Общее знакомство с деятельностью организации (предприятия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММ

производственной и преддипломной ПРАКТИКИ............. 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ производственной и

преддипломной пРАКТИК.............................................................. 10

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ производственной и преддипломной пРАКТИК в организациях нефинансового сектора экономики ............................................................................................................................ 11

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ производственной и преддипломной пРАКТИК в организациях финансового сектора…………………………………………………………………….……18

2.3 содержание программ производственной и преддипломной практик в государственных и муниципальных органах управления финансовой деятельностью........ 24

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ

ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ..................................................................... 28

4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРАКТИКИ................................................................................................. 32

ПРИЛОЖЕНИя ............................................................................................. 34

ВВЕДЕНИЕ

Производственная и преддипломная практика - важная составляющая процесса подготовки квалифицированных бакалавров в области экономики. Способность студентов адаптироваться к современным условиям предполагает наличие не только глубоких теоретических знаний по специальности, но и умение их профессионально использовать в динамично меняющейся экономической среде, правильно ориентироваться в сложившейся хозяйственной ситуации, осуществлять качественный анализ, выделять тенденции, характеризующие экономические процессы, и на этой основе принимать самостоятельные решения.

В силу взаимосвязи и преемственности целей производственной и преддипломной практик, состоящих в углублении знаний по дисциплинам финансового цикла, полученных в институте, и приобретении практических навыков в этой области, структура программ производственной и преддипломной практики однотипна. Поэтому данные методические указания могут использоваться студентами при выполнении программ, как производственной, так и преддипломной практики с учетом специфики конкретных задач (например, сбор эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы по определенной теме).

Методические указания направлены на оказание помощи студенту в ознакомлении с целью, задачами, порядком прохождения производственной и преддипломной практики, содержанием программы практики, требованиями к выполнению отчета по практике. Они помогут обучающимся составить календарно-тематический план практики, оформить отчет о выполнении программы практики и подготовиться к его защите.

Методические указания ориентируют студентов на изучение конкретных направлений финансовой деятельности организации, изучение круга задач, решаемых его финансовой службой, ставят задачу развития профессиональных практических навыков, необходимых для самостоятельной научной и практической работы.

Студент может заранее ознакомиться с порядком защиты отчета о выполнении программы финансово-экономической практики, а также пользоваться образцами составления календарно-тематического плана практики, дневника прохождения практики и титульного листа отчета, которые приведены в приложении к настоящим методическим указаниям.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК

Выполнение программ производственной и преддипломной практики является важным этапом учебного процесса. В процессе прохождения практики обучающиеся получают опыт познания реальных финансово-хозяйственных процессов, что способствует закреплению полученных знаний по дисциплинам финансового цикла, развитию навыков самостоятельной практической работы.

При выполнении программы практики студент должен показать умение детально изучить финансовые аспекты деятельности организации, собрать систематизировать и обработать практический материал, применить полученные теоретические и прикладные знания для решения конкретных практических задач в финансово-экономической области.

Роль и место производственной и преддипломной практик в учебном процессе определяют ее цель и задачи.

Целью производственной и преддипломной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения дисциплин финансового цикла по специальности «Финансы и кредит», формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков, личных качеств.

Задачами практики являются:

· изучение организационной, управленческой, (производственной – для предприятий нефинансового сектора) структуры организации, ее учредительных документов, профиля деятельности, функций основных подразделений, составление общей характеристики организации;

· ознакомление с организацией финансовой работы, изучение содержания, форм и методов финансового управления;

· сбор и обобщение нормативного и фактического материала, проведение анализа финансовых показателей, самостоятельное выполнение расчетов, определение состояния исследуемых явлений, динамики и тенденций развития финансово-экономических процессов;

· разработка конкретных рекомендаций и практических предложений по совершенствованию финансовой деятельности организации.

Важной задачей преддипломной практики является сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы по выбранной теме. До начала прохождения практики студент выбирает тему выпускной квалификационной работы, с тем, чтобы во время ее прохождения собрать необходимый материал для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

В процессе прохождения преддипломной практики студент должен не только изучать реальные условия работы компании, но и заниматься сбором необходимого теоретического и практического материала по теме выпускной квалификационной работы. В основу выпускной квалификационной работы, кроме теоретической разработки проблемы, следует заложить глубокий экономический анализ финансовой деятельности по конкретной теме исследования, который должен быть направлен на всестороннюю характеристику развития определенного вида финансовой деятельности или конкретного участка финансовой работы.

Базы практики

Производственная и преддипломная практика проводятся в организациях нефинансового сектора экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли), финансового сектора (коммерческих банках, страховых, финансовых, инвестиционных, лизинговых компаниях и др.), а также органах государственного управления финансами (финансовые подразделения региональных и муниципальных структур, налоговых инспекциях и др.).

Организация практики

Производственная и преддипломная практики проводятся в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:

производственная практика –

преддипломная практика -

К прохождению производственной практики допускаются студенты, прослушавшие теоретический курс по дисциплинам и успешно сдавшие предусмотренные учебным планом зачеты, курсовые работы, экзамены.

К прохождению преддипломной практики допускаются студенты, прослушавшие теоретический курс по дисциплинам и успешно сдавшие предусмотренные учебным планом зачеты, курсовые работы, экзамены, прошедшие производственную практику.

При желании пройти практику в организациях, предлагаемых факультетом, студенты должны не позднее, чем за 2 месяца до ее начала, подать в деканат экономического факультета письменное заявление о предоставлении места для прохождения практики (Приложение 1).

В случае самостоятельного выбора организации для прохождения практики (или прохождения ее по месту работы) студент обязан представить в деканат не позднее, чем за 1 месяц до ее начала, письменное заявление о месте прохождения практики (Приложение 2) и за 2 недели до начала практики - письмо, подписанное руководителем этой организации и заверенное печатью, с согласием обеспечить возможность прохождения практики.

Распределение студентов по базам практики производится с учетом имеющихся возможностей и требований конкретных предприятий, организаций, учреждений к уровню профессиональной подготовки студентов (например, знание иностранных языков, владение компьютером, умение адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и т.д.).

Общее руководство практикой со стороны Института осуществляется деканатом экономического факультета и кафедрой финансов. Руководство и контроль за проведением практики по каждой базе возлагается на руководителя практики, назначаемого деканатом, а также на руководителя практики от соответствующей организации.

Перед началом практики в соответствии с календарным графиком учебного процесса деканат экономического факультета совместно с руководителями практики от факультета проводит производственное собрание, на котором до студентов доводится информация о задачах и порядке прохождения практики. Студенты получают программы практики и знакомятся с порядком ее прохождения.

Права и обязанности руководителей практики. Руководитель практики от кафедры:

- знакомит студента с целями и задачами организации и проведения практики;

- осуществляет организацию работы студентов в соответствии с программой данной практики и контроль за практикой студентов;

- оказывает помощь в разработке календарно-тематического плана работы студента, где должны быть отражены основные этапы прохождения практики и рационально распределено время на выполнение заданий (приложение 3);

- утверждает календарно-тематический план;

- оказывает консультационную помощь студентам при выполнении им индивидуальных заданий, сборе материалов для написания выпускной квалификационной работы;

- проверяет дневник практиканта и подобранные материалы;

- принимает отчеты о прохождении практики и оценивает выполненную работу.

Руководитель практики от организации:

- определяет рабочее место студента, обеспечивает возможность ознакомления с деятельностью организации, сбора информации, необходимой для выполнения программы практики;

- организует и контролирует практику в соответствии с календарным планом;

- оказывает помощь в сборе материалов для написания выпускной квалификационной работы;

- осуществляет консультирование по вопросам выполнения программы практики;

- составляет на практикантов отзывы – характеристики (Приложение 4) и обеспечивает подписание их руководством организации и выдачу студентам.

Права и обязанности студентов. Студенты имеют право:

- самостоятельно осуществлять поиск организации, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве места практики организацию, в которой они уже работают на условиях частичной занятости. В этом случае им необходимо в установленный срок представить в деканат заявление и письмо, подписанное руководителем этой организации и заверенное печатью, с согласием обеспечить возможность прохождения практики;

- обращаться за помощью с целью содействия в поиске места практики в деканат, на кафедры в случае отсутствия в установленный срок подходящего места практики;

- выбирать тему предстоящей выпускной квалификационной работы с учетом предполагаемого места практики;

- получать консультации по вопросам практики у преподавателей - руководителей практики, руководителей выпускных квалификационных работ.

При выполнении программы практики студенты обязаны:

- соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка;

- самостоятельно работать на рабочих местах в соответствии с календарно-тематическим планом;

- вести дневник прохождения практики путем ежедневных записей о выполнении работы (приложение 5), предоставлять дневник для контроля руководителям практики;

- выполнять указания руководителей практики от факультета и организации;

- по результатам прохождения практики составить отчет о выполнении программы практики и своевременно представить его к защите.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Содержание программ производственной и преддипломной практик включает:

· общее знакомство с деятельностью организации;

· изучение особенностей финансовой деятельности организации по ее основным направлениям;

· разработку рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности организации.

Изучение финансовой деятельности организации должно базироваться на достаточной для анализа информации, поэтому данные по направлениям должны характеризовать финансовую деятельность организации за 3 последние года.

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ пРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ в организациях нефинансового сектора экономики

Коммерческий банк

Общее знакомство с деятельностью коммерческого банка включает изучение истории организации банка и его развития, особенностей, места на рынке банковских услуг, организационной структуры, структуры управления, функций подразделений. Студент изучает устав банка, положения о его подразделениях (филиалах), должностные инструкции сотрудников, основные финансовые документы; получает общее представление о целях и задачах развития банка, применяемых методиках работы, результатах деятельности.

По итогам изучения студент готовит общую характеристику коммерческого банка, в которой должны быть отражены:

- организационно-правовая форма, характеристика уставных документов и лицензий, структура управления, функциональная структура;

- тип банка, его масштабы, направления специализации;

- перечень осуществляемых банком операций, состав клиентуры, анализ спроса на услуги банка;

- состав финансовой отчетности.

Изучение основных операций банка предполагает общий анализ динамики и структуры активов и пассивов (на основе баланса банка – формы публикуемой отчетности), исследование состава и структуры банковских операций, выявление операций, занимающих основную долю в общем объеме банковских операций, анализ организации банковских операций, анализ сведений о выполнении требований, установленных нормативными актами Банка России (форма публикуемой отчетности), инструкций и Положений Банка России (54-П, 39-П, 254-П, 283-П, 110-И, 1376-У). По результатам данного раздела работы в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить следующие вопросы:

- состав и структура пассивов, в т.ч. собственных, привлеченных и заемных средств, динамика ресурсной базы банка;

- состав и структура собственных средств (капитала) банка, динамика капитала банка;

- динамика норматива достаточности собственных средств (капитала) банка;

- динамика и структура привлеченных средств; объем и структура средств населения и организаций; структура депозитов по срокам; процентные ставки по депозитам; депозитная политика;

- динамика и структура активов;

- динамика и структура операций по кредитованию (кредитного портфеля);

- организация ссудных операций (порядок приема заявки на кредит, способы изучения финансового положения заемщика и оценка его кредитоспособности, порядок принятия решения о выдаче кредита, порядок формирования кредитного договора и договоров залога, оформление выдачи кредита и контроль за его погашением, отражение этих операций в учете, порядок установления процентных ставок; расчет резервов на покрытие кредитного риска - величина расчетного резерва на возможные потери по ссудам, рассчитанного в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, величина фактически сформированных резервов на возможные потери по ссудам);

- организация выдачи и погашения межбанковских кредитов; структура и динамика межбанковского кредитования;

- организация операций с ценными бумагами (эмиссия ценных бумаг, банковские инвестиции в ценные бумаги, забалансовые операции с ценными бумагами, расчет резервов под обесценение ценных бумаг - расчетная величина резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери, рассчитанных в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, величина фактически сформированных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери);

- организация валютных операций (ведение текущих валютных счетов клиентов, валютный контроль операций, контроль величины открытой валютной позиции);

- организация расчетных операций (открытие счета клиентам, оформление приема документов по безналичным расчетам и их оплаты, ведение картотек документов, оформление расчетов по корреспондентским счетам, автоматизированные информационные системы, использование пластиковых карт);

- организация кассовых операций (функции учетно-операционных работников и кассиров операционных касс по осуществлению, учету, оформлению кассовых операций, взаимоотношения банков и клиентов по операциям с денежной наличностью, кассовое планирование в банках, отчетность о кассовых оборотах);

- организация операций по лизингу и факторингу;

- порядок выдачи банком гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме,

- оказание консультационных услуг.

Изучение финансовых результатов деятельности банка предполагает анализ доходов, расходов и прибыли банка (на основе отчета о прибылях и убытках – формы публикуемой отчетности). По результатам данного раздела работы в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить следующие вопросы:

- состав и структура доходов, динамика доходов;

- состав и структура расходов, динамика расходов;

- анализ факторов, повлекших изменения структуры расходов и доходов банка;

- динамика прибыли.

Оценка финансового состояния коммерческого банка предполагает ознакомление с информационной базой и методами оценки финансового состояния банка, изучение факторов, определивших итоговые результаты его деятельности, комплексный расчет показателей финансового состояния банка с использованием отчетных форм. По результатам раздела в отчете следует описать:

- порядок организации финансового анализа в банке, используемые методики оценки финансового состояния;

- результаты оценки финансового состояния коммерческого банка: расчет показателей достаточности капитала, динамика норматива достаточности собственных средств (капитала) банка, показатели качества активов, показатели ликвидности, показатели рисков, рентабельности, рейтинговая оценка финансового состояния и др.;

- заключение по результатам анализа.

Страховая организация

Общее знакомство с деятельностью страховой организации включает изучение ее истории, специфики, места на рынке страховых услуг, организационной структуры, структуры управления, функций подразделений. Студент изучает устав страховой организации, лицензии, положения о подразделениях, должностные инструкции сотрудников, основные финансовые документы; получает общее представление о целях и задачах развития страховой организации, применяемых методах работы, результатах деятельности.

По итогам изучения студент представляет общую характеристику страховой организации, в которой должны быть отражены:

- организационно-правовая форма, характеристика уставных документов, лицензий, структура управления, организационная структура;

- тип страховой организации, ее масштабы, направления специализации, место на рынке страховых услуг;

- применяемые виды страхования, перечень осуществляемых операций банка, состав клиентуры, анализ спроса на услуги банка;

- состав финансовой отчетности.

Изучение основных операций страховых организацийвключаетобщий анализ динамики и структуры активов и пассивов (по данным баланса, форма №1 – страховщик), страховых операций, динамику поступления страховых взносов и количество договоров в целом по отраслям страхования и по конкретному виду страхования, анализ средних показателей по массовым видам страхования.

По результатам раздела в отчете о выполнении программы практики необходимо изложить следующие вопросы:

- динамика и структура ресурсной базы страховой организации;

- динамика и структура собственного капитала страховой организации (на основе отчета об изменении капитала – форма №3 – страховщик);

- динамика, структура и порядок создания страховых резервов и фондов;

- анализ инвестиционной политики страховой организации;

- динамика и структура активов;

- динамика и структура страховых взносов и количество договоров, анализ средней страховой суммы и среднего взноса, приходящихся на 1 договор страхования; средних тарифных ставок по определенным видам и однородным объектам страхования; уровня страховых выплат в целом по отраслям и по конкретным видам страхования);

- анализ факторов, влияющих на стоимость страховой услуги;

- динамика и структура операций перестрахования.

Изучение финансовых результатов деятельности страховой организации охватывает анализ доходов, расходов и прибыли (на основе отчета о прибылях и убытках (форма №3 – страховщик). В отчете о выполнении программы практики должны найти отражение:

- динамика и структура доходов страховой организации по направлениям деятельности (поступления страховых премий по прямому страхованию, доходы от передачи рисков в перестрахование, доходы от принятых в перестрахование рисков, доходы от нестраховой деятельности и пр.), по источникам формирования и др.

- динамика и структура расходов страховой организации;

- анализ факторов, определивших изменения структуры доходов и расходов страховой организации;

- динамика прибыли.

Оценка финансового состояния страховой организации должна осуществляться на основе изучения информационной базы, методов оценки финансового состояния страховых организаций, ключевых факторов, определяющих финансовое состояние. Она предполагает самостоятельное проведение расчетов показателей финансового состояния страховой организации с использованием отчетных форм. По результатам раздела в отчете характеризуются:

- порядок организации финансового анализа в страховой организации, используемые методики оценки финансового состояния;

- результаты оценки финансового состояния страховой организации (расчет показателей чистых активов, анализ состава активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховой организации (форма № 14-страховщик), анализ маржи платежеспособности, сопоставление ее фактического размера с нормативными значениями, анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, рентабельности страховых услуг, рейтинговая оценка финансового состояния и пр.).

- заключение по результатам анализа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2.3.1. Финансовые отделы (управления, департаменты) администрации края и муниципальных образований

Общее знакомство с деятельностью финансовых отделов администрации края (муниципальных образований) предполагает изучениеполномочий данного структурного подразделения в системе управления субъекта РФ или муниципального образования, нормативной базы деятельности, организационной структуры, работы внутренних служб, прав и обязанностей сотрудников, отношений подразделения с другими звеньями (уровнями) управления финансовой деятельностью.

По итогам изучения составляется общая характеристика подразделения, в которой отражаются:

- полномочия структурного подразделения в соответствии с законодательством РФ (правовыми актами местного самоуправления);

- права и обязанности в соответствии с Положением о соответствующей структуре;

- задачи и функции подразделения;

- организация деятельности подразделения;

- практика подготовки и принятия внутренних распорядительных документов по органу управления (постановлений, решений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций), степень и механизм участия работников аппарата в подготовке этих документов;

- отношения с другими звеньями (уровнями) управления финансовой деятельностью по вопросам общей компетенции.

Изучение направлений деятельности финансовых отделов администрации края (муниципального образования) включает анализ основных направлений деятельности, взаимоотношений с субъектами финансовой деятельности, финансового регулирования, планирования, анализа и контроля, форм отчетов. По результатам раздела в отчете о прохождении практики должны найти отражение:

- перечень и характеристика основных направленийдеятельности подразделений;

- анализ взаимоотношений с субъектами финансовой деятельности: вопросы, по которым они обращаются в данный орган управления, и документация, им выдаваемая;

- система финансового планирования и финансового контроля в государственных и муниципальных органах управления;

- практика подготовки и принятия (утверждения) перспективных и текущих планов работы государственного (муниципального) органа и его структурных подразделений; содержание этих планов и эффективность их исполнения;

- роль целевых программ в работе государственных и муниципальных органов управления;

- анализ проблем управления финансовой деятельностью.

Анализ результатов деятельности финансовых отделов администрации края (муниципального образования) предполагает изучение результативности и эффективности различных форм финансовой работы. В отчете о прохождении практики должны быть отражены:

- показатели эффективности работы подразделения;

- факторы, определяющие уровень эффективности работы подразделения;

- результативность работы по совершенствованию взаимоотношений с субъектами финансовой деятельности;

- роль подразделения в развитии финансовой деятельности в регионе (городе).

2.3.2. Налоговые органы (подразделения Министерства РФ по налогам и сборам в регионе и муниципальном образовании)

Общее знакомство с деятельностью налоговых органов предполагает изучение полномочий соответствующего налогового органа в соответствии нормативными актами и инструктивными материалами, состава и структуры управления, а также функций и задач отдельных внутренних подразделений, организации работы.

По результатам изучения составляется общая характеристика подразделения, где отражаются:

- полномочия налогового органа в соответствии с законодательством РФ;

- задачи и функции налогового органа;

- состав и структура управления, задачи и функции внутренних подразделений;

- организация деятельности налогового органа.

Анализ направлений деятельности налоговых органов предполагает изучение порядка заполнения соответствующих отчетных документов по налогам, форм и методов контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и других обязательных платежей, форм статистической налоговой отчетности (№1-НМ, 2-НМ, 4-НМ, 2-НК и др.), порядка проведения камеральных и выездных налоговых проверок, методов проверки правильности исчисления налогов. По результатам раздела в отчете о прохождении практики должны найти отражение:

- характеристика основных направленийдеятельности налогового органа;

- порядок составления налоговой отчетности инспекции о поступивших суммах налогов, опыт планирования налоговых поступлений, анализ фактических налоговых поступлений за отчетный период;

- организация учета плательщиков налогов, ведения оперативного статистического налогового учета по отдельным плательщикам и видам налогов (сборов); составления сведений о недоимке и фактически поступивших в бюджет сумм налогов (сборов); ведению сводного оперативного учета по налогам и сборам в бюджет; применению к налогоплательщикам налоговых санкций за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах; приемке налоговой отчетности, представляемой в инспекцию;

- методы проверки правильности исчисления налогов, порядка заполнения соответствующих отчетных документов по налогам;

- методологическое и организационное обеспечение контрольной работы налоговых органов;

- формы и методы контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и других обязательных платежей, методики выявления и пресечения форм и способов уклонения от уплаты налогов;

- действующая практика контрольной работы налоговых органов;

- анализ типичных проблем налогообложения плательщиков налогов и сборов;

- порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, анализ комплексных стандартных процедур подготовки, проведения и реализации результатов камеральных и выездных налоговых проверок;

- порядок применения налоговых санкций и административных штрафов за нарушение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах.

Анализ результатов деятельности налоговых органов предполагает изучение результативности и эффективности форм налогового планирования и контроля. В отчете о прохождении практики должны быть отражены:

- показатели эффективности работы налогового органа;

- анализ предложений по совершенствованию контроля за налогообложением организаций и физических лиц;

- результаты контрольной работы налоговых органов.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Отчет о выполнении программ производственной и преддипломной практик составляется студентом по мере прохождения каждой темы. По окончанию практики студент оформляет отчет и после проверки руководителем от базы практики представляет его для проверки руководителю от факультета.

Требования, предъявляемые к содержанию отчета, исходят из того, что ее автор должен владеть определенными навыками сбора и обработки фактического материала, уметь сделать необходимые аналитические расчеты и сформулировать выводы и предложения по устранению недостатков и мобилизации резервов для повышения эффективности финансовой деятельности в организации, служащем объектом анализа.

При написании отчета по преддипломной практике отчет по своему содержанию должен быть приближен к теме выпускной квалификационной работы.

Отчет должен содержать следующие структурные подразделения:

по организациям (предприятиям) нефинансового сектора):

· технико-экономическая характеристика организации (предприятия);

· анализ финансовой деятельности на предприятии по следующим направлениям:

- организация финансовой работы на предприятии;

- финансовые ресурсы и капитал предприятия;

- финансовый механизм управления инвестиционной деятельностью предприятия;

- расходы, доходы и прибыль предприятия;

- финансовое планирование на предприятии;

- оценка финансового состояния предприятия;

· выводы, предложения и рекомендации.

Коммерческий банк

· общая характеристика коммерческого банка;

· анализ основных операций коммерческого банка по следующим направлениям:

- формирование ресурсной базы коммерческого банка;

- активные операции коммерческого банка;

- организация ссудных операций, операций с ценными бумагами, валютных операций, расчетно-кассовых и иных операций коммерческого банка;

- формирование финансовых результатов коммерческого банка;

- оценка финансового состояния коммерческого банка;

· выводы, предложения и рекомендации.

Страховая организация

· общая характеристика страховой организации;

· анализ основных операций страховой организации по следующим направлениям:

- характеристика основных показателей, применяемых при анализе страховой деятельности,

- формирование ресурсной базы, страховых резервов и фондов страховой организации;

- управление активами страховых организаций;

- организация инвестиционных операций;

- развитие перестрахования;

- формирование финансовых результатов страховой организации;

- оценка финансового состояния страховой организации;

· выводы, предложения и рекомендации.

Финансовые отделы (управления, департаменты) администрации края и муниципальных образований

· общая характеристика деятельности финансового подразделения;

· основные направления деятельности финансового подразделения:

- характеристика основных показателей, применяемых при анализе деятельности финансового подразделения;

- взаимоотношения с субъектами финансовой деятельности;

- система финансового планирования и финансового контроля в государственных и муниципальных органах управления;

- анализ проблем управления финансовой деятельностью.

· анализ результатов деятельности финансового подразделения

· выводы, предложения и рекомендации.

Налоговые органы (подразделения Министерства РФ по налогам и сборам в регионе и муниципальном образовании)

· общая характеристика деятельности налогового органа;

· основные направления деятельности налогового органа:

- порядок составления налоговой отчетности;

- анализ налоговых поступлений;

- организация учета по налогам и сборам в бюджет;

- формы и методы контроля за своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и других обязательных платежей;

- анализ типичных проблем налогообложения плательщиков налогов и сборов;

- порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок;

- порядок применения налоговых санкций и административных штрафов за нарушение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах.

· анализ результатов деятельности налоговых органов;

· выводы, предложения и рекомендации.

К отчету прилагаются:

Ø заполненный комплект форм годовой отчетности, другие финансовые документы;

Ø индивидуальный календарно-тематический план работы студента;

Ø дневник прохождения практики;

Ø письменный отзыв руководителя практики от предприятия о проведенной студентом работе с оценкой по четырехбалльной системе (отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").

В отчете о выполнении программы практики должны быть даны ответы на основные пункты всех разделов программы практики. Не следует излагать в отчете теоретических положений. Анализ работы предприятия должен базироваться на самостоятельно выполненных расчетах. Необходимо разработать и использовать таблицы аналитического характера, форма и показатели которых позволят изучить динамику анализируемых явлений, проследить структурные сдвиги, выявить закономерности и тенденции развития на основе измерения влияния соответствующих факторов. Расчеты данных в табличной форме рекомендуется производить на ПК с использованием табличного процессора Excel. Для наглядного представления исследуемых процессов и явлений, цифровой материал может быть представлен в виде графиков и диаграмм. Анализ, обобщение и моделирование собранного фактического материала, усиливают обоснованность выводов и результатов работы.

В заключительной части отчета следует представить предложения по мобилизации резервов, определению путей совершенствования действующей практики, повышению эффективности экономической работы. Пр

Наши рекомендации