Понятие и экономическая природа внебюджетных фондов
Формирование внебюджетных фондов имеет объективные причины. В принципе, функции, которые выполняют внебюджетные фонды, могут осуществляться и за счет бюджетных средств. Однако, у бюджетного фонда есть одна особенность – мобильность средств. В случае необходимости бюджет предусматривает возможность перераспределения финансовых ресурсов из одних сфер в другие. Однако такая возможность может привести с недофинансированию расходов, имеющих важное социальное значение. Отчасти эта проблема могла бы быть решена появлением защищенных статей бюджета, которые нельзя сократить, однако в настоящее время в России такая практика не используется. Поэтому наиболее приемлемым вариантом для избежания сокращения социальных выплат населению является выделение этих расходов из состава бюджета.
Таким образом, формирование внебюджетных фондов связано с недопущением сокращения наиболее важных социальных выплат, для чего фонды наделяются собственными ресурсами и функциями.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
Внебюджетные фонды создаются двумя путями: 1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими источниками финансирования; 2) формирование фондов с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды являются автономными, имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы.
В настоящее время в России формируется три внебюджетных фонда:
- Пенсионный фонд России;
- Фонд социального страхования;
- Фонды обязательного медицинского страхования.
Суть деятельности этих фондов сводится к осуществлению функций страховщиков в системе обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование (ОСС) – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
К социальным рискам, подлежащим страхованию, относятся:
n необходимость получения медицинской помощи;
n временная нетрудоспособность;
n трудовое увечье и профессиональное заболевание;
n материнство;
n инвалидность;
n наступление старости;
n потеря кормильца;
n признание безработным;
n смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Кроме осуществления функций по социальному страхованию, на государственные внебюджетные фонды могут налагаться дополнительные обязанности по осуществлению отдельных выплат населению нестрахового характера. В этом случае для исполнения таких обязательств фондам передается из бюджета соответствующая сумма средств.
Внебюджетные фонды могут формироваться за счет следующих источников:
n Обязательные платежи, установленные законодательством (страховые взносы);
n Добровольные взносы юридических и физических лиц;
n Доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
n Средства, передаваемые из бюджета на реализацию отдельных полномочий;
n Другие доходы.
Государственные внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы РФ, а их бюджеты принимаются в форме закона.
Кроме указанных, в России в большом количестве создавались и другие фонды, в которых были сконцентрированы огромные средства. Но неэффективность использования средств этих фондов, несовершенство законодательной базы их регулирования, а также механизма их формирования и расходования привело к тому, что Правительством РФ было принято решение о ликвидации или централизации их в бюджете. Таким образом, не ликвидированные фонды трансформировались в целевые бюджетные фонды.
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ создан для обеспечения стабильности пенсионной системы и создания условий для регулярной выплаты пенсий.
Пенсионный фонд осуществляет функции по осуществлению обязательного пенсионного страхования. Но прежде чем рассмотреть его деятельность, необходимо разобраться в особенностях современной пенсионной системы России.
Пенсия (от лат. pension – платеж) означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям.
В мировой практике сложилось два типа пенсионных систем:
Во многих странах мира применяется распределительная пенсионная система, однако чаще используется смешанная модель.
Причины выбора той или иной системы связаны с рядом факторов, поскольку ни распределительная, ни накопительная система не лишены недостатков. В качестве основных недостатков этих систем можно выделить:
В России переход к накопительной пенсионной системе начался с 2002 года. Действовавшая на тот момент распределительная система обеспечивала приемлемый уровень пенсий для пенсионеров, однако ухудшающаяся демографическая ситуация привела к значительному дефициту ресурсов Пенсионного фонда. Дело в том, что распределительная система может эффективно функционировать в государстве, в котором доля молодого занятого населения значительно превышает долю пожилого населения. В России соотношение занятых и пенсионеров к моменту реформы составило 1,4. Такое соотношение не могло обеспечить достойную пенсию пенсионерам в будущем.
В настоящее время в России сформировалась смешанная модель пенсионной системы, предусматривающая сочетание накопительных и распределительных принципов. Будущая пенсия формируется из двух составляющих – накопительной части и страховой.
Накопительная часть предполагает, что страховые взносы работодателя накапливаются на пенсионном счете застрахованного и могут быть инвестированы в различные финансовые инструменты через управляющую компанию. Накопительная часть формируется у лиц моложено 1967 г.р. Тариф страхового взноса установлен в 6%, однако по заявлению застрахованного 4% из этих шести он может перевести в страховую часть.
Страховая часть также учитывается не пенсионном счете, однако средства, поступающие на формирование страховой части пенсии, используются для выплаты сегодняшним пенсионерам. Таким образом, по сути страховая часть представляет собой накапливающиеся обязательства фонд перед застрахованными. Тариф страхового взноса – 10%. Страховая часть состоит из фиксированного базового размера, который не зависит от трудового стажа, и суммы, накопленной на страховой части пенсии с учетом ежегодной индексации исходя из роста средней заработной платы в стране. Также при расчете страховой части будет применяться коэффициент, размер которого зависит от общего страхового стажа застрахованного.
Обязательное пенсионное страхование предусматривает формирование пенсионных прав только работающих граждан. Однако пенсионная система предусматривает и другие виды пенсионных выплат.
В рамках государственного пенсионного обеспечения формируются пенсии государственных служащих, военнослужащих, а также тех граждан, кто не имеет трудового стажа.
Кроме того, пенсионная система предусматривает возможность добровольного вступления в отношения по пенсионному страхованию, и формировать негосударственную пенсию, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом.
Профессиональное пенсионное страхование распространяется на лиц, занятых в отдельных видах деятельности или осуществляющих деятельность на определенных территориях.
Проблема профессионального страхования для российской пенсионной системы являлась одной из наиболее актуальных, поскольку в России каждый третий гражданин выходит на пенсию досрочно в связи с тем, что осуществляет деятельность на вредных производствах или опасных условиях. Досрочный выход на пенсию выступает своего рода компенсацией за работу на таких производствах. Однако это порождает другую проблему – лица, выходящие на пенсию досрочно, не могут сформировать пенсионный капитал в таком же объеме, как лица, выходящие на пенсию в установленном возрасте. Поэтому у Пенсионного фонда возникал дефицит средств, возникающий из-за необходимости выплачивать таким гражданам в необходимом размере. Для решения этой проблемы с 2013 года для работодателей, у которых имеются лица, имеющие право на досрочный выход на пенсию, установлен дополнительный тариф страховых взносов, который будет постепенно увеличиваться с 2 до 6 или с 4 до 9% в зависимости от категории вредности.
Таким образом, за годы реформы были достигнуты следующие результаты:
n Сформирована смешанная модель пенсионной системы
n Пенсия включает два компонента – страховую и накопительную часть
n Накопительная часть может быть передана в управление УК или НПФ
n Введен персонифицированный учет застрахованных
n В 2010 году произведена переоценка пенсионных прав, возникших до 2002 г. (валоризация)
n С 2008 года введено софинансирование пенсий
Софинансирование пенсий – программа, предусматривающая возможность уплаты добровольных пенсионных взносов, в рамках которой государство гарантирует удвоение пенсионных взносов в пределах от 2 до 12 тысяч рублей в год. Программа действует для лиц, вступивших в эту программу, в течение 10 лет. Заключить договор на софинансирование можно до 1 октября 2013 года.
Еще одной проблемой, возникшей в ходе реформы, является неэффективность системы управления пенсионными накоплениями. Причинами низкой эффективности стали:
- нехватка инструментов, в которые можно было вложить средства пенсионных накоплений;
- неспособность вложений компенсировать инфляцию. Средняя доходность составила около 6% годовых за годы реформы, в то время как среднегодовой уровень инфляции – 10%;
- высокие издержки управления пенсионными накоплениями (комиссия управляющий компаний и НПФ в два раза превышает уровень, сложившийся зарубежом);
- отсутствие системы гарантий сохранности пенсионных средств;
- около 80% застрахованных остались «молчунами», то есть так и не выбрали систему управления пенсионными накоплениями.
Таким образом, современная система не лишена ряда недостатков, которые приводят к дефициту бюджета Пенсионного фонда.
Таким образом, Пенсионный фонд осуществляет следующие функции:
- аккумулирует взносы страхователей;
- ведет персонифицированный учет застрахованных;
- финансирование пенсий;
- разработку предложений по совершенствованию пенсионной системы.
Следует иметь в виду, что Пенсионный фонд выполняет функции СТРАХОВЩИКА в системе пенсионного страхования, поэтому осуществляет выплату трудовых пенсий. Выплата пенсий в рамках государственного обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Доходы бюджета пенсионного фонда формируются за счет:
n Страховые взносы (22% от фонда оплаты труда);
n Налоги по спецрежимам;
n средства федерального бюджета;
n суммы пеней и иных финансовых санкций;
n доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
n добровольные взносы физических лиц и организаций;
n иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
В настоящее время в структуре доходов Пенсионного фонда большую долю занимают расходы, связанные с нестраховыми выплатами. Их выплата осуществляется за счет трансфертов из федерального бюджета.
Таким образом, помимо выплаты трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, Пенсионный фонд также провзодит следующие выплаты:
- ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которая производится отдельным категориям льготников и компенсирует им расходы на получение отдельных видов социальных услуг (оплата медикаментов, проезда в транспорте, санаторно-курортное лечение).
- выплата пособий на погребение умерших пенсионеров;
- выплата материнского капитала.
Кроме того, Пенсионный фонд осуществляет расходы, связанные с обеспечением своей деятельности, а также управлением средствами пенсионных накоплений.