Тема 3. Денежный оборот предприятия.

3.1 Понятие и принципы организации денежного оборота предприятия.

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Платежи по товарным операциям – операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами.

Расчеты по нетоварным операциям – связанные лишь с движением денежных средств: расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.

В сфере обращения происходит непрерывное движение денег в качестве средства обращения и средства платежа. При этом формула обмена выглядит следующим образом: Д – Т – Д1

Денежное обращение подразделяется на две сферы:

· наличную;

· безналичную.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В РФ в наличном обороте используются банкноты (билеты) Центрального Банка РФ. Они выпускаются ЦБ РФ на основе кредитных операций, как и в других странах.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" порядок ведения кассовых операций определяет Банк России.

Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе РФ» (статья 15) Совет Директоров Банка России решением от 22.09. 1993 г. N 40 утвердил "Порядок ведения кассовых операций в РФ".

Согласно п. 1, 2, 9 Порядка ведения кассовых операций в РФ, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на открытых для них счетах.

Предприятия могут открывать следующие виды счетов:

· Расчетные – предназначены для текущих платежей по распоряжению предприятия и зачислению поступлений денежных средств в его адрес. Число расчетных счетов, открываемых предприятию коммерческими банками, законодательно не ограничено. Но если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, то по своему усмотрению оно должно выбрать один счет («счет недоимщика»), на который должны зачисляться все суммы, поступающие в адрес этого предприятия. Расчетный счет открывается с разрешения налоговой инспекции по заявлению предприятия.

· Текущие счета – открываются для некоммерческих организаций и учреждений, не являющихся юридическими лицами (например, филиалы). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.

· Специальные счета– открываются для хранения средств строго целевого назначения.

· Валютные счета– предназначены для расчетов в иностранной валюте. Открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального Банка РФ на ведение валютных операций. Могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, на каждый вид валюты – отдельный счет. В соответствии с валютным законодательством одновременно открывается и Транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие в обязательном порядке продает на внутреннем рынке часть валютной выручки по курсу Центрального Банка РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет предприятия.

Руководители предприятий по согласованию с банком устанавливают лимит наличных денежных средств в кассе предприятия. Сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только:

· для оплаты труда,

· выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий

· не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в РФ установлен по одной сделке в сумме 100 тыс. рублей.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 г. №14 с последующими изменениями и дополнениями.

Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота.

Безналичный оборот включает в себя банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек, электронных переводов.

Использование безналичного оборота постоянно расширяется благодаря преимуществам, которые он дает:

1) снижение издержек на печатание денежных знаков, их пересылку, пересчет, охрану и пр.;

2) участники безналичных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком, которые проявляются в суммах остатков на счетах участников расчетов.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записи по счетам в банках, когда денежные средства списываются со счета плательщика на счет покупателя.

Организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих принципах:

1) Право свободного выбора форм расчетов предприятиями и закрепления их в договорах. Ограничение со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.

2)Осуществление расчетов по банковским счетам (расчетным, текущим, специальным, валютным).

3) Обеспеченности платежа:

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь - по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь -перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь - для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую очередь - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

4. Документальность -платежи со счетов производятся только по письменному распоряжению владельца счета, либо по приказу судебных органов. В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов предприятия в безакцептном порядке по требованию кредитора. Это право должно быть предусмотрено договором между банком и предприятием.

Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств:

· недоимок по налогам и обязательным платежам на основании исполнительных листов, выданным судами,

· некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др.,

· а также списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

5. Срочности платежа: общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и 5 операционных дней в пределах РФ. Платеж может быть совершен:

· до начала торговой операции (авансовый платеж);

· немедленно после совершения торговой операции;

· через определенный срок после совершения торговой операции;

· на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменного оформления векселя)

6. Контроля за проведением операций – предварительного, текущего и последующего.

7. Имущественной ответственности по договору.Нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применением гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности.

В зависимости от характера экономических связей безналичные расчеты подразделяются на:

· иногородние (счета открыты в учреждениях банка, находящихся в разных городах);

· одногородние (счета открыты в банках одного города или разных городов, но обслуживаемых одним вычислительным центром);

· расчеты по товарным операциям, т.е. за товары, услуги, выполненные работы;

· расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты связанные с распределением денежных накоплений по кредитным операциям.

В зависимости от особенностей реализации продукции безналичные расчеты подразделяются на:

· прямые расчеты, т.е. осуществляемые непосредственно между поставщиками и потребителями;

· расчеты по транзитным операциям, когда в реализации продукции участвует промежуточное звено.

В зависимости от способа организации платежа, различают:

· расчет путем зачета взаимных требований;

· плановые расчеты, т.е. перечисление денег со счета покупателя на счет продавца исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или оказанных услуг;

· факторинговые операции, т.е. передача долговых обязательств предприятий факторинговым учреждениям;

· лизинговые операции, т.е. услуги по аренде с правом последующего выкупа;

· расчеты в полной сумме, указанной в расчетном документе (глобальный платеж) и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;

· расчеты с гарантированным платежом, т.е. с предварительным депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета покупателя на счет продавца. И расчеты без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика.

Формы безналичных расчетов.

В соответствии с действующим Положением безналичные расчеты в РФ могут осуществляться в форме платежных поручений, чеков, аккредитивов и инкассо.

Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Каждая форма расчетов осуществляется на основе определенного расчетного документа.

Платежные поручения – самая распространенная в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета.

Плательщик представляет в банк поручение на бланке уставленной формы. Поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).

Платежные поручения используются для совершения платежей:

· с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты,

· с органами пенсионного и страхового фондов,

· при налоговых и иных платежах.

Последовательность операций при расчетах платежными поручениями (ПП) без предварительного акцепта:

               
 
Продавец
 
Покупатель
 
    Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru   Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 5 1 5

           
 
Банк продавца
 
Банк покупателя
    Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru
 

4 3 2

Рисунок 3.1 - Схема расчетов платежными поручениями без акцепта.

1. Покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка.

2. Банк покупателя, на основании одного экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя.

3. Банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения и денежные средства.

4. Банк продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет средства на счет продавца.

5. Банки продавца и покупателя выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов о движении денежных средств.

Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате:

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Продавец
Покупатель
1

       
    Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru
  Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru
 

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 4 5 2

       
 
Банк продавца
  Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Рисунок 3.2 - Схема расчетов платежными поручениями с акцептом.

8. – заключение договора с предварительной оплатой;

9.– передача покупателем платежного поручения в банк и списание средств со счета;

10.– перевод средств в банк продавца и зачисление средств на его счет;

11.– сообщение продавцу о зачислении средств на его счет;

12.– поставка товара (оказание услуг).

Достоинства расчетов платежными поручениями:

· простой документооборот;

· возможность предварительной проверки качества товара;

· простая техника проведения расчетов.

Недостаток: отсутствие гарантий своевременного платежа.

Расчеты чеками используются как физическими, так и юридическими лицами. Чеки являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами РФ.

Согласно определению чека, содержащемуся в ст. 34 ГК РФ, «… чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму».

Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом.

Чек удобен в случаях:

· когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передать товар до получения гарантии платежа;

· когда продавец заранее не известен.

Различают два вида чеков: денежные и расчетные. Денежные чеки – для выплаты наличных денежных средств.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории РФ.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, ордерные и предъявительские.

Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке. По ордерному чеку – как в пользу лица, указанному в чеке, так и по его приказу (индоссаменту), оформленному на обороте чека, другому лицу. По предъявительскому чеку – в пользу любого лица, предъявившего чек в банк.

Последовательность операций при чековой форме расчетов: 4

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Банк продавца
Банк покупателя
Покупатель
Продавец

6 5 3 1

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 8

Рисунок 3.3 - Схема расчетов чеками

  1. Заявление о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств.
  2. Депонирование денежных средств на специальном счете.
  3. Выдача чековой книжки.
  4. Отгрузка товаров(выполнение работ, оказание услуг).
  5. Выписка чека и передача продавцу.
  6. Предоставление чека в банк.
  7. Предъявление чека для оплаты.
  8. Перечисление суммы с лицевого счета чековой книжки.

Расчеты аккредитивами.

Аккредитив (от нем. Akkreditiv - доверительный) – условное денежное обязательство банка, выдается им по поручению покупателя в пользу продавца.

Банк, открывающий счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Различают денежные и документарные аккредитивы.

Денежный аккредитив – это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок.

Для расчетов применяют документарный аккредитив.Различают отзывные и безотзывные аккредитивы.

Отзывной аккредитив – может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например, при несоблюдении условий договора.

Безотзывной аккредитив – не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт.

Покрытый аккредитив – при открытии аккредитива банк-эмитент перечисляет собственные средства покупателя или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

Непокрытый аккредитив –не имеющий указания покрытия денежных средств. Платежи поставщику гарантирует банк. При этом покупатель обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Банк-эмитент, как правило, удовлетворяет ходатайство в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.

Последовательность операций при расчетах аккредитивом:

Продавец
Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru
Покупатель
Договор поставки

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 4

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 5 3 8 1

Банк продавца (исполняющий)
Банк покупателя (Эмитент)
2

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 6 7

Рисунок 3.4 - Схема расчетов аккредитивом

  1. Заявление об открытии аккредитива и платежного поручения о депонировании средств на специальном счете «Аккредитивы к оплате».
  2. Списание средств со счета покупателя и перечисление на открытый в исполняющем банке счет «Аккредитивы» для платежей по аккредитиву.
  3. Уведомление продавца об открытии аккредитива.
  4. Отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг).
  5. Предоставление в обслуживающий банк документов об отгрузке.
  6. Контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта.
  7. Уведомление банка-эмитента об исполнении аккредитива.
  8. Уведомление покупателя об отгрузке.

Расчеты по инкассо– банковская операция, при которой банк берет на себя обязательство по получению платежа от плательщика на основании представленных на инкассо документов. Распоряжение о списании средств оформляется не самим плательщиком, а получателем.

Инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора по основному договору к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

Расчеты платежными требованиями-поручениями могут быть с акцептом (в основном) и без акцепта плательщика (используются редко).

Последовательность операций при расчетах платежными требованиями-поручениями:

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Договор купли-продажи (поставки)

Покупатель
Продавец
Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 1

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Банк покупателя (Исполняющий банк)
Банк продавца (Банк-эмитент)
Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 2 8 4 5

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

7 3

Рисунок 3.5 - Схема расчетов платежными требованиями-поручениями с акцептом плательщика

1. Отгрузка товара, выполнение работ, услуг.

2. Выписка и направление в банк-эмитент платежного требования - поручения, и сопроводительных документов.

3. 3, 4 Передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю.

4. Акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением.

5. Перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе с заявлением об отказе акцепта.

6. Зачисление средств на счет продавца (в случает акцепта и оплаты).

7. Извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта.

При безакцептном списании средств, в случае соблюдения исполняющим банком всех требований законодательства, возражения плательщика по поводу списания средств не принимаются.

Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений.В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке.

Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений:

· когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в т.ч. для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

· при взыскании по исполнительным листам.

Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. В таком случае порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта.

В сложившейся же практике расчеты с использованием инкассовых поручений применяются в основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами.

Последовательность операций при расчетах с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений:

Договор купли-продажи (поставки)

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru

Банк продавца (банк-эмитент)
Банк покупателя (исполняющий банк)
Продавец
Покупатель

Тема 3. Денежный оборот предприятия. - student2.ru 2 3 9 7 1

8 6 5

Рис. 3.6 - Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений.

1. Заключение договора банковского счета о безакцептном списании денежных средств, и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения.

2. Отгрузка товаров, выполнение работ, услуг.

3. Выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения и сопроводительных документов.

4. Передача указанных документов в исполняющий банк.

5. Проверка исполняющим банком соответствия применяемой формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства.

6. Перечисления средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п.5.

7. Извещение плательщика о поступлении средств с его счета.

8. Зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа).

9. Извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствии средств на счете плательщика.

Тестовые задания к теме 3:

1. Правила организации налично-денежного оборота на предприятии предусматривают:

1. на каждом предприятии в обязательном порядке должна быть либо касса, либо кассовая книга;

2. сроки сдачи денег в банк устанавливаются едиными для всех предприятий и организаций;

3. сверх установленного лимита разрешается хранить денежные средства в кассе предприятия не более трех дней;

4. для контроля за налично-денежным оборотом на предприятии разрабатывается документ оперативного финансового планирования – платежный календарь;

5. расчеты между предприятиями наличными денежными средствами ограничены по одной сделке не более 100 000 руб.

2. Текущие счета – это счета, открытые:

1) юридическим лицам для осуществления финансово-хозяйственных операций, связанных с зачислением и списанием денежных средств;

2) юридическим лицам по операциям специального целевого назначения;

3) юридическим лицам для расчетов по экспортно-импортным операциям;

4) некоммерческим организациям, не являющимися юридическими лицами, а выступающими подразделениями некоммерческой организации, например филиалами для осуществления расчетов по финансово-хозяйственным операциям;

5) некоммерческим организациям, не являющимися юридическими лицами с депонированием средств для целевого финансирования.

3. При недостаточности средств на счете предприятия в первую очередь производится списание средств:

1) на отчисления в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) по исполнительным документам;

3) в порядке календарной очередности;

4) на оплату труда;

5) по исполнительным документам для возмещения вреда жизни и здоровью, взыскания алиментов.

Наши рекомендации