Финансовая политика орг-и в современных условиях
Фин политика орг-ии - это целенапр-ое использ-ние фин ресурсов для реализации ею стратегич-их и тактиче-их задач, установ-ых учредит-ми док-ми (Уставом).
Для реализации фин политики реш-ся задачи: усиление позиций на ры товаров (работ, услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, рентаб-ти активов и СК, сохранение платежесп-ти и ликвидности бух бал, возрастание благосост-я собств-ков или акционеров.
Содержание фин политики вкл в себя след приоритетные звенья:
- разработку оптим концепции управл-я ден (фин) потоками, обеспеч-ую сочетание высокой платежесп-ти и доходности с защитой от рисков;
- опред-ие осн направлений использ-ия фин ресурсов на текущпериод (декаду, мес квартал, год) и ближайшую перспективу.
- определ-е практич действий, направл-х на достиж поставл целей.
Стратегич зад-и: - мак-ция прибыли; - оптим-ия структуры и ст-ти капитала; - обеспеч-е финн устойч-ти, деловой и рыночной активности; - достижение финн-ой открытости; - использ-ие ры-ных методов привлечения; - разработка эф-го механ-ма упр финансами.
Исх из продолж-ти периода и хар-ра решаемых задач, фин политику подраздел на финн-ую стратегию и тактику.
Фин стратегия – это сов-сть ключевых целей и осн способов их достижения. Стратегия должна отражать не желание рук-ва орг-ии, а реальные возможности его развития. Фин стратегия – долговр-ный курс фин политики, рассчит-ый на перспективу и предполаг-ий решение крупномасш-х задач развития.Составной частью финн стратегии явл перспективное фин-ое план-е, объем и издержки продаж, прибыль и рентаб-сть, фин устойч-ть, платежесп-сть и т.п.
Фин тактика направл на решение более частных задач конкр этапа развития орг-ции путем своевр-ого изменения сп-бов орг-ции фин связей, перераспр-ия ден ресурсов м/ду видами расходов и структурными подраздел-ми (филиалами).
Стратегия и тактика являются составными частями фин политики. Для принятия управл реш в области фин политики используют инф-цию, приведенную в бух и стат отчетности и в оперативном и управл-ом учете, которая и служит главным источн данных для определ показат, применяемых в фин анализе, внутрифир-ом планировании и контроле.
Фин механизм и его элементы
Фин механизм упр-я орг-и–сов-ть форм, методов и приемов исп-я финансов в целях реш задач ее разв-я.
Осн принципами действия фин механизма: комплексность, функц-ть, адаптивность и однородность.
Компл-ть–исп-ие фин-ых рычагов рег-я деят-ти, не исключающих, а взаимно доп-щих друг друга.
Функц-ть – это обесп-е функц-ния фин-ого механизма в соотв-и с поставл-ми целями
Адапт-ть – это спос-ть учитывать изм-я окр-ей эк-кой среды и вносит коррективы в процесс рег-я.
Однородность – это единообразие фин механизма как рег-щего фактора.
Упр-е финансами вып след функции: - воспр-аяили функция обеспечения кругооборота ср-в орг-и источниками ден ресурсов, форм-я ден потоков. В процессе упр фин формируются ден потоки и реш-ся вопросы оптим-ции размещения ден ср-в основного или оборотного капитала, на фин рынке и т.д. в соответствии с целями развития п\п и увеличения дох ов собственника; -распр-яили функция распр-я и исп-я ден ресурсов орг-и, формирования ден потоков. Решаются вопросы рац-ти исп-я имеющихся фин ресурсов; -контрольная.
Упр-я эк-кой орг-и и осущ-ся по след этапам: анализ; план-е; исполнение; корректировка; контроль.
Фин механизм орг-исодержит элементы: фин методы; фин инструменты (рычаги);нормативное обесп-е; правовое обесп; инф обесп.
Основные финансовые коэф .
К системе относительных показателей, используемых для анализа и оценки деятельности организаций, относят следующие коэф-ты:
1. Коэф фин устойчивости: К-т финн независимости = СК/Вал бал (знач больш 0,5); К-т маневренности = Чист оборотн капит/СК (знач 0,2 – 0,3,) ЧОК=оборотн активы-краткосрочн обяз-ва); К-т задолженности=ЗК/СК (знач 0,67, т.е. 40%/60%); К-т финансирования=СК/ЗК (знач 1,5)
Данные коэф харак-ют фин равновесие и структуру капитала орг-ии. Отражают степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов, а также способность орг-ии погашать ДЗ. Коэф финн незав-сти имеют рекомендуемые знач, на кот можно ориентир-ся в процессе фин ан-за.
2. Коэф платежесп-ти и ликвидности позвол опр спос-ть орг-ции оплатить свои краткосре обязат-ва в теч отчетн периода (квартала). Общее правило платежеспо-ти – оборотные активы должны быть больше краткоср-х обяз-в.
Удовлетворительная платежесп-ть признаками: - наличие свобден ср-в на р/с, вал и иных сч в коммерч банка; - отсутствие длит просроч задолж-ти (менее 3 мес) поставщикам, коммерч банкам, бюджетам, гос внебюдж фондам и иным кредиторам); - наличие собств оборотных ср-в (чистого оборотного капитала) на нач и кон расч периода.
Низкая платежесп-ть м.б. случайной (временной) и длительной (хронической) - может привести орг-цию к банкротству.
Высшим типом фин устойч-ти и платежесп-ти явл-ся способность орг-ии развиваться преимуществ за счет собств-ых источников фин-вания (сумм чистой прибыли и сумм амортизац-ых отчислений). Для этого оно должно иметь гибкую структуру фин ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные ср-ва, то есть быть кредитоспособным.
Платежесп-ть выражают через коэф ликвидности.
К-т абсолютной ликвидности= (Ден ср-ва+Краткоср финн влож)/Краткосроче обяз-ва на кон периода (0,15 – 0,2)
К-т текущ ликвидности=(Ден.ср-ва+Кратк финн влож+Деб зад-ть)/Краткоср обяз-ва (0,5-0,8)
К-т ликвидности при мобилизации запасов=Запасы/Кратср обяз-ва (0,5-0,7)
К-т общей ликвидности=( Ден.ср-ва+Кратк финн влож+Деб зад-ть+Запасы)/Кр обяз-ва (1-2)
К-т общей ликв-ти должен находиться в пределах от 1- 2. Нижняя граница обусл тем, что обор-ых активов дб достаточно для покрытия краткоср-ых обяз-ств. Иначе - угроза банкротства. Превышение оборотных активов над краткосро обяз-ми более чем в 2 раза может свидетельст-ть о неэф-ой структуре капит.
Более частным к-т ликвидности при мобилизации запасов. Он хар-ет степень зависимости платежесп-ти орг-ии от запасов ТМЦ с точки зрения мобилизации ден ср-в для погаш-я краткоср обяз-в..
3. Деловую активность орг-ии хар-ют коэф оборачив-ти активов и собств-го капитала:
К-т оборач активов= выручка (нетто) от реал прдукц/ср ст-ть активов
К-т оборач собств капит=Выручка (нетт)/СК
Интенсивность использ-я ресурсов и СК выражают коэф рентабельности (дох ности):
Чист рент-ть активов,%=( Чист приб/ср ст-ть активов)*100
Чист рен-ть собств капит,%=(Чист приб/СК)*100
Рент-ть Чист актив,%=(Чист приб/ ср ст-ть чистых активов)*100
Содержание, фун-ии и роль фин-ого мен-та в орг-ии .
Фин мен-т-процесс упр-я воспр-вом с помощью формир-ия и использо-я фин-ых ресурсов, капитала и ден потоков, необх-ых для осущ-ия предприн-ой деят-сти в условиях риска с целью вып-я орг-ей своих функций.
С практич т зр фин мен-т – это искусство управл ден отн-ми, связ-ми с образов-ем и расх -ем их дох ов (выручки), прибыли, капитала, и ден фондов в рамках принятой стратегии и тактики орг-ии и в условиях действия внутр и внешн среды.
Весь финн м-т сот-т из: 1. упр-е текдеят-ю; 2. упр-е инвестиц-ой; 3. у-е фин-ой деят-ю
Роль фин-ого мен-та помогает мен-ту орг-ии ответить на ?:
- необх объем фин-ых ресурсов для успешной работы орг-ии в условиях конкурентной среды;
- источники получения фин-ых ресурсов и их рацион-ная структура (соотношение м/ду собств-ми, привлеч-ми и заемными ср-вами);
- осущ-ие оперативного управ-я финн-ми ресурсами и капиталом для обеспеч-я фин устойч-ти, дох ности и платежесп-ти орг-ии в краткоср и долгоср периодах.
Фин мен-т объединяет в себе следующие фун-ии управления:
- фин анализ и систему принятия реш-й на основе его данных;
- фин-ое планирование;
- корректировку планов в процессе реализации прин-ых решений;
- контроль за выполн-ем решений фин-ого и инвестиц-ого характера.
Осн задачей фин-ого мен-та явл-ся достиж-е макс дох а при сохранении достаточной фин устойч-ти и платежесп-ти орг-и.
Главная цель фин-ого мен-та закл в макс-ции благосостояния собств-ов орг-ии в текущем и будущем периодах.
Достижение цели зависит от ряда факторов: - ожидаемого дох а; - надежности этого дох а; - выбора подходящего момента для получ прибыли; - эффективности использования заемных ср-в; - политики выплаты дивидендов.
Конкр-ми задачами фин-ого мен-тав орг-ях явл-ся:
- обеспеч формир-я достаточного объема фин-ых ресурсов, необх-ых для произв-ого и научно-технич развития;
- достижение эф-ого исп-ия сформир-ого объема фин-ых ресурсов по важнейшим направл-м деят-ти;
-опт-ция ден потоков (приток ден ср-в регулярно превышает их отток и формируется резерв денежной наличности);
- макс-ция приб в усл-ях допуст-го ур-ня риска;
- обеспеч миним-ции риска при заданном объеме приб;
- достижение фин уст-ти и платежесп-ти в процессе развития;
- оптим-ция налоговых платежей в бюджетную систему гос-ва;
- внедрение системы бюджетирования и др.
Ключевая цель и задачи фин-ого мен-та м.б. достигнуты только в благопр-ой правовой и налоговой среде.
11. Планирование в системе управления финансами предприятия. Сущность, содержание и виды планов, этапы разработки.
Фин план-е орг-ций – это целенапр-ная дея-сть в процессе орг-ии и упр-ия по формир-ию, распр-нию и использ-ию централиз-ых и децентрализ-ных ден фондов и ср-в, выражающихся в движ-и выручки, гл образом приб-и, в соответствии с имеющимися фин ресурсами, требов законод-ва, целями развития орг-ии и интересами предпр-ля.
В процессе фин план-я оценивается состояние фин ресурсов, резервов и определяются потенциальные возм-ти орг-ии, определ-ся все осн методы и формы воздейств фин-ого механ-ма в хоз-ной деят-ти.
Фин план -сов-ть док-тов определ-ой формы, кот характ-ют определ-ые стороны фин-ых отнош-ий орг-ии .
Этапы план-я:Этапы фин планир-ия=>Ан-з показат-ей и состав-е проекта фин-го плана=>Утверждение собственником проекта ФП (осн показателей)=>Исполнение ФП=>Оперативный контроль за выполн-ем ФП =>Корректировка ФП=>Исполнение ФП=> Внешний и нутренний фин контроль=>обратно к этапы финн планир-я
Фин планы класс-ся в зав-ти от планового периода, на кот они разраб-ся:
-оперативные фин планы, кот сост-ся на период месяц, декаду или неделю;
-текущие фин планы, - разраб-тся на год с поквартальной разбивкой;
-среднесрочные фин планы- разраб-ся на плановый период от 1- 3лет;
-перспективные (долгосрочные)на пять и более лет планового периода;
- программные- на конкр периоды внедрения и использ-ия программ предпр-ой деят-ти по сферам хоз-ния.
ВИДЫ: -Смета затрат , потребность в ден ср-вах ,квартал, полугодие, год, программу;
- Баланс дох ов и расх ов, поступление и расх ование ден ср-в
-Инвестиционный план, потребность в ден ресурсов, направляемых на инвестиц деят-ть
-Кредитный , план получения и погашения кредитов
- Валютный план показывает пост и расх-е ден ср-в в ин валюте
-Прогноз баланса активов и пассивов;
-План движения ден ресурсов, движ наличн и безнал-х ден ср-в;
-Платежный календарь(баланс) отражает дох и расх на предст период
- Кассовая заявка (план), поступл ден ср-в на счета в банках и в кассу и потр-ть в этих ден ср-вах;
-Разработочные таблицы.раскрывают или дополняют характ-ки опр-ых сторон фин-ых показат-й, в том числе:
План распределения валовой и чистой прибыли
План взаимоотношений с бюджетом
План налогов и отчислений (налоговый бюджет)
Расчет амортизационных отчислений
План потребности в оборотных ср-вах и тд..
12. Методы планирования осн фин-ых показателей орг-ии
Планирование фин-ых показателей осущ-ют с помощью методов: расчетно-аналитический метод; нормативный метод; балансовый метод; оптимизации плановых решений; факторный метод; ЭММ; сетевой метод; программно-целевой и др.
Расчетно-аналитич м-д - на осн анализа достиг велич фин-ых показат прогноз-ют их колич-ую оценку на буд период. Примен - когда отсутств фин-эк-ие нормативы, а взаимосвязь м/ду показат-и м.б. установ не прямым способом, а косвенно на основе изуч их динамики за ряд периодов.
Нормативный м-д - на базе заранее установл норм и нормативов определ потребность предпр-я в фин-ых ресурсах и источн их образования. Нормативы: федер-ые; регион-ые; местные; отраслевые; нормативы самого предпри-я.
Балансовый м-достиг-ся увязка имеющихся в наличии фин-ых ресурсов и фактич потребн в них. Балансовая увязка по ден фондам: О нп + П = Р + О кп, где: О нп и Н кп – остаток ср-в фонда на начало и конец расчетного периода; П - поступление ср-в в ден фонд; Р – расх-ие ср-в из ден фонда.
М-д оптим-ии плановых решений – сост-е неск вариантов плановых расчетов, выбир из их наиб оптим вариант. Критерии выбора: - мин приведенных затрат; - мин текущих затрат; - мин вложений капит при наиб эф-ти его исп-ния; - мин времени на оборот капит, - макс приведенной прибыли; - макс дох а на руб вложенного капит; - макс дох ности капитала (сумма приб на руб влож капит); - макс сохранности фин-ых ресурсов, то есть мин ден потерь (
Приведенные затраты :З привед. (мин.) = Зт + Зе х Кн , где: Зт – текущие затр; Зе – единовр-ые з-ты (капиталовлож-я); Кн – нормативный к-т эф-ти капиталовлож.= 0,15,
Ток = 1/ Кн = 1 / ,15 = 6,6 года, где Ток – период окупаемости капиталовл-ий;
Приведенна прибыль: Пп = Пт - Зе х Кн , где Пп - приведенная прибыль; Пт – текущая пр-ль; Зе – единовр-е затр
Факторный метод -для расчета планируемого объема прибыли. Этапы:
1.расчет базовых показателей за пред-й год;
2.постановка целей хоз деят-ти на предст период;
3.прогноз индексов инфляции;
4.вариантный расчет приб;
5.выбор оптим вар-та.
Четыре индекса инфляции: - изм-ие цен на продукцию; - изм-е покупных цен на сырье и мат-лы; - колебания баланс-й ст-ти осн ср-в; - изменение средней опл труда.
ЭММипозволяет опр-ть колич выраж взаимосвязей м/ду фин показ-ми и факторами, влияющ на их велич. Модель может базир-ся на функциональной или корреляционной связи.
Функц-ая связь: У = ƒ (х), где : У- соответств показатель; ƒ (х) – функц-ная связь исходя из показателя «х».
Корреляционная связь –вероятностная зависимость, кот-я проявл-ся только в общем виде и при большом колич наблюдений.
Сетевой метод. На основе сетевых графиков или моделей: описать орган-ную и техн-кую послед-сть выпол операций и взаимосвязи м/ду ними; Сетевой график – информ-ная модель, отраж процесс вып-ия комплекса операций, направл на достиж цели или конкр задач.
Программно-целевой метод: комплексное примен всех имеющихся методов упр-ния и планир-ния.
Фин-ое прогнозирование – расчет и обоснование фин-ых показателей, кот исп-ся в процессе принятия упр-их решений. Фин прогноз – это расчет фин-ого показателя при заранее известных и обусловленных параметрах и границах.
Существ «Золотое правило» «20/80». 20% затрат капитала должны обеспеч 80% приб, и соотв ост 80% капит – 20% прибыли.
13 ин план-е. Прогнозный баланс активов и пассивов орг-ии .
Фин-ое план-е орг-ций – это целенапр-ная дея-сть в процессе орг-ии и упр-ия по формир-ию, распр-нию и использ-ию централиз-ых и децентрализ-ных ден фондов и ср-в, выражающихся в движ-и выручки, гл образом приб-и, в соответствии с имеющимися фин ресурсами, требов законод-ва, целями развития орг-ии и интересами предпр-ля.
Фин план -сов-ть док-тов определ-ой формы, кот хар-ют опр-ые стороны фин-ых отнош-ий орг-ии .
Этапы план-я:Этапы фин планир-ия =>Ан-з показат-ей и состав-е проекта фин-го плана=> Утверждение собственником проекта ФП (осн показателей) => Исполнение ФП => Оперативный контроль за выполн-ем ФП => Корректировка ФП => Исполнение ФП => Внешн и нутр фин контроль => обратно к этапы финн планир-я
Прогноз баланса активов и пассивов, отраж велич показат актива и пассива бух баланса по истечению предстоящ периода, разраб-ся на год, программу;
Фин план (Баланс дох ов и расх ов) орг-ии представляет собой табл, в кот в активе отраж-ся дох и поступления ср-в при любой форме расчетов, а в пассиве – все расх и отчисления. Он может быть выражен в следующей форме
«Фин план орг-ии на на ___ год», (БАЛАНС ДОХ ОВ И РАСХ ОВ)
№ | Разделы, статьи | Сумма (в вал РФ) |
ДОХ И ПОСТУПЛЕНИЯ
1.Прибыль орг-ии (общая прибыль), облагаемая налогом на прибыль
(справочно-налогооблагаемая прибыль), т ч: - дох от обычн видов деят-ти - от реализ продук (работ и услуг)
- разница м/ду проч дох и расх
2. Дох орг-ии (дох ), облагаемые налогом на дох, (справ-налогообл дох),в т ч: - разница м/ду прочими дох и
3.Амортизационные отчисления , т ч: - амортизац-ые отчисления - арендная плата полученная
4.Отчисления в ремонтный фонд (начислено)
5.КЗ, постоянно нах-ся в распоряжении орг-ии
6. Излишек собственных оборотных ср-в
7.Мобилизация внутренних ресурсов
8. Штрафы, пени, неустойки получ
9. Поступления: - централизованных ср-в - бюджетных ассигнований- от выпуска ц б - прочие
10.Заемные ср-ва, т ч: - долгосрочные заемные ср-ва - иностранные инвестиции