Проблемы, порожденные существованием монополий и способы их разрешения
Главная опасность и проблема существования естественных монополий, как и всяких других монополий, связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечение сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:
1. Монопольное завышение цен.
2. Непрозрачность компаний-монополистов, отсутствие адекватной информации о затратах и результатах.
3. Невыполнение (неполное выполнение) финансовых обязательств перед государством.
4. Реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства.
5. Низкое качество предоставляемых услуг и невыполнение обязательств.
6. Наличие явлений перекрестного субсидирования.
7. Порождение искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства.
Исторический опыт свидетельствует о том, что монополии в тех или иных формах существовали всегда и всегда, с большим или меньшим успехом, велась борьба с монополиями и проявлениями монополизма в экономике.
Применительно к естественным монополиям традиционно предлагается четыре основные стратегии борьбы с ними.
Первая — это государственная собственность и государственное управление предприятиями. Теоретически, при такой схеме госсектор устанавливает цены, равные предельным издержкам, а разницу между предельными и средними издержками восполняет за счет налоговых платежей.
Хотя общемировая тенденция состоит в уходе от государственного владения и управления предприятиями, этот способ государственного вмешательства по-прежнему играет важную роль в сфере естественных монополий.
Второй вариант решения проблемы монополии предполагает сохранение частной собственности, но для покрытия разницы между выручкой при ценах, равных предельным издержкам, и суммарными издержками прибегает к государственным субсидиям через налоговую систему.
Третий вариант — традиционное регулирование государственной комиссией, цель которой – сделать так, чтобы тарифы покрывали издержки с нулевой сверхприбылью.
Четвертый вариант политики — это использование естественной или специально стимулируемой конкуренции. Такая конкуренция превращает естественные монополии в то, что называется состязательным рынком.
Глава 2. Антимонопольное регулирование: опыт России и зарубежных стран
2.1 Антимонопольное регулирование: зарубежный опыт
Модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа.
Регулирование конкурентных отношений в США считается в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и эффективных в мире. В последнее время ответственность за нарушение антитрестовского законодательства ужесточена -- предельный штраф с компаний составляет 10 млн долл., однако Департамент юстиции ходатайствует об увеличении размера штрафа до 100 млн долл.
Сумма штрафов, уплаченная по уголовным антитрестовского делам, в 2004 году составила 267,1 млн. долл. Физические лица, виновные в антитрестовских преступлениях, отбывали наказание в тюрьме в среднем по девять месяцев.
Яркий пример нарушения антитрестовского законодательства США и ЕС - дело о «витаминном картеле». Участники «витаминного картеля», выявленного в 2002 г. Антитрестовским отделом Министерства юстиции США, были признаны виновными в фиксировании цен, объемов продаж и разделе международных рынков при продажах витаминов А, В2, В5, С, Е и Beta Carotene. На двух участников картеля -- компании Hoftrnann-La Roche Ltd и BASF AG -- были наложены крупные штрафы в размере 500 млн и 225 млн долл. США соответственно. Третья компания-участница -- французская фирма Rhone Poulenc (Aventis)-- была освобождена от наказания, так как вовремя пошла на сотрудничество с американскими антитрестовскими органами. В 2004г. Европейская комиссия привлекла к ответственности участников витаминного картеля, общая сумма штрафов составила 555 млн евро, в том числе штрафы: на Hoftrnann-La Roche -- 462 млн евро, на BASF Aktiengesellschaft -- 296 млн евро.
Наложенные Европейской комиссией и министерством юстиции США штрафы являются крупнейшими за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов.
Важно отметить, что американское благополучие строится на трех китах -- Конституции США, Билле о правах человека и антитрестовском законодательстве, закрепляющем демократические основы ведения бизнеса и права человека на собственное дело. Претворение в жизнь этих законов способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию американской экономики.
В свою очередь антимонопольное регулирование ЕС сосредоточивает внимание преимущественно на рыночном поведении фирм; контроль над структурой рынка играет незначительную роль в системе регулятивных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенное (заниженное) ценообразование, ценовые скидки, дискриминация, отказ в поставке товаров, дискриминационные условия доступа, вертикальные ограничения.
Международное антитрестовское право в рамках Европейского союза является примером широкого международного применения антитрестовских законов и основано на ст. 81 и 82 Римского договора о создании ЕС от 25.03.1957. Эти статьи содержат условие, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран -- членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли. Разработкой основных положений в национальных судах стран -- членов ЕС занимается состоящая из 14 членов Европейская комиссия -- административная организация.
В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер». Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка.
В настоящее время Европейская комиссия осуществляет регулирование четырех сфер деятельности.
1. Контроль за антиконкурентными соглашениями и злоупотреблением доминирующим положением.
2. Контроль над слиянием фирм. В настоящее время в ЕС осуществляется реформа контроля за процессами концентрации.
3. Либерализация экономических секторов, относящихся к сфере естественной монополии.
4. Регулирование государственной помощи. Комиссия контролирует помощь, которую оказывает государство - член ЕС агентам рынка и бизнесу внутри государства. Видами помощи являются не только фанты и займы, дотации и субвенции, но и налоговые льготы. В ЕС существует не только общее законодательство по контролю над всеми видами государственной помощи, но также и отраслевое законодательство, в том числе для сталелитейного сектора, автомобильной промышленности и др. Более того, утвердилось мнение, что жесткий контроль над государственной помощью является существенным элементом эффективной деятельности рынка.
Опыт последних десятилетий показал, что строгий контроль над государственной помощью со стороны Сообщества, осуществляемый под полную ответственность Комиссии и обусловленный ясными и справедливыми правилами, необходим для достижения целей реорганизации, модернизации производства и обеспечения свободной конкуренции.
По рассмотренным делам Комиссия имеет право накладывать штрафы в размере 10% от оборота компании. За период с 2001 по 2005 г. Европейская комиссия рассмотрела около 1500 дел, а в 2004 г. наложила штрафов на сумму около 4 млрд евро.
Сила штрафов по отношению к картелям на рынках ЕС представлены на примерах наиболее крупных дел. В 2003 г. Европейская комиссия в 12 конкретных случаях присудила компаниям штрафы на общую сумму в 1,94 млрд евро.
1. Компании «Фольксваген» на 30,96 млн евро за то, что она обязала германских дилеров придерживаться минимальной рекомендованной розничной цены на модель «Фольксваген-Пассат».
2. Восьми компаниям на общую сумму в 218,8 млн евро за установление цены и раздел рынка графитовых электродов. Начиная с 1990 г. восемь производителей создали тайный картель и вдвое увеличили цены, что явно приводило к ущербу для потребителей.
В заключение важно отметить, что каждая из стран ЕС имеет собственное антимонопольное законодательство и до тех пор, пока нарушение не повлияет на все европейское сообщество (на ограничение конкуренции в масштабе ЕС), Европейская комиссия не вмешивается в антиконкурентную деятельность стран -- членов ЕС. Но как только факт нарушений касается экономической ситуации на Общем рынке в целом, вопросы рассматривает Европейская комиссия.
2.2 Деятельность федеральной антимонопольной службы России
Федеральная антимонопольная служба России (сокращенно «ФАС») занимается антимонопольным регулированием в России, осуществляет контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйственной деятельности и призвана осуществлять контроль за добросовестностью конкуренции на рынках товаров и услуг. Одним из механизмов антимонопольного контроля является необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках подлежащих контролю и удовлетворяющим определенным требованиям. В частности контролю ФАС подлежат следующие действия:
· создание и реорганизация коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 27 Закона о конкуренции);
· cделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 28 Закона о конкуренции);
· сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (в случаях, предусмотренных в статье 29 Закона о конкуренции);
· сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных в статье 30 Закона о конкуренции).
Ключевыми критериями для осуществления антимонопольного контроля ФАС России является суммарная стоимость активов участвующих в сделках лиц (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства или уведомления, или суммарная выручка организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год либо присутствие таких организаций включена в реестр.
Руководителю или главному бухгалтеру организации, которая участвует в сделках по купле-продаже активов иных организации следует учитывать возможность того, что такие сделки подлежат антимонопольному контролю ФАС России, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц, участвующих в сделке и их групп лиц за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает четыреста миллионов рублей.
С учётом того, что ФАС учитывает активы не только самого лица, но и его контрагента, а также связанных с ним обществ (группа лиц), пороговое значение, указанное выше пересекается довольно таки легко.
Ответственность за нарушения в сфере антимонопольного контроля весьма сурова:
1. Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия ФАС, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 Закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке
2. Сделки с активами коммерческих организаций, указанные в статьях 28 и 29 Закона и осуществленные без получения предварительного согласия ФАС, признаются недействительными в судебном порядке.
3. Коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять ФАС об осуществлении сделок, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 30 Закона, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
4. Невыполнение предписания ФАС, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Юристы юридической фирмы Jus Privatum, специализирующиеся в области антимонопольного законодательства России, обладают значительным опытом работы с ФАС России. Мы имеем опыт как подачи простых ходатайств и уведомлений, так и опыт структурирования многоуровневых сделок с участием больших групп лиц с иностранным капиталом и подлежащих антимонопольному контролю. Такой опыт позволяет нашим специалистам предоставлять в ФАС России только ту информацию, которая необходима для получения позитивного решения органа в отношении ходатайства или уведомления, максимально оптимизировать процесс подготовки документов, необходимых для подачи соответствующих документов, и избежать наложения ФАС санкций.
К нашим клиентам в области антимонопольного права относятся такие группы компании как международный концерн Йота (услуги мобильной связи и беспроводного интернета), европейская группа компаний РЕВЕ (крупнейшая сеть розничных магазинов), компании из группы ОАО Лукойл, иные российские и международные группы лиц.