Историч. эволюция финансов белорус. гос-ва.

4 этапа развития:1)с конца ΙΧ до к. ΧΙΙ ст. Зарождение бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси, и его развитие в составе Древнерусского гос-ва. 2)с ΧΙΙΙ до конца ΧVIII ст. Развитие РБ в состве ВКЛ и Речи Поспалитой. 3)с конца ΧVIII ст до 1990г . Развитие Бел. в составе России и СССР. 4)Июль 1990г с момента принятия Верховным Советом БССР декларации «О гос. суверенитете РБ»

45. Конституционные основы финансов РБ Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.Статья 132. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Hа территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.Статья 133. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. Статья 134. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.Статья 135. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

46.Закон о бюджетной системе и внебюджетных фондах РБ. Бюдетная классификация, бюджетный процесс РБ

Закон О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ- от 4 июня 1993 г. № 2347-XII

Раздел I Общие положения

Раздел II ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

Раздел III ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Раздел IV РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

Раздел V МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Раздел VI ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанной на их экономической характеристике, и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства. Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Бюджетный процесс- регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Бюджетное устройство, государственный бюджет и внебюджетные фонды

Бюджетное устройство государства представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. В бюджетную систему входят: Республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельских советов. Бюджетная система основывается на принципах: единства; полноты; реальности; гласности; самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Госбюджет– основной финансовый баланс государства, состоящий из доходов и расходов.

Функции госбюджета: распределительная, контрольная, регулирующая. Доходы госбюджета формируются за счет: 1. текущие налоговые доходы: прямые налоги на доходы и на прибыль; налоги, взимаемые с фонда з/пл; внутренние налоги на товары и услуги, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. 2. текущие неналоговые доходы: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности. 3. капит. неналоговые доходы: прибыль национального банка 4. доходы свободных экономических зон 5. доходы республиканских целевых +бюджетных фондов и фондов местных советов. Расходы госбюджета формируются: 1.на содержание государственного управления и местного самоуправления; 2.на правоохранительные органы и обеспечение безопасности страны; 3.наука; 4. промышленность, энергетика и строит комплекс; 5. сельское хозяйство; 6. охрана окружающей среды; 7. транспорт и дорожное хозяйство; 8. ЖКХ; 9.образование; 10. здравоохранение; 11.культура, искусство, кино; 12. СМИ; 13. социальная политика; 14. обслуживание государственного долга; 15. расходы государственных целевых бюджетных фондов; 16.резервный фонд (президентский) и др. Финансирование расходов по республиканскому бюджету осуществляется через систему органов государственного казначейства: главные государственные казначейства Министерства финансов РБ и его территориальные органы (управления государственного казначейства по областям и г.Минску). В городах и районах – отделения и представительства. Структура бюджета: Республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельских советов. Ведущая роль принадлежит республиканскому бюджету, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превышают его доходы. Причины его: 1. Осуществление крупных государственных программ развития экономики (напр, структурная перестройка), 2. Спад экономики (уменьшение объемов пр-ва и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, и при фиксированных расходах – дефицит), 3. Милитаризация экономики, война, стихийные бедствия, ЧС, 4. Увеличение государственных расходов в связи со сверх инфляцией, 5. Расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других мер в предвыборные годы. Для покрытия бюджетного дефицита м.б. использованы средства, полученные от приватизации государственной собственности. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.ёСоздание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

Наши рекомендации