Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.Сметное финансирование обеспечивает:достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;накладные и административно-управленческие расходы;расходы на предпринимательскую деятельность. Особенность сметы - жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета - основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств. Расходы и доходы некоммерческой организации. Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.Доходная часть сметы - это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);накладные и административно-управленческие расходы;расходы на предпринимательскую деятельность.Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими.

Вывод

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

Список литературы:

1. Соколов Б. И. Теоретические основы разработки моделей финансового менеджмента в некоммерческих организациях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5, Экономика. – 2006. - № 3. – с. 66-80.

2. Зимин Н. Благо на процент // Итоги. – 2006. 8 мая. – с. 25 27.

Наши рекомендации