способами, в частности, получением гарантий и обеспечений, передачей части риска финансовому посреднику и др.
Организация валютных операций. В современной экономике подавляющее большинство компаний связано в той или иной степени с валютными операциями. В развитой рыночной экономике эти операции предопределены желанием компании выйти на международные рынки благ и факторов производства; в развивающейся экономике действуют и другие причины валютных операций — желание создать совместные предприятия, найти иностранного инвестора, открыть зарубежное представительство, приобрести из-за рубежа новую технику и др. Оформление подобных операций в подавляющем большинстве случаев проходит через финансовые институты.
Содействие ликвидности. Любая компания нуждается в наличных денежных средствах (в данном случае речь идет о денежных средствах в кассе и на расчетных счетах), однако каков должен быть их объем — вопрос дискуссионный. Поскольку текущая деятельность, в том числе и в отношении притоков и оттоков денежных средств, по определению не может быть жестко предопределенной, всегда возникает проблема создания страхового запаса денежных средств, которым можно было бы воспользоваться, когда, например, наступил срок погашения кредиторской задолженности, но деньги от дебитора, на которые рассчитывала компания, на счет так и не поступили. Самый простой вариант страховки от подобной коллизии — формирование резерва денежных средств — оказывается не самым выгодным, поскольку деньги, лежащие без движения, не только не приносят доход, но, напротив, приводят к убыткам (например, из-за инфляции). Поэтому наиболее разумным является инвестирование денежных средств в высоколиквидные финансовые продукты, предлагаемые финансовыми институтами, например, в акции, краткосрочные обязательства и т. п.
Организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний. Наиболее типичной операцией подобного рода является преобразование компании в акционерное общество открытого типа. Логика развития бизнеса такова, что по мере становления компании и расширения масштабов деятельности ее учредители либо становятся не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование компании, либо по некоторым причинам не желают этого делать. В этом случае компания меняет организационно-правовую форму, преобразуясь в акционерное общество открытого типа и благодаря этому получая возможности дополнительного финансирования. Поскольку подобная процедура достаточно сложна и трудоемка, для ее реализации прибегают к помощи специализированного финансового института.
14. Текущее финансовое планирование на предприятии. Состав и значение годового финансового плана
Целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.
Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов (подразделения, которые приносят максимальную прибыль) и центров расходов (подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе).
Различают три вида финансового планирования:
1. долгосрочное (перспективное) - планирование на несколько лет вперед с разбивкой по годам;
2. краткосрочное (текущее) – планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам;
3. оперативное – планирование на квартал с разбивкой на более короткий период (месяц, декаду, неделю, день).
Распространенной формой текущего планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.
Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год. В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.
Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период.
Общий бюджет обычно подразделяют на два – операционный и финансовый.
Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов: бюджет реализации, бюджет производства, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на труд, бюджет производственных накладных расходов, прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.
Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.
Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из разделов:
- составление прогноза реализации;
- определение расчетного уровня объема производства;
- расчет производственной себестоимости и операционных расходов;
- расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
- составление форм отчетности.
15. Методы планирования и прогнозирования прибыли предприятия.
Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осуществляется финансовыми службами предприятия на основе анализа следующей информации:
- расчетных потребностей предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;
- фактически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов;
- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода.
Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия в первую очередь, прибыль от реализации продукции.
В РФ в настоящее время существует несколько основных методов: Наиболее известны: 1) Метод прямого счета (для тех предприятий, у которых небольшая номенклатура выпускаемой продукции и есть возможность составить сметы затрат по изделиям, и по изделиям рассчитать прибыль). 2) Аналитический метод, (применяется с определенными ограничениями) - подразделяется исходя из уровня базовой рентабельности и исходя из издержек на рубль произведенной или реализованной продукции; на основе показателя базовой рентабельности. 3) Совмещенный (1+2 метод). При планировании прибыли необходимо по показателю базовой рентабельности учесть инфляционное влияние. 4) Метод, основанный на использовании порога рентабельности; 5) Метод, основанный на использовании производственного (операционного) рычага; 6) Нормативный метод (для мелких предприятий, производящих 1-2 наименования продукции, когда предприятие может устанавливать конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применять систему бюджетирования, т.е. когда метод прямого счета совмещен с нормами затрат). 7) Экономико-математические методы на крупных предприятиях (вводятся 15 и более показателей, влияющих на прибыль, определяется их влияние на величину прибыли и определяется суммарное влияние этих факторов).
Наиболее часто применяем – метод прямого счета.
Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объема продаж) по каждой номенклатурной продукции последовательно умножают на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет объем планируемой прибыли.
По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.
П=В-З=П1+Пт-П2
Где, З – полн. себестоимость реализованной продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров (работ, услуг), а также коммерческие, управленческие расходы.; П1, П2 – соответствующая прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года. Пт - прибыль товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре и плановой калькуляции по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности; поскольку эти остатки учитываются по условно-производственной себестоимости, то прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпускаемую товарную продукцию. Прибыль переходящих остатков также можно исчислять исходя из производственной ссебестоимости и уровня рентабельности продукции. Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия.
Если выручка определяется по оплате, то в остатки готовой продукции включают: 1) готовую продукцию и товары для перепродажи на складе; 2) товары отгруженные, но не оплаченные заказчиком, в т. ч. товары, находящиеся на ответственном хранении. Если учетная политика предприятия определяет момент реализации продукции по ее отгрузке, то остатки нереализованной готовой продук представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.
К существенным недостаткам данного метода планирования прибыли следует отнести: 1) Не учитывается уменьшение полной себестоимости продукции за счет экономии удельных постоянных расходов при увеличении объемов производства; 2) Не учитывается в расчете прибыли действие фактора отнесения затрат на производство к фактическому периоду их осуществления.
Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу для проверки правильности. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. рублей товарной продукции. С учетом затрат на 1 тыс. рублей товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:
Прибыль = Т × (1000-З) / 1000
Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия, З – затраты в рублях в расчете на 1 тыс. рублей товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Для определения общей суммы валовой прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Аналитический метод применяется при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес плана.
К аналитическому методу также относят планирование прибыли на основе базовой рентабельности (разновидность аналитического метода планирования прибыли). Базовая рентабельность – это отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме того из нее исключают часть приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.
При помощи показателя базовой рентабельности исключают прибыль предприятия по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.
К методам планирования прибыли, позволяющим устранить указанные недостатки, относится метод воздействия операционного рычага и метод определения запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.
16. Платежный календарь предприятия. Значение и содержание.
Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Срок определяется, исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой.
Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме (включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками).
Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисления средств, вторым – доходная часть. Соотношение обеих частей календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В этом случае излишки средств осядут на расчетном счете предприятия, что означает большую финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия в предстоящем периоде.
При составлении платежного календаря используют данные учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и других налогов, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Примерная форма платежного календаря:
Платежный календарь на……….месяц (тыс.рублей) (составляется в виде таблицы и разбивается по декадам)
Статьи
Расходы
1. Неотложные нужды
2. Заработная плата и приравненные к ней платежи
3. Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности
4. Просроченная кредиторская задолженность поставщикам
5. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству
6. Погашение просроченных ссуд банка
7. Погашение срочных ссуд банка
8. Налоги
9. Уплата процентов за кредит
10. Прочие расходы
Всего расходов
Поступления
1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг
2. Выручка от реализации излишних основных фондов, материалов и других активов
3. Поступления просроченной дебиторской задолженности
4. Поступления краткосрочного кредита банка
5. Остаток средств в кассе и на расчетном счете
6. Прочие поступления средств
Всего поступлений
Превышение поступлений над расходами
Превышение расходов над доходами