Оценка ликвидности баланса транспортного предприятия

4.1.1 Одной из основных целей транспортного предприятия в рыночной экономике является получение прибыли. Однако, способы достижения этой цели могут быть различными. Ориентируясь на долгосрочное ведение хозяйственной деятельности, транспортное предприятие должно отслеживать не только текущий уровень прибыли, но и обширный перечень иных финансовых показателей, характеризующих, прежде всего, платежеспособность, устойчивость предприятия в целом.

Оценка финансового состояния транспортного предприятия включает следующие значимые компоненты:

- оценку ликвидности баланса предприятия;

- оценку финансовой устойчивости и платежеспособности;

- оценку безубыточного объема продаж.

При планировании отдельных инвестиционных проектов транспортное предприятие также должно учитывать их ожидаемую эффективность, сравнительную эффективность различных вариантов инвестиций.

4.1.2 Бухгалтерский баланс транспортного предприятия является не только документом бухгалтерского учета, но и способом обобщения и группировки активов предприятия и источников их образования на определенную дату в денежной оценке.

По своему строению бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса.

Студенты по двум последним цифрам номера зачетной книжки расчетным путем определяют состав бухгалтерского баланса в таблицах 1, 2 и сопоставляют итоги актива и пассива баланса по выбранному варианту задания.

Под ликвидностью баланса понимается возможность транспортного предприятия обратить свои активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. В отличие от ликвидности активов, оцениваемой исключительно с позиции времени, необходимого для превращения актива предприятия в денежную форму, для ликвидности баланса важное значение имеет согласованность величины и степени ликвидности активов с размерами и сроками погашения обязательств. Например, у транспортного предприятия может быть недостаточно наличных денежных средств для погашения краткосрочных кредитов, однако, общий объем активов при наличии возможности реструктуризации задолженности по сроку погашения может при этом позволять выполнять все обязательства.

Задача анализа ликвидности баланса в ходе анализа финансового состояния предприятия возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности транспортного предприятия, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.

Все активы транспортного предприятия в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп.

1. Наиболее ликвидные активы (А1) — суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.

2. Быстро реализуемые активы (А2) — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.

3. Медленно реализуемые активы (А3) — наименее ликвидные активы — это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.

4. Труднореализуемые активы (А4) — активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включаются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы».

Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия; при этом текущие активы более ликвидны, чем остальное имущество предприятия.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.

1. Наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (обязательства к погашению в течение текущего месяца).

2. Краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств.

3. Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы».

4. Постоянные пассивы (П4) — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:

А1 >> П1
А2 >> П2
А3 >> П3
А4 << П4

Не выполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса отличается от абсолютной. Такая ситуация является наиболее распространенной.

Предварительный анализ ликвидности баланса предприятия удобнее проводить с помощью таблицы покрытия (см. таблицу 7).

Таблица 7 - Анализ ликвидности баланса транспортного предприятия

№ группы На начало года На конец года
Актив (А) Пассив (П) Платежный излишек (+)/недостаток (-) Актив (А) Пассив (П) Платежный излишек (+)/недостаток (-)
           
           
           
           
Итог баланса*            

*Итог баланса по активу должен совпадать с итогом по пассиву!

В графы таблицы 7 записываются данные на начало и конец отчетного периода по группам актива (А14) и пассива (П14). Сопоставляя итоги этих групп, студенты определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода. Таким образом, выявляется рассогласование по срокам активов и пассивов, предварительно оценивается ликвидность и платежеспособность транспортного предприятия.

Далее студентам необходимо оценить ликвидность баланса транспортного предприятия. В случае, если она отлична от абсолютной, необходимо выявить причины: обязательства какой степени срочности предприятие не в состоянии погашать и предложить и обосновать возможные варианты решения проблемы: как можно компенсировать или устранить платежный недостаток по каждой группе.

Для более детальной оценки финансового состояния транспортного предприятия студентам необходимо рассчитать следующие показатели ликвидности:

1. Коэффициент текущей ликвидности - показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее.

Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле 1:

КТЛ = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2) (1)

Значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.

2. Коэффициент быстрой ликвидности - показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Данный показатель аналогичен коэффициенту текущей ликви­дности, но рассчитывается по более узкому кругу текущих активов: из расчета исключается наименее ликвидная их часть — производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, как правило, существенно ниже затрат на их приобретение. Типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают не более 40% от учетной стоимости запасов.

Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле 2:

КБЛ = (А1 + А2) / (П1 + П2) (2)

В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т.е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств транспортного предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности - является наиболее жестким критерием ликвидности пред­приятия; он показывает, какая часть краткосрочных заемных обяза­тельств может быть при необходимости погашена немедленно.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле 3:

КАЛ = А1 / (П1 + П2) (3)

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

4. Для комплексной оценки ликвидности баланса транспортного предприятия используют общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств. При этом различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств.

Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле 4:

КОЛ = (А1 + 0,5А2 + 0,3А3) / (П1 + 0,5П2 + 0,3П3) (4)

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

В ходе анализа ликвидности баланса каждый из рассмотренных коэффициентов ликвидности рассчитывается на начало и конец отчетного периода. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения).

В завершении подраздела студентам необходимо представить вывод о степени ликвидности баланса транспортного предприятия, возможные рекомендации по улучшению ситуации.

Наши рекомендации