Правовая поддержка социально-экономического развития регионов

Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.

При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов с решением других, связанных с ними задач. Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.

Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.

Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.

Успешная реализация задач регионального развития тесно связана с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов Российской Федерации и общие принципы административно-территориального устройства внутри регионов.

Формирование правовой базы для обеспечения и функционирования отдельных типов территорий (особое геополитическое положение территорий субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с государственной границей России; изолированное положение Калининградской области; наличие закрытых административно-территориальных образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике, наличие важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также особое геэкономическое положение ряда регионов - эти и другие схожие по своей природе факторы обуславливают необходимость особой правовой политики в отношении названных территорий, а также закрепление возможности особого порядка решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в форме местного самоуправления). В частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», присоединение России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, а также разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ. Также необходимо институциональное обустройство интеграционных процессов и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).

Необходима разработка и совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

Информационные механизмы

Для реализации Стратегии необходимо совершенствование системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Задачи мониторинга:

· оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, выявлять формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективно оценивать необходимость федеральной поддержки региона или муниципального образования;

· оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально-экономического развития,

· мониторинг состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно-конфессионального сотрудничества в них.

Наши рекомендации