Роль государства в управлении финансами
Государственное управление финансами может осуществляться в следующих формах:
1) Прямое государственное управление– прямое вмешательство государственных органов в производственную и хозяйственную деятельность юридических лиц. В результате такой формы возникает сильная зависимость предприятий от вышестоящих управленческих структур, так как здесь доминируют административные методы управления. Эта форма соответствует планово-директивной финансовой политике;
2) Система государственного регулирования -призвана создавать благоприятные экономические, правовые и организационные условия для функционирования юридических лиц. На первый план выдвигаются экономические методы управления: нормативное регулирование, рекомендации, оказание помощи. Это приводит к ослаблению зависимости предприятий от вышестоящих учреждений, поскольку от прямого управления промышленностью государство переходит к передаче функций управления юридическими лицами собственникам.
Какая же из этих форм предпочтительнее?
По вопросу о роли государства в управлении финансово-кредитной системой и в целом экономикой России в литературе высказываются самые различные суждения, в том числе недооценивающие роль государственного управления в экономике.
Утверждается, например, что по мере углубления рыночных отношений в ходе реформ государственное управление в экономике не только теряет свое значение, но и начинает выполнять негативную роль.
Многие экономисты считают это суждение необоснованным.
Во-первых, сторонники этих суждений игнорируют тот факт, что государственное управление реализуется не только «жестко» - в форме прямого государственного управления, но и в форме государственного регулирования.
Во-вторых, не учитывается то обстоятельство, что рынок, способный на саморегуляцию, необходимо еще организовать.
В-третьих, само нормальное функционирование на рынке не может быть обеспечено только стихийными регуляторами, так как они не могут оградить рынок от возможных эгоистических действий субъектов естественных или иных монополий или обезопасить национальный рынок от порой пагубной внешней экономической экспансии.
В-четвертых, следует иметь в виду, что роль государственного управления в жизни общества особенно возрастает в переходные периоды, так как в это время идет бурный процесс перестройки существующей экономической системы, процесс создания новых форм, поиск путей выхода из кризиса. Об этом свидетельствует и экономическая история, в том числе промышленно развитых стран, имеющих богатый опыт рыночных отношений.
Например, одной из основных составных частей реформы Рузвельта, положившей конец Великой депрессии в США 30-х годов XX века, стало усиление государственного регулирования финансово-кредитной деятельности (был принят закон, вводивший верхний лимит процентов по депозитам, а также ограничивающий деятельность банков на фондовом рынке). В странах западной Европы для того, чтобы создать механизм для скорейшего восстановления разрушенного войной хозяйства, правительства устанавливали жесткие ограничения на потребление, в то же время поощряя инвестиционную составляющую дохода (при инвестировании в развитие собственного дела устанавливался льготный режим налогообложения).
Еще один пример усиления роли государственного регулирования можно найти в реформах 70-80-х годов. «Рейганомика» в США и «тетчеризм» в Великобритании характеризовались резким снижением налогообложения и массовой приватизацией собственности, но это сопровождалось увеличением роли государства в экономике, так как четко контролировался процесс перераспределения дохода и собственности, осуществлялось правовое регулирование.
Оптимальные пропорции «жесткого» и «мягкого» видов государственного управления для различных сегментов экономики различны. То есть в отраслях, напрямую связанных с национальной безопасностью и в отраслях, бюджетное финансирование которых обусловлено их социальной значимостью (здравоохранение, образование, наука), государственное управление должно оставаться преимущественно «жестким». Наименьшей доли «жесткого» прямого государственного управления требуют такие сегменты, как, например, малый бизнес, торговля, общественное питание, пресса.