К концу XIX века экономисты и правительства ведущих держав мира быстро осознали весь масштаб опасности монополий и набрались решимости начать борьбу с ними.

Студентки 1 курса

Кологойды Е.А.

Научный руководитель

Доц. А.С. Зарецкий

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования естественных монополий…………………………………………..……………..5

1.1 Возникновение монополий и причины их существования…….....5

1.2 Методы регулирования естественных монополий…………..….13

1.3 Проблемы функционирования монополий и способы их разрешения………………...….…………………..…….……..18

Глава 2. Антимонопольная деятельность государства: опыт России и зарубежных стран………………………….…………………….20

2.1 Антимонопольное регулирование: зарубежный опыт……….…20

2.2 Деятельность Федеральной антимонопольной службы России……………………………………………………..…….23

Заключение………………………….…………………………….….………….28

Список литературы……………………………………….……………………..30

Введение

Последняя треть XIX века ознаменовалась рядом крупных научных открытий и технологических достижений в металлургии и машиностроении, химической и электротехнической промышленности. В этот период стали внедряться новые виды машин, осуществлялись коренные изменения в энергетике, в технологии производства, возникали и развивались новые отрасли промышленности, происходили сдвиги в ее структуре. В этих условиях все более стала усиливаться концентрация производства. Монополия явление неизбежное, по словам В.И. Ленина: «громадный рост промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения производства во все более крупных предприятиях являются одной из наиболее характерных особенностей капитализма».

В нынешнем XXI веке трудно представить «западное» государство не пытающегося ограничить монополизацию рынка. Следствием появления первых монополий стало - антимонопольное законодательство. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий - закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция, как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент мечтает стать монополистом.

К концу XIX века экономисты и правительства ведущих держав мира быстро осознали весь масштаб опасности монополий и набрались решимости начать борьбу с ними.

Но впервые монополия натолкнулась на организованное сопротивление общества. Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний - это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно: «Любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами настоящим объявляются незаконными». Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939 и 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Но монополии существуют и по ныне. Многие из них в силу ряда причин совершенно естественны. С другими, государства ведут постоянную борьбу с помощью антимонопольных законодательств. В данной работе будет рассматриваться сущность и виды монополий, а также антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Цель данной курсовой – изучение естественных монополий, причин их возникновения а также антимонопольного регулирования.

Задачи курсовой работы:

1. Изучено возникновение монополий и причины их существования;

2. Проведен анализ методов регулирования естественных монополий;

3. Рассмотрены проблемы, порожденные существование монополий и способы их разрешения;

4. Проанализировано антимонопольное регулирование, опыт России и зарубежных стран;

5. Рассмотрены основы деятельности ФАС.

Теоретической и методологической основойработы послужили положения экономической теории, экономические законы, работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики.

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования естественных монополий

Итак, является совершенно очевидным, что если не принимать меры по не допущению монополизации рынка, то его монополизация станет лишь вопросом времени. Естественные монополии также нуждаются в контроле за их деятельности со стороны государства.

Практика показывает, что современные монополисты изобрели огромное количество способов монополизации рынков. Используя свое экономическое господство, они устанавливают монопольные цены, устраняют различными методами (не всегда законными) конкурентов. Крупнейшим монополистическим предприятиям присуща высокая прибыльность.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет существенную особенность. Она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в Росси, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Список литературы

1. ФЗ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г. http://base.garant.ru/10104442/

2. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Учебное пособие. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

3. Аляров С. А. «Что естественно, то и развиваем»// Российское предпринимательство 2006, №2

4. Баранов Э. Ф, Соловьев Ю. П., Посвянская Л. П. «Влияние тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляцию» // Банковское дело 2003, №2

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005

6. Бутыркин А. «Проблемы реформирования естественных монополий»// Мировая экономика и международные отношения 2003, №12

7. Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики 1995, № 11.

8. Дерипаска О. « От бедности к богатству» // Эксперт 2003, №17

9. Земляков Д.Н. Конспект лекций по курсу "Микроэкономика". Учебное пособие - Москва, 1996.

10. Ивчинков Н. Н. «Тарифы естественных монополий как фактор роста цен» // Финансовый менеджмент 2002, №2

11. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2003

12. Королькова Е.И. Естественные монополии: регулирование и конку-ренция // Экономический журнал ВШЭ 2006, №1.

13. Нельговский И. Е. « Экономические основы понятия естественных монополий»// «Черные дыры» в российском законодательстве 2004, №4

14. Покрытан П. «О регулировании монопольных тарифов»// Экономист 2006, №2

15. Петровский Е.С. Конкуренция в электроэнергетике: опыт Запада и проблемы России / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2005». Вып. 1. М.: Изд-во ГУУ, 2005.

16. Саакян Ю. Государственное регулирование естественных монополий и его границы / Ю.Саакян // Федеральный справочник. – декабрь 2008.

17. Сапир Жак «Естественные монополии: проблемы определения и контроля» // Проблемы прогнозирования 2004, №6

18. Сапожникова Н.Т. Естественная монополия: опыт реформирования электронергетики Великобритании / Н.Т.Сапожникова, С.И.Сауткин // Менеджмент в России и за рубежом 2007, №6.

19. Студенцов В. Государство и естественные монополии.// Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9.

20. Цапелик В.Е. Регулирование естественных монополий.// Общество /и экономика, 1996, № 8.

Студентки 1 курса

Кологойды Е.А.

Научный руководитель

Доц. А.С. Зарецкий

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования естественных монополий…………………………………………..……………..5

1.1 Возникновение монополий и причины их существования…….....5

1.2 Методы регулирования естественных монополий…………..….13

1.3 Проблемы функционирования монополий и способы их разрешения………………...….…………………..…….……..18

Глава 2. Антимонопольная деятельность государства: опыт России и зарубежных стран………………………….…………………….20

2.1 Антимонопольное регулирование: зарубежный опыт……….…20

2.2 Деятельность Федеральной антимонопольной службы России……………………………………………………..…….23

Заключение………………………….…………………………….….………….28

Список литературы……………………………………….……………………..30

Введение

Последняя треть XIX века ознаменовалась рядом крупных научных открытий и технологических достижений в металлургии и машиностроении, химической и электротехнической промышленности. В этот период стали внедряться новые виды машин, осуществлялись коренные изменения в энергетике, в технологии производства, возникали и развивались новые отрасли промышленности, происходили сдвиги в ее структуре. В этих условиях все более стала усиливаться концентрация производства. Монополия явление неизбежное, по словам В.И. Ленина: «громадный рост промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения производства во все более крупных предприятиях являются одной из наиболее характерных особенностей капитализма».

В нынешнем XXI веке трудно представить «западное» государство не пытающегося ограничить монополизацию рынка. Следствием появления первых монополий стало - антимонопольное законодательство. Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий - закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция, как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент мечтает стать монополистом.

К концу XIX века экономисты и правительства ведущих держав мира быстро осознали весь масштаб опасности монополий и набрались решимости начать борьбу с ними.

Но впервые монополия натолкнулась на организованное сопротивление общества. Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний - это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно: «Любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами настоящим объявляются незаконными». Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939 и 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Но монополии существуют и по ныне. Многие из них в силу ряда причин совершенно естественны. С другими, государства ведут постоянную борьбу с помощью антимонопольных законодательств. В данной работе будет рассматриваться сущность и виды монополий, а также антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Наши рекомендации