Система управления муниципальной недвижимостью
Понятие муниципальное образованиевошло в употребление с появлением Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 г.) и включает в себя: население, территорию (границы образования), муниципальное хозяйство, коллективный интерес, коллективные потребности, органы местного самоуправления, органы государственной власти России и ее субъекта, совокупность материальных и нематериальных возможностей территории образования, которыми может распоряжаться отнесенная к муниципальной компетенции законом.
Предметом местного самоуправленияявляются:
— правовое регулирование местного самоуправления;
— местный бюджет;
— муниципальная собственность;
— муниципальное управление.
Комплексное социально-экономическоеразвитие муниципального образования — управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (в том числе духовной) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов страны.
Управление представляет собой совокупность методов и средств направленного воздействия на процессы управления и субъекты собственности для достижения поставленных целей.
Система состоит из функциональных подсистем:
1. Планирование и прогнозирование.
2. Маркетинг.
3. Мониторинг.
4. Аудит.
5. Учет.
6. Контроль.
К подсистемам обеспечения относят:
1) нормативно-правовое;
2) информационное;
3) финансовое;
4) организационное;
5) учетно-аналитическое;
6) кадровое.
Подсистемы действуют с учетом разделения недвижимости по видам:
— земельные участки;
— нежилые помещения;
— жилищный фонд;
— предприятия промышленные, сельскохозяйственные, инфраструктура;
— общественные здания и сооружения и др.
Методы управления муниципальной недвижимостьюприведены в классификаторе и подразделяются на организационно-правовые и организационно-экономические(рис. 3.3.)
Рис. 3.3. Классификация видов управленческой деятельности
Управление недвижимостью со стороны муниципалитета имеет следующие задачи:
1. Обеспечение сохранности, рационального использования и развития муниципальной недвижимости.
2. Обеспечение местных интересов в процессе разработки и реализации комплексных программ развития муниципального образования.
3. Решение социальных задач, связанных с использованием недвижимого имущества.
4. Улучшение состояния и развитие объектов недвижимости путем портфельных и прямых инвестиций, повышение их рыночной стоимости.
5. Оптимизация издержек на содержание объектов.
6. Повышение доходности объектов недвижимости.
Управление недвижимостью,принадлежащей муниципальным структурам, сводится к следующим функциям:
* эксплуатация недвижимости;
* поддержание и сохранение качеств объекта недвижимости в соответствии с государственными требованиями;
* оказание сервисных услуг пользователям;
* взаимодействие с внешними поставщиками ресурсов и услуг (тепло, энергия, вода, телекоммуникации и др.);
* контроль за соблюдением технологических процессов в деятельности служб и внешних поставщиков ресурсов;
* контроль за денежными потоками (доходы, расходы по содержанию и обслуживанию недвижимости).
Организационная структураи состав управляющей команды МУФЗ и ЖКХ определяются в зависимости от: объемов недвижимости; региона размещения; природно-климатических условий; степени износа объектов недвижимости; уровня экономического развития региона, района и других конкретных факторов; доступности ресурсов (вода, тепло, энергия), а также от государственных и региональных решений по реформированию жилищно-коммунального характера.
Административное управлениеосуществляется за счет следующей деятельности:
1. Создание нормативной базы (законы, постановления, правила, инструкции) для регулирования функционирования рынка недвижимости в масштабах государства, региона, города.
2. Соблюдение требований к участникам рынка недвижимости: лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченным лицам по совершению сделок с объектами государственной и муниципальной собственности.
3. Определение требований к содержанию и качеству видов деятельности участников рынка недвижимости
4. Контроль за соблюдением участниками норм и правил на рынке недвижимости,
5. Введение запретов и санкций на рынке недвижимости, поддержание правопорядка.
6. Выкуп в государственную и муниципальную собственность объектов недвижимости для общественных нужд и в связи с нарушением правил рывка недвижимости.