Финансовая система, финансовая политика
Финансовая система и характеристика ее звеньев
Как мы выяснили финансы – это денежные отношения, которые достаточно многообразны по своей сути. Но, тем не менее, все они обладают некоторыми общими для всех отношений чертами. В частности:
1) все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;
2) все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств и их использовании;
3) все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
Вместе с тем, различные виды финансовых отношений имеют свои особенности, поскольку и сами субъекты отношений играют разную роль в создании и распределении ВВП. Например, сфера финансов предприятий в основном обслуживает материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, ведомствами, социальными группами населения. Исходя из этого можно сформулировать определение финансовой системы следующим образом.
Финансовая система - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой и отличающихся методами и формами формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Финансовая система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную и 2) централизованную сферы. В свою очередь каждая сфера объединяет несколько звеньев.
Децентрализованные финансыявляются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Поэтому экономическая политика в любой стране должна быть главным образом на развитие децентрализованной сферы финансов. Эффективность перераспределения ресурсов, величина налогового бремени, инвестиционные возможности субъектов хозяйствования в конечном счете оказывают влияние на развитие всей финансовой системы.
Финансы хозяйствующих субъектов и населения условно могут включать: нефинансовые корпоративные предприятия, финансовые учреждения (центральные банковские учреждения, другие финансовые и кредитные институты), страховые предприятия, некоммерческие общественные организации, предпринимателей без образования юридического лица и домохозяйства.
Финансы предприятий(коммерческих организаций), как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства. Кроме того, роль коммерческих организаций заключается в создании рабочих мест, обеспечении финансовыми ресурсами централизованных финансов.
В состав децентрализованных финансов включаются и финансы некоммерческих организаций, которые, как правило, осуществляют свою деятельность не на принципах коммерческого расчета, а на условиях сметного финансирования. К ним относятся организации социально-культурной сферы, такие как учреждения культуры (театры, музеи), жилищно-коммунального хозяйства, медицинские, образовательные учреждения и т.п. Эти организации могут получать прибыль от своей деятельности, но она полностью направляется на финансирование задач, для решения которых они были созданы.
Финансы домашнего хозяйствалишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.
Централизованные финансы— вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, включает бюджетную систему, внебюджетные социальные фонды и государственный кредит.
Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет, региональные бюджеты (республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов), и местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты городских и сельских поселений).
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.
Внебюджетные фондыв настоящее время представлены тремя фондами:
1) Пенсионный фонд России;
2) Фонд социального страхования;
3) Фонды обязательного медицинского страхования.
Все три фонда осуществляют функции в области социального страхования – защиты граждан от изменения материального положения в определенных жизненных ситуациях.
Содержание и задачи финансовой политики
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Государство может использовать финансы как механизм воздействия на различные социальные и экономические процессы. Причем достигаться одна и та же цель может разными способами.
Например, если государство ставит перед собой обеспечить баланс между доходами и расходами государства, то в условиях недостаточности средств оно может повысить налоги, чтобы увеличить поступления в бюджет. Может сократить расходы. И в том, и в другом случае цель достигается, но вот последствия для экономики и общества могут быть разными. Такие меры дают временный эффект, но при этом экономическое развитие ограничивается, в обществе растет социальная напряженность. Можно ту же задачу решить более долгосрочным путем – увеличивать расходы на экономическое развитие, что конечно приносит эффект значительно дольше, но он будет более долговременным. В этом случае государству не требуется увеличение налогов. Рост доходов будет достигнут за счет роста национального дохода.
Таким образом, финансовая политика – это совокупность мероприятий, проводимых государством, по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций и решения задач социально-экономического развития страны.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач (см.вопрос 5);
2) создание адекватного финансового механизма (см.вопрос 3);
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В конечном счете, финансовая политика любого государства, несмотря на многообразие стоящих перед страной задач, призвана достигать следующих целей:
Основные цели финансовой политики | Финансовое обеспечение эффективного государственного и муниципального управления. | |
Сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики. | ||
Установление рационального режима использования национальных богатств и невосполняемых ресурсов. | ||
Обеспечение финансовой устойчивости и финансовой безопасности государства. | ||
Обеспечение нормального уровня жизни населения |
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия- долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач с концентрацией финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Она нацелена на выработку финансовых стратегий и программ.
Финансовая тактиканаправлена на решение конкретных задач определенного этапа развития общества путем перегруппировки финансовых ресурсов. Она отличается гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны: стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач, тактика - позволяет в более сжатые сроки с наименьшими затратами решать задачи, решаемые финансовой стратегией.
Практически финансовая политика реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
Классическая теорияпрактически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Планово-директивная теориявыводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение Денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую Централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и др.).
Финансовый механизм
Как мы уже отмечали, одна и та же цель может достигаться разными способами. Когда государство ставит перед собой определенную задачу, оно должно детализировать механизмы и способы ее реализации. Каждое решение сопровождается правовым обеспечением задачи, выработкой нормативов, инструкций, положений, а также выбором методов реализации задачи.
Например, если Правительство РФ ставит перед собой задачу развития сельского хозяйства, то ее реализация потребует целого комплекса мероприятий:
1) определение четкой цели и задач развития, определение идеального состояния, которого необходимо достичь;
2) разработка программы мероприятий, ее детализация в постановлениях, указах, инструкциях, положениях и т.п.;
3) выбор инструментов – налоговые льготы или пониженные ставки налогообложения, финансовая помощь в приобретении оборудования, сельскохозяйственного сырья, субсидии сельскохозяйственным производителям, аренда земли и т.п.
Эффективность мер, которые предпринимает государства, во многом будет зависеть от того, какие способы достижения цели выбраны. Указанная совокупность методов и форм достижения цели и представляет собой финансовый механизм.