Инновационная политика и инновационные стратегии.
Политика предприятия
В ряде изданий можно встретить понятие «политика предприятия», которая характеризуется как общее руководство для действий по достижению целей. Этот термин подразумевает такую политику, как: научно-техническая политика, политика стабильности цен при колеблющейся себестоимости, политика нововведений, политика специального обучения служащих, финансовая политика и др. Стратегия в общем виде — это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем. В упрощенном виде стратегия - это всесторонний план достижения цели. Инновационная стратегия – это конкретная программа инновационного развития организации, производства и реализации новых видов продукции и оказания услуг, организационно-управленческого совершенствования, рассчитанная на перспективу. Выбор обоснованной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Организация может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них.
Виды инновационных стратегий.
Инновационные стратегии подразделяются на следующие группы:
Базовые стратегии — модель поведения предприятия в целом и отдельной СХЕ (стратегической хозяйственной единицы) в той или иной конкретной рыночной ситуации.
Функциональные стратегии — научно-технические, производственные, маркетинговые и сервисные стратегии; комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятий.
Продуктовые; ресурсные; организационно-управленческие — касаются изменения систем управления.
Базовые стратегии делятся на четыре группы: стратегия интенсивного развития, стратегия интеграционного развития, стратегия диверсификации, стратегия сокращения.
Разработка и выбор инновационных стратегий.
Единой для всех ИП модели инновационной стратегии не существует.
1)Анализ внешней среды.
2) Разработка миссии организации.
Сформированные на первом этапе варианты предложений инновационного развития представляют в форме инвестиционных проектов.
Учитывают следующие основные признаки проектов: степень важности, сроки реализации, жизненный цикл инноваций, привлекаемые в инновационный проект ресурсы, уровень риска.
4) Стратегическое планирование
5) Организация реализации намеченного
8. Сущность и классификация функций менеджмента: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, контроль, учет и анализ.
Прогнозирование - это стратегическое видение роста и развития организации на длительную перспективу. Вырабатываются прогнозные ориентиры, показатели, на которые ориентируется организация в перспективе. Выделяют следующие виды прогнозов: Факторы прогнозирования.Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Поэтому для выработки более достоверных прогнозов следует учитывать факторы внутренней и внешней среды: изменение спроса на прогнозируемую продукцию;ужесточение требований к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (черные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);повышение цен на продукцию поставщиков комплектующих узлов и агрегатов и др.изменение цен и прибыли на продукцию; объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;перспективы развития инноваций; условия доступа к источникам сырья и рынкам сбыта;постоянно ужесточающиеся требования экономической и экологической безопасности; повышение требований к качеству рабочей силы, что неизбежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;
Планирование— это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития организаций, подготовка решений, необходимых для их безусловного достижения. План определяет:конкретные задачи развития всего предприятия и каждого его звена на конкретный период;определяет способы их достижения;устанавливает сроки и последовательность выполнения;потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, требуемых для выполнения поставленных задач.Функции планирования:целевая ориентация всех участников, координация деятельности всех участников.4). Подготовка управленческих решений, информационное обеспечение участников процесса. В зависимости от периода (времени) планирования различают планы:долгосрочные, ориентированные на пять и более лет; среднесрочные — до пяти лет; краткосрочные, охватывающие период времени до года; оперативные, (месяц, квартал).
Системы планирования могут быть централизованными и децентрализованными. При централизованной системе планирование возлагается на центральные органы планирования инноваций. При децентрализованной схеме планирование начинается с предложений структурных подразделений.
Организация обознач внутрен упоряд, соглас, взимод автономных частей целого, обусл его строение. Субъекты – руковод различного уровня, надел полномочиями в обл принятия реш в опред сферах деят организ. Объекты – весь состав взаимосвяз структ подраздел люб назнач. Принципы организат деят: принцип единства цели, тебовательности, экономичности, специализации, дисциплины труда и др. Сущность координации заключ в обеспеч соглас действий всех звеньев системы управл, сохран, поддерж и совершу стан режима работы произв механизма. Координация (Огарков): горизонт (неформ отнош) и вертик (обеспеч сущ нормат документов). Координ осущ путем: провед совещаний, личных контактов между руковод, соглас рабочихплнов и графиков, внес корректив в процесс взаимод подраздел и раб.
Контроль можно определить как процесс, при пом кот организ обеспеч достиж своих целей. Главн инструм вып контроля _ наблюд, проверка всех сторон деят, учет и анализ. Осн этапы процесса контроля: конкретиз оцен нормативов (станд), сопост фактич результатов с нормативами, выраб и предложение практ корректир рекоменд. Контроль не явл вопрос доверия или недоверия к сотрудникам. Это обязат компон системы управл, кот реализ в обязат порядке при соблюд ряда принципов: всеохватность, должен быть прямым, страт. направлен, объективность, гибкость и др. Классификация: по времени осущ контр действий: предварит, тек, итоговый; по времени направлен: стратегич, тактич, операцион; по масштабу: всеобщий, коллегиальный, индивид; по иерархичн объектов: всей организ, подсистем, отд объектов; по степени открытости, по хар-ру контр меропр, по ист дан, по объекту контроля, по сложности, по стадии произв процесса, по исполнителю, по полноте охвата.