Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности

Создание и функционирование любого предприятия упрощенно представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, харак­теризуется категорией леверидж. В буквальном понимании леверидж означает небольшую силу (рычаг), с помощью которой можно пере­мещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показа­телей. Существует три вида левериджа, определяемые путем пере­компоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис. 1).

Доход от реализации

(за минусом НДС и акцизов)

Затраты на производство

Производственный реализованной продукции

леверидж +Сальдо доходов и расходов

от прочей реализации и

внереализационных операций

= Валовой доход Производственно-

(доход до выплаты процентов финансовый

и налогов) леверидж

- Проценты по долгосрочным

ссудам и займам

Финансовый = Налогооблагаемая прибыль

леверидж – Налог на прибыль и прочие

обязательные платежи из прибыли

= Чистая прибыль

Рис. 1. Взаимосвязь доходов и левериджа

Итак, производственный леверидж - потенциальная возмож­ность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестои­мости и объема выпуска.

Финансовый леверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долго­срочных пассивов.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль. Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оцен­ка уровня левериджа, выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метод «мертвой точки».

Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, тра­диционный для отечественной экономики, предусматривает исчисле­ние себестоимости продукции путем группировки расходов на пря­мые и косвенные. Первые относятся на себестоимость непосредст­венно, вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики. Второй вариант, широко ис­пользуемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат - на переменные и постоянные. Первые изменя­ются пропорционально объему производства, вторые остаются ста­бильными при изменении объема производства. Подразделение рас­ходов на переменные и постоянные условно; более правильным яв­ляется выделение постоянных, полупеременных и переменных рас­ходов (рис.2).

Расходы

Полупеременные

расходы

Переменные

расходы

Постоянные расходы

Реализация(в ед.)

Рис. 2. Виды расходов и их динамика

Метод «мертвой точки» (или критического объема продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обес­печивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечи­вающая валовой доход; отметим, что здесь вовсе не гарантируется прибыль, поскольку теоретически, например при неблагоприятных условиях, весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и по займам. При анализе финансового леве­риджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основы­вается на следующей базовой формуле:

S= VС + FС + GI, (5.1)

где S - реализация в стоимостном выражении; VС - переменные производственные расходы; FС - условно-постоянные производственные расходы; GI - валовой доход; Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропор­циональной зависимости показателей, имеем:

VО = k·S, (5.1.1.)

где k — коэффициент пропорциональности.

Используя формулу (5.1), с учётом условия, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

S = kS + FС.

Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его за Sm, имеем:

Sm= Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.2)

Формулу (5.2) можно представить в более наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем сле­дующие дополнительные обозначения:

Q - объем реализации в натуральном выражении;

р - цена единицы продукции;

v - переменные производственные расходы на единицу про­дукции;

Qc - критический объем продаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу, имеем:

Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.3)

Знаменатель дроби в формуле (5.3) называется удельным маржи­нальным доходом (с = р - v). Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Очевидно, что формула (5.3) может быть легко трансформирова­на в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).

Qi= Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.4)

5.1. Уровень производственного левериджа (Упл) принято изме­рять следующим показателем:

Упл = Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru , (5.5)

где ТGI - темп изменения валового дохода, %; ТQ - темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %;

Путем несложных преобразований формулы (5.5) ее можно при­вести к более простому в вычислительном плане виду. Для этого ис­пользуем вышеприведенные обозначения и иное представление фор­мулы (5.1):

рQ = vQ + FС+GI, или сQ = FС+GI,

Поэтому

Упл = Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.6)

Экономический смысл показателя Упл довольно прост - он пока­зывает степень чувствительности валового дохода предприятия к из­менению объема производства. А именно: для предприятия с высо­ким уровнем производственного левериджа, т. е. с высокой долей условно-постоянных расходов, незначительное изменение объема про­изводства может привести к существенному изменению валового до­хода. Значение этого показателя не является постоянным для данного предприятия и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшее значение показатель имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. В этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению валового до­хода; причина состоит в том, что базовое значение валового дохода в этом случае близко к нулю.

5.2 Оценка финансового левериджа

По аналогии с производственным левериджем уровень финансо­вого левериджа (Уфл) измеряется показателем, характеризующим от­носительное изменение чистой прибыли при изменении валового до­хода:

Уфл= Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.7)

где ТNI — темп изменения чистой прибыли, %; ТGI — темп изменения валового дохода, %.

Используя вышеприведенные обозначения и схему взаимосвязи доходов и левериджа (см. рис. 1), формулу (5.7) можно преобразовать в более удобный в вычислительном плане вид:

GI = сQ-FС;

NI = (GI -In)(1 - Т);

△NI= △GI(1-Т);

Уфл= Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru

где In - проценты по ссудам и займам; Т - усредненная ставка налога.

Итак:

Уфл= Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.8)

Коэффициент Уфл имеет весьма наглядную интерпретацию. Он, показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогообла­гаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием за­емных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов, тем выше уровень финансового левериджа. Таким образом, повыше­ние доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосроч­ных источников средств при прочих равных условиях приводит к возрастанию уровня финансового левериджа.

Как было отмечено выше, производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно-финансового леве­риджа. Уровень его (Ул), как следует из формул (5.5) - (5.8), может быть оценен следующим показателем:

Улпл · Уфл; Ул = Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности - student2.ru (5.9)

Наши рекомендации