Государственная аттестационная комиссия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ И ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

для студентов экономического факультета

специальности 080105 «Финансы и кредит»

г. Улан-Удэ 2012

Составитель: Дьяченко Н.В., ст.преподаватель кафедры «Экономика»,

Корытова Е.В. ст.преподаватель кафедры «Экономика»

Рецензент: к.э.н., доцент Пивоварова Г.Н.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры от «___» _____г. (протокол № ___)

Зав. кафедрой ______________ _______ Чимитова А.Б.

Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании Методического совета БФ ТГУ от «____» _______________ 20__ г. (протокол №__ )

Председатель Методического совета _________ / О.Н.Мангутова /

Методические указания для подготовки к комплексному междисциплинарному экзамену и по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов экономического факультета специальности 080105 «Финансы и кредит».

Методические указания состоят из общих положений, требований к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы специалиста, рекомендаций по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену. В требованиях к выполнению дипломной работы содержатся порядок подготовки, оформления и представления выпускной квалификационной работы, примерная тематика дипломных работ в разрезе дисциплин специальности. В рекомендациях по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену содержатся вопросы для подготовки к ИМЭ, рекомендуемая литература в разрезе дисциплин специальности.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….
1 ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН…………….….….....
1.1 Организация квалификационного (государственного) экзамена как междисциплинарного экзамена по специальности………………..……..
1.2 Государственная аттестационная комиссия………………………….
1.3 Вопросы для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену……………………………………………………………………..
2 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКА
2.1 Общая часть………………………………………………………….....
2.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы……………..….
2.3 Содержание и структура дипломной работы………………………...
2.4 Оформление текста выпускной квалификационной работы………..
2.5 Научный руководитель и его обязанности…………………………...
2.6 Предварительная защита выпускной квалификационной работы….
2.7 Рецензирование выпускной квалификационной работы……………
2.8 Защита выпускной квалификационной работы………………….…..
2.9 Тематика выпускных квалификационных работ……………….……
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..…..…..



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации №1155 от 25.03.2003 г. итоговая государственная аттестация выпускников, завершивших обучение в Бурятском филиале «ТГУ» по образовательной программе основного общего профессионального образования, проводится в соответствии с положениями об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

К видам государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:

– государственный экзамен;

– защита выпускной квалификационной работы.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения по выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация выпускников проводится по основной образовательной программе высшего профессионального образования, имеющей государственную аккредитацию.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования, для присвоения квалификации по специальностям в форме выпускной квалификационной работы.

ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

1.1 Организация квалификационного (государственного) экзамена как междисциплинарного экзамена по специальности

Государственный экзамен относится к видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требовании к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразования России.

Программа государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных pa6oт утверждается Методическим советом Бурятского филиала «ТГУ» с учетом рекомендации учебно-методических объединений кафедры.

Организация квалификационного (государственного) экзамена по специальности «Финансы и кредит» осуществляется по специализациям «Государственные и муниципальные финансы» и «Банковское дело». В состав квалификационного (государственного) экзамена по каждому из названных направлений включается содержание учебных дисциплин, формирующих знания и навыки специалистов.

Вопросы для квалификационного экзамена специалистов этого направления включают содержание следующих учебных курсов:

– Экономическая теория

– Деньги, кредит, банки

– Финансы

– Бюджет и бюджетная система РФ

– Финансы предприятий (организаций)

– Финансовый менеджмент

– Инвестиции

Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена.

Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся обзорные лекции, консультации.

Перечень дисциплин, вынесенных на государственный комплексный экзамен, определяется кафедрой соответствующего профиля, ответственной за выпуск специалистов. Как правило, их количество не превышает 6 общепрофессиональных и специальных дисциплин (перечень дисциплин может изменяться решением кафедры).

Экзаменационные вопросы могут быть выданы студентам для ознакомления по окончании учебного процесса, до начала обзорных лекций.

Экзаменационные билеты составляются следующим образом: 2 вопроса теоретического характера и I задача по дисциплинам, включенным в программу государственного комплексного экзамена.

Процедура приема государственных экзаменов устанавливается следующим образом:

- заседание государственной экзаменационной комиссии обычно проводится 1 раз в день, на одном заседании принимается экзамен не более чем у 15 студентов;

- каждый студент получает экзаменационный билет, номер которого фиксируется в протоколе, по получения билета студент имеет право на подготовку к ответу в течение 20-30 минут;

- по окончании ответа на любой из вопросов билета члены комиссии могут задать студенту дополнительные вопросы, в том числе выходящие за рамки вопроса для более точного определения знаний студента по соответствующей дисциплине;

- объявление оценок производится по окончании экзамена, в конце заседания комиссии.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете Бурятского филиала и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются в Томский государственный университет в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве.

Общая часть

Выпускная квалификационная работа (ВКР) экономиста по специальности «Финансы и кредит» выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области финансов, денежного обращения и кредита; выявление умения применять полученные знания при решении конкретных экономических научных и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях экономики.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и включать как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ финансов и кредита по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

Выполнение и защита ВКР является заключительным этапом подготовки студентов к профессиональной деятельности по экономическим специальностям. Подготовка ВКР состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и учебно-методической литературой, аналитическими материалами и другими источниками, относящимися к теме ВКР.

3. Сбор фактического материала в статистических органах, в финансовых организациях, на предприятиях различных форм собственности и других организациях.

4. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов финансового и экономического анализа, математико-статистических методов.

5. Формулировка выводов и выработка рекомендаций.

6. Оформление ВКР в соответствии с установленными требованиями.

Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат рецензированию.

Содержание и структура дипломной работы

ВКР должна рассматриваться как соответствующий текстовый документ. Поэтому к ней предъявляются определенные требования в соответствии с Системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИЛ) и другими нормативными документами.

Содержание текстового материала должно соответствовать дипломному заданию. ВКР пишется в соответствии с составленным ранее планом.

ВКР должна быть сброшюрована, включать в указанной последовательности: титульный лист (приложение В), аннотацию (приложение К), дипломное задание (приложение Б), оглавление (приложение Д), список сокращений (если имеется), введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

Если ВКР является оригинальной разработкой, выполняется отчет о патентно-информационных исследованиях.

Титульный лист. Титульный лист ВКР оформляется по образцу, представленном в приложении В. Титульный лист является первой страницей работы. Номер на титульном листе не ставится.

На титульном листе обязательны: подписи научного руководителя, заведующего кафедрой и студента. Справа от каждой подписи проставляют фамилию лица, подписавшего документ. Внизу указывается название города, в котором находится учебное заведение, год написания работы (без указания слова "год" и "г").

Оглавление работы. Оглавление включает наименование всех глав, разделов, подразделов и пунктов с указанием номера страницы, на которой размещается начало текста данной главы, раздела, подраздела или пункта (приложение Д).

Перечень условных обозначений, сокращений. Если в тексте работы автор применяет свои собственные сокращения слов (аббревиатуры), новые символы, не знакомые всем обозначения, он обязан представить их расшифровку в виде списка в порядке применения их в тексте на отдельном листе перед введением. В том случае, когда обозначения, символы, сокращения повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а приводят расшифровку в тексте при первом их упоминании.

Введение должно содержать краткую характеристику темы (проблемы), показывать основные этапы ее изучения, давать оценку современного состояния и целесообразности ее дальнейшей разработки. Во введении необходимо четко сформулировать актуальность, практическую значимость темы, определить объект, предмет и методы исследования. На основании этого в конце введения ставятся цель и задачи исследования, достижению которой посвящается основная часть работы.

Примерный объем введения - 5% (3-4 листа) общего объема дипломной работы.

Основная часть состоит из трех глав, каждая глава представлена несколькими параграфами (подпунктами), возможно и без выделения параграфов (подпунктов), более подробное деление не рекомендуется. Содержание каждой главы должно соответствовать названию. Материал каждой главы должен быть логическим продолжением предыдущего материала, в каждой главе должна решаться одна из поставленных задач.

Первая глава - теоретическая, выполняется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, законодательных и нормативных материалов. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей литературы. Основное внимание в главе должно быть уделено критическому обзору существующих точек зрения по предмету исследования и обоснованной аргументации собственной позиции и взглядов автора на решение проблемы. Теоретические положения, сформулированные в главе, должны стать исходной научной базой для выполнения последующих глав работы. Примерный объем главы – 30 % от дипломной работы.

Вторая глава является расчетно-аналитической и может включать в себя следующие вопросы:

– технико-экономическая характеристика объекта исследования с оценкой его финансового положения, финансовой устойчивости и перспектив развития:

– анализ собранной в ходе преддипломной практики экономической информации о деятельности предприятия;

– обобщение полученных результатов и получение обоснованных выводов.

Для получения более достоверных и обоснованных результатов и выводов анализ должен проводиться по данным за ряд лет (3 года). Анализ в дипломной работе должен быть целевым и глубоким. Дипломник должен выявить недостатки в работе объекта, вскрыть неиспользованные резервы и наметить направления их использования. В аналитической главе используются различные приемы анализа, указываются источники информации, приводятся аналитические таблицы и расчеты, графические способы отражения результатов анализа, делаются выводы. Примерный объем - 35% от дипломной работы.

Третья глава является проектной и должна содержать конкретные практические рекомендации, предложения и мероприятия, имеющие целью выбор реальных способов оздоровления экономики предприятия, стабилизации финансового положения, использования имеющихся резервов. В главе может быть предложена и обоснована формализованная математическая интерпретация развития организационных, производственных и управленческих процессов, исходя из деятельности предприятия на рынке. В главе должна быть произведена оценка экономической и социальной эффективности разработанных предложений и рекомендаций. Примерный объем главы - 25% от дипломной работы.

Вторая и третья главы дипломной работы обязательно должны завершаться краткими выводами.

Заключение должно содержать краткую информацию о предмете исследования, отразить основные результаты выполненной работы, важнейшие выводы, рекомендации и предложения по их практическому использованию.

Список использованных источников и литературы включает перечень всех источников использованных студентом при написании дипломной работы.

Приложение оформляется как продолжение дипломной работы и помещаются после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте (ссылок). Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием справа слова „ПРИЛОЖЕНИЕ“. Нумеруют приложения последовательно заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь.

Например:

«ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б» и т. д.

Каждое приложение должно иметь свой заголовок, отражающий его содержание.

В приложениях помещаются, по необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.), а также материалы по использованию результатов исследований с помощью вычислительной техники (алгоритмы и программы расчетов и решения конкретных задач и т.д.). Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных и аналитических материалов, раннее не опубликованные тексты. Приложения могут включать конкретный инструментарий исследования - макеты опросных или анкетных листов, инструкции, извлечения из нормативных правовых документов, фактический материал и результаты исследования, представленные в виде схем, графиков, диаграмм и т.п.

В согласованные с руководителем сроки студент отчитывается перед ним. Руководитель определяет степень готовности работы.

Вся дипломная работа в первом варианте должна быть завершена и представлена научному руководителю не позднее, чем за две недели до предзащиты.

Оформление текста выпускной квалификационной работы

Излагать материал в дипломной работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Изложение текста дается в безличной форме.

Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги стандартного формата А4 (210x297 мм).

Общий объем работы 60-80 листов.

Каждая страница работы выполняется со следующими полями: левое - не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее - не менее 20 мм. Поля слева оставляют для переплета. Интервал между строк составляет 1,5 мм, шрифт -14. Абзацы в тексте начинать отступом, равным 15 мм.

При выполнении ВКР необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.

Текст должен быть написан понятным и грамотным языком, в полном соответствии с правилами грамматики, орфографии и пунктуации русского языка.

Следует применять установленные стандартами термины, обозначения и определения, а при отсутствии стандартов - общепринятые в научно-экономической литературе.

Сокращения слов в тексте или подрисуночных надписях не допускаются. Исключения составляют сокращения, установленные правилами русской орфографии и пунктуации, а также соответствующие государственным стандартам, содержащим перечень сокращенных слов.

Терминология, наименования, обозначения и понятия должны быть едиными на протяжении всего текста.

Наименование предприятий, газет, журналов, полные названия марок машин заключаются в кавычки: ЗАО «Рассвет», журнал «Экономика и управление предприятием».

Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают через один интервал на той странице, к которой они относятся.

В тексте нельзя употреблять математические знаки, а так же знаки N (номер) и % (процент) без цифр. Следует писать словами «меньше или равно» вместо «<» и «=», «неравно» вместо «≠» и т.п.

Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать уставленным государственным стандартом. Единицы измерения физических величин - в единицах СИ.

Приводимые в тексте цитаты, данные бухгалтерской и статистической отчетности следует тщательно сверить и снабдить их постраничными ссылками на источники.

Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник.

Построение текста ВКР. Основная часть ВКР состоит из разделов (глав) и подразделов (параграфов). Для нумерации используют только арабские цифры. Номера самых крупных частей обозначают одной цифрой без точки и печатают прописными буквами с нового листа. После номера раздела, подраздела, главы, параграфа точку не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки разделов, подразделов, глав, параграфов печатают с абзацного отступа, выравнивая по ширине листа.

Подчеркивать заголовки и делать переносы слов в заголовках не допускается. Между заголовком и текстом должен быть интервал. Слова „Глава“, „Раздел“, знак параграфа (§) перед заголовками не пишутся.

Заголовки подразделов (параграфов) нумеруют двумя цифрами с точкой после первой цифры.

Подразделы (параграфы) оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего подраздела (параграфа) или пункта не осталось на листе места хотя бы для одной строки после наименования этого подраздела (параграфа) или пункта.

Наименования структурных элементов „АННОТАЦИЯ“, „ОГЛАВЛЕНИЕ“, „СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ“, „ВВЕДЕНИЕ“, „ЗАКЛЮЧЕНИЕ“, „СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ“ следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Содержащиеся в тексте пункты перечисления требований, указаний, положений обозначают арабскими цифрами со скобкой (без точки), например: 1), 2), 3) и т.д.

Каждый пункт перечисления записывается с абзаца, со строчной буквы после цифры со скобкой и заканчивается точкой с запятой (;), последний пункт заканчивается точкой.

Нумерация листов должна быть сквозной. Первым листом является титульный лист (номер листа не проставляется). Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без каких-либо обрамлений и точки.

Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Список использованной литературы и приложения также включаются в общую нумерацию листов.

Расчеты. Расчеты выполняются на тех же листах, что и дипломная работа. Порядок изложения расчетов определяется характером рассчитываемых величин.

Формулы. Формулы в пределах главы должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера формулы разделенных точкой. Номер формулы заключают в круглые скобки и ставят с правой стороны листа на уровне формулы, например

В = О × Ц. (2.1)

Ссылку в тексте на номер формулы дают в скобках, например, «В формуле (2.1)...».

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой в той же последовательности, что и в формуле. Расшифровка начинается после слова «где» без двоеточия после него. Символы, повторно используемые в формулах, расшифровке не подлежат.

Символическое обозначение, размерность одной и той же величины должны быть постоянными в пределах всей ВКР.

При выполнении однотипных по методике расчетов приводят только первые из них с формулами и пояснениями. Окончательные результаты всех таких расчетов сводят в таблицу и дают заключение.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не помещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака (=) или после знаков плюс (+), минус (−), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Формулы и уравнения, следующие друг за другом и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Иллюстрации. Все иллюстрации (схемы, графики и пр.) именуются рисунками и подписывают словом „Рисунок“. Нумерация иллюстраций допускается как сквозная, так и по разделам (главам) арабскими цифрами.

Например: В главе 3 — Рисунок 3.1; 3.2; 3.3; и т. д.

Подпись или название иллюстрации начинают с прописной буквы, располагают посередине строки под рисунком, в конце точку не ставят.

Например:

Рисунок 2.5 - Шрифты разного назначения

Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. На все иллюстрации должны быть оформлены ссылки в тексте, т. е. указывается порядковый номер, под которым она помещена в работе, например: (Рисунок 2.5).

На иллюстрации, заимствованные из работ других авторов, дается библиографическая ссылка (внутритекстовая или подстрочная или затекстовая).

Иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы) могут быть выполнены как в черно-белом, так и в цветном исполнении с использованием компьютера.

Таблицы. Цифровой материал оформляют в виде таблицы. Каждая тa6лица должна иметь содержательный заголовок. Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Таблицу следует размещать после первого упоминания о ней в тексте.

Таблицы могут иметь нумерацию как сквозную, так и по главам (разделам). Номера таблиц обозначают арабскими цифрами. Слово "Таблица" с указанием ее номера и названия.

Например:

Таблица 1.2 - Оценка налоговой системы

Заголовки граф таблиц начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, если нет, то с прописной. В конце заголовков знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.

Для облегчения ссылок в тексте допускается нумерация граф.

Если таблица не помещается на одной странице, то на следующем листе печатают: „Продолжение таблицы 1.2“ или „Окончание таблицы 1.2“., обязательно указывают нумерацию граф.

Когда цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах, то сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей.

Таблица должна быть размещена в тексте таким образом, чтобы её можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку, которая оформляется в круглых скобках. Ссылки на таблицы должны быть косвенные.

Например:

„Анализ экспериментального материала показывает, что введение адреналина усиливает функции данного органа“ (таблица 1).

Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена библиографическая ссылка (внутритекстовая или, затекстовая или подстрочная).

Если данные в графе отсутствуют, вместо них ставят тире или отмечают „нет“. Если повторяющийся в графе текст таблицы состоит из одного и того же слова, можно заменять его кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается.

Цифры в графах располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим и имели одинаковое количество десятичных знаков.

Допускается применять в таблицах размер шрифта меньший, чем в тексте. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм.

Таблицы в приложении обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Например: „Таблица B.1“, если она приведена в приложении В.

Примечания к таблицам помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Слово „Примечание“ необходимо печатать с абзаца и с первой прописной буквы и не подчеркивать.

Ссылки. Автор имеет право выбора удобного для него варианта оформления ссылок, но на протяжении всей работы необходимо применять только один вид библиографических.

Внутритекстовые библиографические ссылки содержат сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа и оформляют в тексте до или после цитаты (заимствования) в круглых скобках.

Например:

Л. А. Гордон, Э. В. Клопов в своей книге „Человек после работы“ (М., 1982. С. 81) подчеркивают: что „ ........... “.

Если в тексте упоминают только фамилию автора, то в библиографической ссылке ее повторяют.

Например:

В. К. Андреевич отмечал, что в Сибири „... допускались и частичные переселения обывателей из одного пункта в другой“ (Андреевич В. К. Исторический очерк Сибири. Томск, 1887, С. 61).

Внутритекстовая библиографическая ссылка на электронный ресурс.

Например:

„Театральное дело в Томске имеет за собою сравнительно незначительную давность. В шестидесятых и семидесятых годах каких-либо постоянных артистических трупп в городе не было“ (Театр в Томске [Электронный ресурс] // Город Томск / И. Малиновский, И. Г. Фрейдин, И. П. Гавровский. Томск, 1912. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/books/0081-96560/ (дата обращения: 20.01.2009)).

Подстрочные ссылки. Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечание, вынесенное из текста документа вконец страницы. Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляют с помощью знака сноски, который набирают на верхнюю линию шрифта. Для оформления подстрочных ссылок используется меню „Вставка, ссылка, сноска“ текстового редактора Microsoft Word. При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразную сквозную нумерацию по всему тексту.

Если в тексте указаны сведения об электронном ресурсе (название, автор и т. д.), допускается в ссылке указать только его электронный адрес.

Примеры подстрочных ссылок:

В тексте:

По мнению Нечкиной, „монография — основа больших обобщений, важных научных концепций“ 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________

1 Нечкина М. В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. М., 1965, С. 77.

В тексте:

Информация заимствована на сайте Официальные периодические издания: [Электронный ресурс]: электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации, СПб., 2005–2007 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________

1 URL: www.nrl.ru/lawcenter/izd/index.html.

Оформление литературы, использованной в выпускной квалификационной работе. Все литературные источники, на которые в тексте делаются ссылки или упоминания, должны быть описаны в специальном разделе ВКР «Список использованных источников и литературы». Его помещают после основного текста работы, включают все использованные источники в следующем порядке: законы и нормативные документы, монографии, справочники, учебники и учебные пособия, статистические сборники, методические указания, сборники научных трудов, научно-технические отчеты, авторские свидетельства, патенты, статьи из журналов и газет и Интернет источников. Список литературы должен быть достаточно обширным, содержать не менее 50 источников и отражать глубину проработок, выполненных студентом.

Например:

Предварительная защита выпускной квалификационной работы

День и время предварительной защиты ВКР определяет выпускающая кафедра.

В процессе предварительной защиты студент кратко излагает суть ВКР и отвечает на вопросы членов комиссии. После ознакомления с ВКР и получения ответов студента, комиссия принимает положительное решение. Представитель кафедры ставит свою визу на титульном листе ВКР.

Дипломники представляют на защиту следующие документы:

– Отзыв руководителя (вкладывается);

– Рецензия (вкладывается).

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

для студентов специальности 080105 - Финансы и кредит

По дисциплине «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ»

1. Перспективы изменения налогового законодательства

2. Налогообложение прибыли банков

3. Налогообложение прибыли страховой деятельности

4. Применение НДСи акцизов в отношении экспорта - импорта.

5. Система платежей в бюджет за пользование лесным фондом.

6. Бюджетный федерализм в РФ и зарубежных странах

7. Распределение федеральных и других налогов, мобилизуемых на территории Республики Бурятия

8. Пути совершен

Наши рекомендации