Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века»

Место проведения: МОУ-СОШ № 2, кабинет № 301.

Количество учащихся 27 человек.

Предмет: Всемирная история ХХ века.

Учитель: Биккулова Наталия Андреевна, 13 разряд (1 категория).

Цели урока:

Обучающие:

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru систематизация и углубление первоначальных представлений о причинах, объективных условиях и субъективных факторах, породивших мировой экономический кризис 1929 -1933 гг.,

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru установление причинно-следственных связей между экономической ситуацией и развитием авторитарно – тоталитарных и либерально – демократических моделей общественного развития в 30-х гг. ХХ века;

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru формирование у школьников самостоятельных оценочных выводов о характере реформ «нового курса» Ф. Рузвельта в США.

Развивающие:

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru совершенствование познавательных умений старшеклассников анализировать отдельные исторические события в контексте национальной и мировой истории, сопоставлять интерпретации и оценки важнейших исторических фактов, выявлять причины разногласий;

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru развитие критического мышления, умения видеть противоположные стороны одной и той же проблемы, выдвигать собственную версию;

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru развитие умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным проблемам.

Воспитательные:

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru формирование у учащихся ориентации на демократические ценности и неприятие форм социально – политической жизни, подавляющих личность и традиции гражданского общества:

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru развитие умения анализа исторических фактов под новым углом зрения, их интеграции в систему личностного гуманитарного знания и социального опыта.

Задачи:

· раскрыть основные противоречия мирового экономического развития, породившие кризис 1929 – 1933 гг.;

· выяснить влияние мирового экономического кризиса на общественно – политическое развитие стран Европы и США в 20-30-е годы ХХ века;

· охарактеризовать особенности мирового экономического кризиса и «Великой депрессии» в самой процветающей стране мира;

· раскрыть суть экономической теории Дж. Кейнса, причины популярности этой теории в демократических странах Европы и Америки, оценить её актуальность для современного общества;

· подвести школьников к самостоятельным оценочным выводам о результатах «нового курса» Ф. Рузвельта;

· выдвинуть собственные версии при ответе на вопрос: «новый курс» - это выход страны из мирового экономического кризиса или начало этапа социально – ориентированного развития современного капитализма»?

Тип урока: комбинированный урок

Методические приемы:

· рассказ учителя;

· изучение и анализ документов и фактов, комментирование фотодокументов, карикатур, статистических таблиц, выполнение тестовых заданий учащимися;

· использование элементов ролевой игры;

· работа с проблемным заданием;

· слайд – показ;

· ИКТ;

Формы работы:

· групповая;

· фронтальная;

· индивидуальная.

Оформление урока:

· на доске – запись темы, эпиграф, план урока;

· раздаточные материалы: тесты, таблицы для заполнения, исторические документы, словари;

· компьютерные презентации

Оборудование:

· демонстрационный экран;

· проектор;

· компьютер;

· СД «Школьный курс 2006:история», «Кирилл и Мефодий»;

· доски школьная и маркерная.

Литература:

1. Загладин Н.В. «Всеобщая история ХХ век», М., 2009г.

2. Алексашкина Л.Н. «Мир в ХХ веке. Дополнительные материалы и практикум к учебникам по новейшей истории 9-11 классы», М., 2000г.

3. Сороко – Цюпа О.С. «Мир в ХХ веке», М., 1998г.

4. Алексашкина А.Н. «1000 вопросов и ответов по истории. Школьникам и абитуриентам», М.,1997г.

5. Захарова Е.Н. «Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе», М., 2002 г.

6. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Новейшая история зарубежных стран ХХ век. Учебно-методические материалы) тесты, темы рефератов, контрольные вопросы, 9-11 классы», М., 1991 г.;

7. Алиева С.К. «Всеобщая история в таблицах и схемах», М., 2002 г.;

8. Сорока – Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. «Мир в ХХ веке. Методическое пособие 11 класс», М.,2005 г.

9. Стрелова О.Ю. «Уроки Новейшей истории, 9-11 классы», М., 2006 год.

10. Загладин Н.В., Ермакова И.А. «Всемирная история ХХ век. Материалы для учителя», М., 2006 г.

11. К.А. Соловьев «Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран», М., «Вако», 2007 г.

12. Интернет - ресурсы

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд № 1

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы начинаем изучение темы «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века». Прежде чем я озвучу тему нашего открытого урока и поставлю цель нашего сегодняшнего занятия, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Слайд № 2

2. Актуализация знаний учащихся:

- Международные отношения между 2 мировыми войнами подразделяются на 2 периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е годы. Чем отличаются эти периоды?

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru 1924 – 1929 гг. – «эра пацифизма», стабилизация социально – экономических отношений, международной ситуации (ответ возникает на доске после ответа учащегося).

Урок в теме: «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века» - student2.ru 1929 – 1939 – обострение экономических и социальных противоречий, политическое противостояние, международная напряженность.

-О первом периоде мы говорили на прошлом уроке. Почему он был назван «эрой пацифизма»?

- Версальско – Вашингтонская система была идеальной системой международных отношений?

- В 1929 году эта «эра» закончилась, началось десятилетие, на протяжении которого мир неминуемо скатывался ко второй мировой войне. А толчком послужил мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году.

Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации. По своему характеру и происхождению в целом мировой экономический кризис начала 30-х гг. был циклическим кризисом перепроизводства. Однако его исключительная разрушительная сила объяснялась тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства на стадии империализма. Главным из них был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировой войны.

Война нанесла большой урон капиталистической экономике. Ускорив развитие одних отраслей промышленности и затормозив развитие других, она деформировала сложившуюся хозяйственную структуру капиталистических стран. В годы войны оказались нарушенными мирохозяйственные связи, существенной перестройке подверглись торговые и финансовые отношения капиталистического мира.

Ускоренное первой мировой войной развитие государственно-монополистического капитализма повлекло за собой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основе произошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в хозяйственной жизни, что обусловило невозможность восстановления в полном объеме довоенных экономических отношений даже после ликвидации военного механизма государственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х гг. вполне проявились как отрицательные последствия анархии нерегулируемого капитализма, так и результата засилья монополий в экономике.

Таким образом, уникальность мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. вследствие действия всех вышеперечисленных факторов была выражена в редком сочетании ряда черт: 1) его необычайной глубины, 2) его продолжительности и 3) всеобщего характера.

Продолжительность кризиса была невиданной. Возникнув осенью 1929 г., он достиг пика своего развития лишь к середине 1932 г., но и после этого потребовалось два - три года, а в отдельных странах - и более продолжительный срок для возврата к докризисному уровню.

Общество - система, за изменениями в экономической сфере неминуемо следуют изменения в социальной, политической и духовной сфере общества: «бытие определяет сознание», ведь ещё Маркс говорил об экономике, как базисе общества.

В каждой из развитых стран в это период встал вопрос о путях выхода из кризиса, это тем более актуально в наши дни, когда современное общество переживает похожие проблемы. И модели выхода из кризиса, продемонстрированные индустриальными странами, оказались различными.

Слайд № 3

Общество – это система, и кризис в экономике повлиял и на обострение международных отношений, и на изменение политических режимов в индустриальных странах. В условиях кризиса, страны продемонстрировали 2 модели развития общества в условиях кризиса.

1. Страны, в которых были осуществлены экономические и социальные реформы (США, Великобритания, Франция)

2. Страны в которых были установлены авторитарные и тоталитарные режимы (Италия, Германия, Восточная Европа)

При изучении блока мы должны понять, почему это случилось, отчего зависело, какую модель выбрала та или иная страна.

- Не видите ли вы уже определенной закономерности в предложенной схеме?

(страны 1 эшелона – 2 эшелона, победители – обиженные).

Слайд № 4

Среди ниже перечисленных положений выберите те, которые, по вашему мнению, обусловили мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. В случае необходимости внесите в этот перечень дополнительные обстоятельства и аргументируйте свой ответ:

А) несовершенство Версальско – Вашингтонской системы послевоенного урекгулирования международных отношений;

Б) восстановление международных кредитно – финансовых и торговых отношений на основе «плана Дауэса»;

В) структурная перестройка экономики ведущих капиталистических стран Европы и США в 1920 – е гг.;

Г) усиление неравномерности темпов экономического развития капиталистических стран в 1920 – е гг;

Д) противоречия между массовым производством товаров и низкой платежеспособностью населения;

Е) ваш вариант ответа.

Новая тема

- Откройте документ №1. Перед Вами статистическая таблица. В какой из стран кризис оказался наиболее глубоким? В какой – менее? Почему? В какой начался раньше? Правильно, в США.

!!! Итак, я прошу записать тему нашего сегодняшнего урока: «Новый курс Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?» Цель нашего занятия определить особенности мирового экономического кризиса 30-х годов и его проявлений в США, самой процветающей стране мира, проанализировать модель развития американского общества в условиях кризиса и дать оценку «новому курсу», предложенному президентом США Ф.Д. Рузвельтом.

- О проявлениях мирового экономического кризиса в США нам расскажут Мирасова Мария, Агибалова Юлия и Пушная Дарья.

!!! Прошу записать первый вопрос нашего урока.

Презентация №1

1. США в годы Великой депрессии. Особенности мирового экономического кризиса в стране процветания.

Открываем документ №2.Из данных таблицы сделайте не менее двух выводов об отличиях этого кризиса от всех других.

!!!Запись: 1) продолжительность,

2) глубина

3) всеобщий характер

Всего за 1930 - 1932 гг. в стране бастовало около 850 тыс. рабочих. Еще более интенсивно развивалось в этот период движение безработных. Что интересно, что именно Коммунистическая партия взяла в свои руки организацию масс, хотя в то время она насчитывала не более десятков тыс. членов. За время «великой депрессии» усилились социалистические воззрения людей на волне безработицы, нищеты. Рядовые американцы разочаровывались в капиталистической идеологии, которая пока не смогла помочь им. В июле 1930 г. прошел первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал Национальный совет безработных, который объединил деятельность советов безработных на местах. Летом же 1930 г. Коммунистическая партия предложила законопроект о социальном страховании, получивший название «рабочего билля». Он предусматривал выплату пособий по безработице, старости или болезни в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Эти требования нашли отклик у людей, т.к. выражали желания большого количества людей.

Другим важным событием социальных движений стал поход ветеранов первой мировой войны летом 1932 г. Бывшие солдаты потребовали выплаты бонуса, т.е. компенсации за их службу в армии во время военных действий. В июне 1932 г. в Вашингтоне собралось по разным оценкам около 25 тыс. ветеранов и членов их семей. Палата представителей решила удовлетворить их требования. По настоянию президента сенат отверг билль о выплате бонуса. Это всколыхнуло движение ветеранов - они стали требовать еще и введения системы социального страхования. Тогда по приказу Гувера войска разогнали ветеранов. Участников похода разогнали, а их лагерь сожгли.

Молодежь проявила также исключительную активность. В основном ее борьба сосредоточилась вокруг закона о молодежи, который был внесен в конгресс, но так и не был принят. Центром молодежного движения стал Конгресс американской молодежи, в котором руководящую роль играл Коммунистический союз молодежи.

Президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твердого индивидуализма», решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более введении федеральной системы страхования. В лучшем случае деятели республиканской администрации соглашались с тем, что в экстраординарных условиях кризиса для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов, обычно же они возлагали эти функции исключительно на частную благотворительность. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ.

В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа демократической партии содержала в себе программу так называемого «нового курса» и, что немаловажно, обещание отменить «сухой закон», действовавший тогда в США. Поэтому некоторые политические аналитики того времени просто делили республиканцев и демократов на «сухих» и «мокрых». К тому же у демократов было большое поле для критики, что помогло им одержать победу на выборах 1932 г. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и всего лишь 59 выборщиков. Демократы получили также большинство в обеих палатах конгресса. После 12-летнего перерыва власть снова оказалась в их руках.

Человек, победивший на выборах 1932 года – кандидат от демократической партии США – Ф.Д. Рузвельт. Давайте познакомимся с этим человеком.

Презентация №2 (готовят учащиеся) Зубенко Юлия

Наши рекомендации