Что такое профессиональный интеллект
Настоящий профессионал обладает комплексом знаний, которые он должен постоянно обновлять. Профессиональный интеллект организации действует на четырех уровнях, представленных здесь в порядке возрастания их значимости.
Когнитивное знание («что») — базовый уровень владения дисциплиной. Профессионалы достигают его в процессе серьезного обучения, которое затем подтверждается сертификацией. Это знание необходимо, но отнюдь не достаточно для коммерческого успеха.
Передовые навыки («как») позволяют превратить «книжное знание» в эффективное исполнение. Способность применять правила той или иной дисциплины к сложным проблемам реального мира — наиболее распространенный уровень навыков среди профессионалов, создающих стоимость.
Системное понимание («почему») — глубокое знание сложной «паутины» причинно-следственных связей, лежащих в основе дисциплины. Оно позволяет профессионалам, не ограничиваясь выполнением сиюминутных задач, переходить к решению более крупных, комплексных проблем и в результате создавать исключительную стоимость. Профессионалы, обладающие системным пониманием, способны предвидеть глубинные взаимосвязи и непрямые, неявные последствия. Высшее выражение этого свойства специалистов — хорошо развитая интуиция, например мудрость опытного директора исследовательского отдела, который инстинктивно чувствует, какие проекты и когда именно следует финансировать.
Самомотивированное творчество («зачем») — это сочетание воли, мотивации и способностей к адаптации ради успеха. Мотивированные творческие группы часто достигают лучших результатов, чем группы, обладающие более значительными материальными или финансовыми ресурсами. Без самомотивированного творчества интеллектуальные лидеры могут утратить преимущество, которое давало им владение знаниями. F-сли они успокоятся и перестанут развиваться, то не сумеют активно приспособиться к изменяющимся внешним условиям и особенно к инновациям, появление которых приводит к устареванию прежних навыков. Например, технологии молекулярного конструирования сегодня вытесняют в фармакологии химический скрининг. Вот почему так важен не просто высокий, а максимально высокий уровень интеллекта компании. Организации, которые воспитывают в своих людях подход «зачем», не только процветают в условиях стремительных перемен, но и обновляют свое когнитивное знание, передовые навыки и системное понимание. Все это позволяет успешно конкурировать в новых условиях развития отрасли.
Конечно, носители интеллектуального капитала — специалисты. Первые три уровня профессионального интеллекта могут отражаться в системах, базах данных и операционных технологиях организации. Четвертый уровень часто отражается в корпоративной культуре. Ценность интеллекта заметно возрастает по мере того, как человек поднимается вверх по шкале от когнитивного знания к самомотивированному творчеству. Однако многие предприятия направляют практически все свои усилия на формирование базовых (даже не передовых) навыков и почти никакого внимания не уделяют системным или творческим умениям.
Типичный профессионал в основном занимается совершенствованием, а не творчеством. Клиенты прежде всего хотят получить качественный результат— надежно и посредством самых прогрессивных технологий. Хотя иногда слышны отдельные призывы к творчеству, наибольшая часть работы, выполняемой больницами, разработчиками программного обеспечения или фирмами финансовых услуг, требует использования некоторых передовых навыков для решения сходных, пусть и сложных, задач. Людям редко хочется видеть творческого хирурга, бухгалтера, летчика, механика или оператора АЭС. Руководители, конечно, должны готовить своих специалистов к разного рода экстренным ситуациям, требующим креативного мышления. Но основное внимание нужно сфокусировать на получении надежного и качественного результата.
Поскольку профессионалы обладают специальным знанием, их готовят как «элиту», они часто считают бесспорными свои суждения и по вопросам, не связанным напрямую с их деятельностью. Специалисты, как правило, неохотно подчиняются другим людям и не поддерживают цели организации, которые не вполне соответствуют их точке зрения. Поэтому фирмы профессиональных услуг чаще организованы как партнерство, а не как иерархия, им бывает трудно выработать единую стратегию.
Представители каждой профессии при определении правил поведения и стандартов эффективности работы склонны ссылаться на своих коллег. Они часто отказываются согласиться с оценкой, высказываемой теми, кто к их профессиональной группе не относится. Большинство врачей, например, сопротивляется попыткам повлиять на них со стороны организаций медицинского обеспечения и страховых компаний. Такая позиция создает проблемы для многих организаций.
Специалисты склонны окружать себя людьми, которые разделяют их ценности и обладают равным опытом. Если такие «коконы», возникшие вокруг одной дисциплины, не «размотать», специалисты быстро замкнутся в себе, начнут сопротивляться переменам и оторвутся от проблем клиентов. Например, когда программисты или исследователи самоизолируются внутри крупных организаций, возникают конфликты с другими профессиональными группами, например отделом маркетинга или производственным.