Леверидж и его роль в инвестиционной деятельности
Создание и функционирование любого предприятия упрощенно представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется категорией леверидж. В буквальном понимании леверидж означает небольшую силу (рычаг), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис. 1).
Доход от реализации
(за минусом НДС и акцизов)
Затраты на производство
Производственный реализованной продукции
леверидж +Сальдо доходов и расходов
от прочей реализации и
внереализационных операций
= Валовой доход Производственно-
(доход до выплаты процентов финансовый
и налогов) леверидж
- Проценты по долгосрочным
ссудам и займам
Финансовый = Налогооблагаемая прибыль
леверидж – Налог на прибыль и прочие
обязательные платежи из прибыли
= Чистая прибыль
Рис. 1. Взаимосвязь доходов и левериджа
Итак, производственный леверидж - потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
Финансовый леверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль. Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метод «мертвой точки».
Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Первые относятся на себестоимость непосредственно, вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат - на переменные и постоянные. Первые изменяются пропорционально объему производства, вторые остаются стабильными при изменении объема производства. Подразделение расходов на переменные и постоянные условно; более правильным является выделение постоянных, полупеременных и переменных расходов (рис.2).
Расходы
Полупеременные
расходы
Переменные
расходы
Постоянные расходы
Реализация(в ед.)
Рис. 2. Виды расходов и их динамика
Метод «мертвой точки» (или критического объема продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход; отметим, что здесь вовсе не гарантируется прибыль, поскольку теоретически, например при неблагоприятных условиях, весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и по займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.
Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
S= VС + FС + GI, (5.1)
где S - реализация в стоимостном выражении; VС - переменные производственные расходы; FС - условно-постоянные производственные расходы; GI - валовой доход; Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:
VО = k·S, (5.1.1.)
где k — коэффициент пропорциональности.
Используя формулу (5.1), с учётом условия, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:
S = kS + FС.
Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его за Sm, имеем:
Sm= (5.2)
Формулу (5.2) можно представить в более наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:
Q - объем реализации в натуральном выражении;
р - цена единицы продукции;
v - переменные производственные расходы на единицу продукции;
Qc - критический объем продаж в натуральных единицах.
Преобразуя формулу, имеем:
(5.3)
Знаменатель дроби в формуле (5.3) называется удельным маржинальным доходом (с = р - v). Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.
Очевидно, что формула (5.3) может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI).
Qi= (5.4)
5.1. Уровень производственного левериджа (Упл) принято измерять следующим показателем:
Упл = , (5.5)
где ТGI - темп изменения валового дохода, %; ТQ - темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %;
Путем несложных преобразований формулы (5.5) ее можно привести к более простому в вычислительном плане виду. Для этого используем вышеприведенные обозначения и иное представление формулы (5.1):
рQ = vQ + FС+GI, или сQ = FС+GI,
Поэтому
Упл = (5.6)
Экономический смысл показателя Упл довольно прост - он показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению объема производства. А именно: для предприятия с высоким уровнем производственного левериджа, т. е. с высокой долей условно-постоянных расходов, незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению валового дохода. Значение этого показателя не является постоянным для данного предприятия и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшее значение показатель имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. В этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению валового дохода; причина состоит в том, что базовое значение валового дохода в этом случае близко к нулю.
5.2 Оценка финансового левериджа
По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:
Уфл= (5.7)
где ТNI — темп изменения чистой прибыли, %; ТGI — темп изменения валового дохода, %.
Используя вышеприведенные обозначения и схему взаимосвязи доходов и левериджа (см. рис. 1), формулу (5.7) можно преобразовать в более удобный в вычислительном плане вид:
GI = сQ-FС;
NI = (GI -In)(1 - Т);
△NI= △GI(1-Т);
Уфл=
где In - проценты по ссудам и займам; Т - усредненная ставка налога.
Итак:
Уфл= (5.8)
Коэффициент Уфл имеет весьма наглядную интерпретацию. Он, показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов, тем выше уровень финансового левериджа. Таким образом, повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств при прочих равных условиях приводит к возрастанию уровня финансового левериджа.
Как было отмечено выше, производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно-финансового левериджа. Уровень его (Ул), как следует из формул (5.5) - (5.8), может быть оценен следующим показателем:
Ул =Упл · Уфл; Ул = (5.9)