Что такое профессиональный интеллект

Настоящий профессионал обладает комплексом знаний, кото­рые он должен постоянно обновлять. Профессиональный ин­теллект организации действует на четырех уровнях, представ­ленных здесь в порядке возрастания их значимости.

Когнитивное знание («что») — базовый уровень владения дис­циплиной. Профессионалы достигают его в процессе серьезно­го обучения, которое затем подтверждается сертификацией. Это знание необходимо, но отнюдь не достаточно для коммерческо­го успеха.

Передовые навыки («как») позволяют превратить «книжное знание» в эффективное исполнение. Способность применять правила той или иной дисциплины к сложным проблемам ре­ального мира — наиболее распространенный уровень навыков среди профессионалов, создающих стоимость.

Системное понимание («почему») — глубокое знание сложной «паутины» причинно-следственных связей, лежащих в основе дисциплины. Оно позволяет профессионалам, не ограничива­ясь выполнением сиюминутных задач, переходить к решению более крупных, комплексных проблем и в результате создавать исключительную стоимость. Профессионалы, обладающие сис­темным пониманием, способны предвидеть глубинные взаи­мосвязи и непрямые, неявные последствия. Высшее выражение этого свойства специалистов — хорошо развитая интуиция, на­пример мудрость опытного директора исследовательского от­дела, который инстинктивно чувствует, какие проекты и когда именно следует финансировать.

Самомотивированное творчество («зачем») — это сочета­ние воли, мотивации и способностей к адаптации ради успеха. Мотивированные творческие группы часто достигают лучших результатов, чем группы, обладающие более значительными материальными или финансовыми ресурсами. Без самомоти­вированного творчества интеллектуальные лидеры могут утра­тить преимущество, которое давало им владение знаниями. F-сли они успокоятся и перестанут развиваться, то не сумеют активно приспособиться к изменяющимся внешним условиям и особен­но к инновациям, появление которых приводит к устареванию прежних на­выков. Например, технологии моле­кулярного конструирования сегодня вытесняют в фармакологии химиче­ский скрининг. Вот почему так важен не просто высокий, а максимально высокий уровень интеллекта компа­нии. Организации, которые воспитывают в своих людях подход «зачем», не только процветают в условиях стремительных пере­мен, но и обновляют свое когнитивное знание, передовые навы­ки и системное понимание. Все это позволяет успешно конкури­ровать в новых условиях развития отрасли.

Конечно, носители интеллектуального капитала — специа­листы. Первые три уровня профессионального интеллекта мо­гут отражаться в системах, базах данных и операционных тех­нологиях организации. Четвертый уровень часто отражается в корпоративной культуре. Ценность интеллекта заметно воз­растает по мере того, как человек поднимается вверх по шка­ле от когнитивного знания к самомотивированному творчеству. Однако многие предприятия направляют практически все свои усилия на формирование базовых (даже не передовых) навыков и почти никакого внимания не уделяют системным или твор­ческим умениям.

Типичный профессионал в основном занимается совершен­ствованием, а не творчеством. Клиенты прежде всего хотят получить качественный результат— надежно и посредством самых прогрессивных технологий. Хотя иногда слышны отдельные призывы к творчеству, наибольшая часть работы, выполняе­мой больницами, разработчиками программного обеспечения или фирмами финансовых услуг, требует использования неко­торых передовых навыков для решения сходных, пусть и слож­ных, задач. Людям редко хочется видеть творческого хирурга, бухгалтера, летчика, механика или оператора АЭС. Руководи­тели, конечно, должны готовить своих специалистов к разного рода экстренным ситуациям, требующим креативного мышле­ния. Но основное внимание нужно сфокусировать на получении надежного и качественного результата.

Поскольку профессионалы обладают специальным знанием, их готовят как «элиту», они часто считают бесспорными свои суждения и по вопросам, не связанным напрямую с их деятель­ностью. Специалисты, как правило, неохотно подчиняются дру­гим людям и не поддерживают цели организации, которые не вполне соответствуют их точке зрения. Поэтому фирмы профес­сиональных услуг чаще организованы как партнерство, а не как иерархия, им бывает трудно выработать единую стратегию.

Представители каждой профессии при определении пра­вил поведения и стандартов эффективности работы склонны ссылаться на своих коллег. Они часто отказываются согласить­ся с оценкой, высказываемой теми, кто к их профессиональной группе не относится. Большинство врачей, например, сопротив­ляется попыткам повлиять на них со стороны организаций ме­дицинского обеспечения и страховых компаний. Такая позиция создает проблемы для многих организаций.

Специалисты склонны окружать себя людьми, которые разде­ляют их ценности и обладают равным опытом. Если такие «ко­коны», возникшие вокруг одной дисциплины, не «размотать», специалисты быстро замкнутся в себе, начнут сопротивлять­ся переменам и оторвутся от проблем клиентов. Например, ко­гда программисты или исследователи самоизолируются внутри крупных организаций, возникают конфликты с другими про­фессиональными группами, например отделом маркетинга или производственным.

Наши рекомендации