Глава 1. финансы и финансовая политика государства

О.Н. Зубова

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Учебное пособие

Красноярск

Красный Яр

УДК 336(075.8)

ББК 65.9(2)26я73

З91

Рецензенты: к.э.н., доцент И.А. Астраханцева,

к.э.н., доцент И.Н. Воробьев

З 91 Зубова О.Н.

Финансы и кредит: Учеб. пособие.- Красноярск: Красный Яр,2009. – 108 с.

В учебном пособии рассматриваются основные разделы курса “Финансы и кредит” в соответствии с государственным образовательным стандартом для экономических специальностей. Материал хорошо структурирован и дает комплексное представление о финансовой системе и ее звеньях, финансах предприятий.

Для студентов, аспирантов, практических работников, а также всех, кто интересуется современной финансовой политикой государства.

ББК 65.9(2)26я73

Учебное издание

Предисловие. 4

Глава 1. Финансы и финансовая политика государства. 5

1.1. Сущность и функции финансов, их роль в социально – экономическом развитии страны.. 5

1.2. Финансовая система: характеристика сфер и звеньев. 9

1.3. Финансовая политика: содержание и роль на современном этапе развития государства. 12

Глава 2. Управление финансами и финансовый контроль. 20

2.1. Органы управления финансами. 20

2.2. Финансовый контроль: виды, формы, методы и задачи. 23

Глава 3. Бюджетное устройство и бюджетная система. 28

3.1. Бюджетное устройство и его типы.. 28

3.2. Бюджетный федерализм. 32

3.3. Основы межбюджетных отношений. 38

Глава 4. Государственный бюджет. 42

4.1. Роль и функции государственного бюджета. 42

4.2. Доходы федерального бюджета, регионального и местных бюджетов 46

Глава 5. Внебюджетные фонды.. 56

5.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов. 56

5.2.Пенсионный фонд РФ.. 59

5.2.Фонд социального страхования РФ.. 61

5.3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.. 62

Глава 6. Государственный кредит. 67

6.1. Социально-экономическая сущность государственного

кредита. 67

6.2. Управление государственным кредитом. 71

6.3. Государственный долг и виды государственных займов. 73

Глава 7. Финансы предприятий. 77

7.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия 77

7.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал предприятия. 80

7.3. Основной капитал предприятия: экономическое содержание, состав, источники финансирования, методы оценки. 83

7.4. Оборотный капитал предприятия: экономическое.

содержание и основы.. 86

7.5. Планирование себестоимости и выручки от реализации. Классификация затрат 90

7.6. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование и использование прибыли. 94

7.7. Финансовое планирование на предприятии: содержание, цели, виды и методы 96

7.8. Анализ финансового состояния предприятия. 100

Список рекомендуемой литературы.. 108

Предисловие

Финансы всегда играли важную роль для государства, так как они являются мощным рычагом макроэкономического регулирования. Путем реализации функций финансов, соответствующей финансовой политики государство может решать самые разные задачи: поддерживать стабильность национальной валюты и финансовой системы, регулировать темпы экономического роста и стоимость кредитных ресурсов, сглаживать последствия кризисных явлений.

Использование финансового механизма позволяет обеспечивать государству стабильное поступление необходимых финансовых ресурсов в бюджетную систему для осуществления социальной политики, обеспечения обороноспособности, регулировать развитие отдельных отраслей хозяйства. Финансы во многом определяют социально-экономическое развитие страны, обеспечивают структурную перестройку экономики, эффективное использование бюджетных средств, а также повышение уровня жизни населения.

В современных условиях государство стремится выстраивать оптимальные финансовые отношения со всеми субъектами экономики, создавая им возможности и условия стабильной деятельности, обеспечивая их заинтересованность в стратегическом развитии и наращивании производственного потенциала.

Значительное влияние оказывают финансы на экономическое состояние организаций (предприятий), которые являясь налогоплательщиками, формируют бюджетный потенциал государства.

Цель данного учебного пособия – раскрыть сущность финансов на уровне государства и предприятий, выявить проблемы формирования финансовой и бюджетной систем, показать действие финансового механизма в процессе реализации государственной финансовой политики России, а также развить у читателей способность делать аналитические обобщения и видеть решение современных проблем.

Функции финансов

В современной экономической литературе выделяются следующие основные функции финансов: распределительная, регулирующая, контрольная.

Распределительная функция финансов реализуется в процессе распределения национального дохода, которое происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе и в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства.

Регулирующая функция финансов проявляется через вмешательство государства с помощью использования финансовых методов

( государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Регулируется также финансовое и бюджетное планирование. Все процессы финансового регулирования регламентируются действующим законодательством.

Контрольная функция финансов осуществляется через организацию контрольных мероприятий, проводимых субъектами контроля (органы финансового контроля) по проверке финансовых операций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов на уровне государства и хозяйствующих субъектов, с применением специфических форм и методов. Финансовый контроль обеспечивает соблюдение действующего финансового законодательства, а также эффективное и целевое использование средств централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансовый механизм

Финансовый механизм – это система управления финансовыми отношениями на уровне государства и хозяйствующих субъектов через финансовые инструменты с помощью финансовых методов. Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему, которая включает следующие элементы:

· финансовые методы (прогнозирование, планирование, финансовый учет и анализ, финансовый контроль, финансовое регулирование, ценообразование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, факторинг, трастовые операции и другие);

· финансовые инструменты (виды планов, аналитические показатели, формы безналичных расчетов, виды расчетов, формы кредитов, виды налогов, формы и виды страхования, цены, ставки, официальные курсы валют и другие);

· правовое обеспечение (Указы Президента, Постановления Правительства, законы, письма и приказы министерств и ведомств, Устав хозяйствующего субъекта);

· нормативное обеспечение ( инструкции, нормативы);

· информационное обеспечение (Различного рода внутренняя и внешняя информация).

При помощи финансового механизма государство и предприятия регулируют и выстраивают финансовые отношения друг с другом, предприятия- с поставщиками и потребителями товарно- материальных ценностей, с банками, соблюдая при этом финансовую дисциплину и руководствуясь действующим законодательством. Предприятия также формируют источники финансовых ресурсов и регулируют денежный оборот.

Таблица 1.

Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств) финансовых учреждений (посредников) США

Финансовые посредники Активы (приобретаемые финансовые продукты) Обязательства (продаваемые финансовые продукты)
Коммерческие банки Ссуды фирмам Потребительские ссуды Закладные Чековый депозит Сберегательные депозиты Срочные депозиты
Сберегательные институты Закладные Сберегательные депозиты Срочные депозиты
Кредитные союзы Потребительские ссуды Сберегательные депозиты
Компании, занимающиеся страхованием жизни Облигации компаний Закладные Полисы страхования жизни
Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев Муниципальные облигации Акции компаний Государственные ценные бумаги Полисы страхования от несчастных случаев Накопления в пенсионном фонде
Частные пенсионные фонды Акции компаний Облигации компаний Накопления в пенсионном фонде
Государственные пенсионные фонды Облигации компаний Акции компаний Государственные ценные бумаги Накопления в пенсионном фонде
Паевые фонды Акции компаний Государственные ценные бумаги Муниципальные облигации Облигации компаний Паи
Паевые фонды денежного рынка Ценные бумаги денежного рынка Паи
Финансовые компании Потребительские ссуды Ссуды фирмам Коммерческие бумаги Облигации
Федеральные агентства Правительственные ссуды Ценные бумаги федеральных агентств

1.3. Финансовая политика: содержание и роль на современном этапе развития государства

Государственная финансовая политика является частью социально-экономической политики по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций финансовая политика является частью социально – экономической политики государства представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

· разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач;

· создание адекватного финансового механизма;

· управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики определяются ее содержанием и заключаются в следующем:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации социально – экономической политики государства;

2) установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии финансовой и экономической политики;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Роль финансовой политики заключается в том, что она позволяет конкретизировать главные направления развития народного хозяйства, определить общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разработать механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

Типы финансовой политики

Выбор приоритета финансовой политики связан с особенностями этапа социально-экономического развития страны, с господствующими в обществе экономическими и финансовыми концепциями.

Анализ в историческом аспекте финансовой политики, используемой различными государствами, позволяет выделить три основные ее этапа:

· классическая финансовая политика;

· регулирующая финансовая политика;

· планово-директивная финансовая политика.

Классическая финансовая политика господствовала до конца 20-х годов XX в. и в ее основе лежали теории Адама Смита, Давида Риккардо и их последователей. Согласно их теориям, главным регулятором хозяйственных процессов выступал рыночный механизм. Государство придерживалось политики невмешательства в экономику. Следствием такой концепции были следующие направления финансовой политики:

· ограничение государственных расходов;

· обеспечение условий для формирования и пополнения равновесного сбалансированного бюджета;

· в основе налоговой системы лежали косвенные и имущественные налоги.

Система управления финансами была проста и сосредоточена, в основном, в министерстве финансов, а именно в казначействе.

Бюджетная политика

Регламентируется Бюджетным кодексом, который принят в 1998 году и введен в действие в 2000 году, бюджетным Посланием президента и другими законодательными документами.

Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, распределении расходов между различными уровнями бюджетов, источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, формах и методах управления государственным долгом. Бюджетная политика позволяет выполнять на уровне государства следующие основные функции:

· финансовое обеспечение, подкрепляющее выполнение государственных функций;

· поддержание финансовой стабильности в стране;

· обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

· создание условий для социально-экономического развития.

Стратегически цели бюджетной политики:

· обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

· развитие стимулирующих элементов бюджетной политики в рамках реформирования налоговой системы;

· существенное снижение относительных издержек функционирования государства;

· значительное снижение долговой нагрузки на экономику;

· обеспечение бездефицитности федерального бюджета.

С начала рыночных реформ и по 1999год, включительно, федеральный бюджет принимался и исполнялся с дефицитом; плановая величина дефицита составляла не более 4,5%-5% от ВВП, фактически этот показатель превышался в 1993, 1994,1998г.г. Федеральный бюджет 1999года был принят с первичным профицитом. В расходной части условно не учитывались расходы по обслуживанию и погашению государственного долга. Фактически бюджет был дефицитным. Бюджет 2000 года был принят и исполнен сбалансированным, с 2001 года и по 2008 год федеральный бюджет принимается с профицитом;

· оценка эффективности бюджетных расходов;

· постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам (под конкретные цели);

· четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;

· максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджеты всех уровней, а также ликвидация целевых внебюджетных фондов федерального бюджета;

· завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, обеспечение прозрачности финансовых потоков;

· обеспечение конкурентной основы при проведении процедуры закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Отдельные целевые установки в процессе реализации бюджетной политики были достигнуты, но эффективное использование бюджетных средств по-прежнему актуально.

Сокращение государственных расходов выразилось в резком уменьшении социальных расходов. В 1992 году расходы на социальные нужды (социальную политику) составляли около 10% расходной части федерального бюджета, в 2006г. – 4,8%, 2007г. – 3,95%, 2008г. – 4,2%. Также сократились расходы на науку, образование, здравоохранение и искусство в процентах по отношению к ВВП. Снизился размер дефицита государственного бюджета. Бюджет стал характеризоваться как профицитный.

Задачи бюджетной политики:

· обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов других уровней. недопущение принятия дефицитного бюджета без утвержденных источников финансирования;

· оптимизация структуры доходов и расходов бюджета;

· совершенствование принципов бюджетного федерализма, который представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений федеральных органов власти и управления и региональных органов власти управления в бюджетном процессе.

Налоговая политика

Анализ мировой практики налогообложения показывает следующее:

· .превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

· высокие налоги приводят к утечке капитала за рубеж;

· налоговая система должна быть открытой (понятной);

· увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к увеличению расходов по сбору налогов, к росту недоимок, штрафов;

· основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (налоги на доходы физических лиц, налог на имущество);

· косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;

· в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Учитывая и мировой и собственно российский опыт можно сформулировать основные задачи налоговой политики:

· значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

· упрощение налоговой системы;

· минимизация издержек использования и администрирование налогового законодательства;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (снижение ЕСН с 1 января 2005года с 35,6% до 26% отчасти выполнило эту задачу);

· сокращение количества налогов при одновременном повышении ответственности налогоплательщика.

Многие задачи решены в связи с ведением в действие с 1января 2001 года II части Налогового кодекса. В соответствии со II частью НК была введена единая ставка налога на доходы физических лиц.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача: создать инвесторам условия для выгодного вложения средств в экономику России.

Кредитный рейтинг России повысился в связи с выполнением обязательств по обслуживанию внешнего долга, а это означает возможность привлечения инвестиционных ресурсов на более выгодных условиях (более дешевые ресурсы и привлекаются на более длительное время).

Таможенная политика во многом зависит от бюджетной политики и направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. Результатом реализации таможенной политики является рост доли налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции в структуре доходов (налоговых) федерального бюджета.

Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России установленных Конституцией. Охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовую помощь отдельным социальным группам населения и другие направления.

Денежно-кредитная политика осуществляется по следующим направлениям:

1. Стабилизация национальной валюты, которая обеспечивается через выбор методов покрытия бюджетного дефицита, формирование золотовалютных резервов (международных резервов), а также через товарное наполнение национальной валюты товарами отечественного производства.

По состоянию на март 2009 года золотовалютные резервы (международные резервы) составили 385,3 млрд. долларов. Официальные золотовалютные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных операций. Другая важная задача золотовалютных резервов – это воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государства продает и покупает иностранную валюту. Также сделки называются валютными интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту, и для поддержания на этой основе их обменного курса и как следствие стабилизация национальной валюты (если обменный курс устанавливается в ее пользу).

В составе золотовалютных резервов России 2,58% (ноябрь 2008г.) по данным Минфина РФ составляет золото, остальная часть представлена в иностранной валюте и высоколиквидных активах. Самыми крупными держателями золотовалютных резервов являются Китай, Япония, Россия. В России на первую половину 1998 года золотовалютные резервы составляли 13млрд долларов, после кризиса – 11,3 млрд. долларов. В дальнейшем резервы значительно выросли и в ноябре 2008г. составили 484,6 млрд. долларов, что позволило Минфину осуществлять валютные интервенции в условиях финансового кризиса. Поэтому на конец 2008 года они снизились до 427 млрд. долларов.

2. Поддержание макроэкономической стабильности и регулирование инфляции через методы сбалансированности бюджета (методы покрытия бюджетного дефицита). Создание Стабилизационного фонда в 2004 году также способствовало регулированию инфляционных процессов, поддержанию макроэкономической стабильности, защите экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижению долговой нагрузки. С 1.02.08 Стабилизационный фонд разделен на две составляющие: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

3. Снижение стоимости кредитных ресурсов через изменение ставки рефинансирования и регулирование деятельности банков со стороны ЦБ. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой ЦБ учитывает векселя у коммерческих банков. Опосредованно ставка влияет на уровень стоимости кредитных ресурсов. Непосредственно на стоимость кредитных ресурсов влияет соотношение спроса и предложения. Снижение стоимости кредитных ресурсов влияет на товарную наполняемость национальной валюты, налоговые поступления в бюджет, так как предприятия, используя дешевые банковские кредиты, функционируют и создают продукцию (услуги).

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются понятия ”финансовые” отношенияи “денежные” отношения”?

2. Дайте определение финансов как экономической категории.

3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?

4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?

5. Что включает в себя понятие финансовый механизм?

6. Оцените эффективность современной денежно-кредитной политики.

Денежные фонды

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, (финансовыми ресурсами), финансирование расширенного воспроизводства, научно – технического прогресса, освоения и внедрения новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять групп:

1 группа. Фонды собственных средств:

· уставный капитал;

· добавочный капитал;

· резервный капитал;

· фонд накоплений;

· амортизационный фонд;

· прочие.

2 группа. Фонды привлеченных средств:

· фонд потребления;

· дивиденды и другие выплаты учредителям;

· доходы будущих периодов;

· резервы предстоящих расходов и платежей.

3 группа. Фонды заемных средств:

· кредиты банков;

· займы юридических и физических лиц;

· коммерческие кредиты;

· факторинг;

· лизинг;

· кредиторская задолженность;

· прочие.

4 группа. Оперативные денежные фонды:

· для выплаты заработной платы;

· для выплаты дивидендов;

· для платежей в бюджет;

· прочие.

5 группа. Денежные фонды, образуемые за счет нескольких источников:

· фонд внеоборотных активов (источники - собственные и заемные средства);

· инвестиционный фонд (источники - прибыль, амортизационный фонд, заемные средства);

· фонд оборотных средств (источники – собственные средства, кредит и займы, кредиторы, привлеченные средства);

· валютный фонд (источники – собственные и заемные средства).

Первая группа денежных фондов предприятия –это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности.

Уставный капиталпредприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (АО) равен тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, а закрытого – стократной сумме.

Добавочный капиталпредприятия включает:

· Результаты переоценки основных фондов, т.е. их дооценку

· У АО – эмиссионный доход (доход от продаж акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу)

· Безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели

· Ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений

· Поступления на пополнение оборотных средств

Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по указанным выше каналам. Основным источником являются, как правило, результаты переоценки основных фондов. Вполне естественно ежегодное увеличение уставного капитала за счет добавочного. Но многие предприятия этого, к сожалению, не делают.

Резервный капиталобразуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом. Он предназначен для покрытия убытков, а в АО еще и для погашения облигаций общества и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств.

В более широком смысле резервный фонд предприятия должен использоваться в соответствии с мировой практикой в двух направлениях:

· при недостатке оборотных средств – на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;

· при достаточности оборотных средств – на краткосрочные финансовые вложения.

7.3. Основной капитал предприятия: экономическое содержание, состав, источники финансирования, методы оценки

Капитал – это часть финансовых ресурсов, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли.

По объекту инвестирования различают основной и оборотный капитал. Основной капитал представляет собой ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды внеоборотных активов.

Состав внеоборотных активов представлен следующими частями: нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенные строительство, основные средства и другие.

Нематериальные активы представляют собой права на получение прибыли в будущем. Основные категории нематериальных активов:

· деловая репутация предприятия – «гудвилл»;

· патенты, авторские права и торговые марки;

· права собственности на арендованное имущество и его усовершенствование;

· права на разработку и затраты на разработку природных ресурсов;

· формулы, технологии и образцы (например, программное обеспечение);

· ноу – хау;

· товарный знак;

· лицензии и другие виды имущественных ценностей.

Долгосрочные финансовые вложения представляют собой затраты на долевое участие в уставном капитале в других предприятиях, на приобретение акций и облигаций на долгосрочной основе. Сюда также относятся в дочерние и зависимые общества, займы предоставленные на срок более 12 месяцев, стоимость имущества, переданного в долгосрочную аренду на праве финансового лизинга (с правом выкупа или передачи собственности на имущество по истечении срока аренды).

К незавершенным строительству относятся не оформленные актами приемки - передачи основных средств затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств и иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, затраты по отводу земельных участков, на подготовку кадров для вновь строящихся предприятий и другие).

Основные средства – это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе оборотных средств предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда независимо от срока их полезного использования.

К основным средствам относятся:

· Здания и сооружения;

· Рабочие и силовые машины, оборудование;

· Измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника;

· Транспортные средства;

· Инструмент;

· Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

· Рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятия земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

К основным средствам относятся капитальные вложения на улучшение земель

( различные виды мелиоративных работ – осушение, орошение и т.д.) и в арендованные объекты основных средств.

В различных отраслях экономики структура основных средств может значительно отличаться, так как она отражает техническую оснащенность, особенности технологии, специализации и организации производства в этих отраслях.

Основные средства – это часть имущества предприятия, переносящего свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям за несколько производственных циклов.

Источники финансирования

Финансирование процесса формирования основных средств может осуществляться за счет следующих основных источников:

· средств учредителей, передаваемых в момент создания фирмы или в процессе ее функционирования;

· собственных ресурсов предприятия, созданных в процессе его деятельности;

· средств, полученных в форме целевых банковских ссуд;

· ассигнований из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.

Источники финансирования воспроизводства основных средств подразделяются на собственные и привлеченные.

Собственные источники формирования основных средств предприятия:

· амортизация;

· износ нематериальных активов:

· прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы.

Привлеченные источники основных средств:

· кредиты банков;

· заемные средства других предприятий и организаций;

· денежные средства, получаемые от эмиссии ценных бумаг,

· паевые и иные взносы юридических и физических лиц;

· денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из централизованных инвестиционных фондов вышестоящих организаций и объединений;

· средства внебюджетных фондов;

· ассигнования из бюджетов, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе;

· средства иностранных инвесторов.

В современных условиях также активно применяется такой метод формирования основных средств предприятия, как аренда и ее разновидность – лизинг.

Методы оценки основных средств.

Основные средства имеют несколько видов денежной оценки:

· Первоначальную стоимость;

· Восстановительную стоимость;

· Остаточную стоимость.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный ( складочный) капитал фирмы, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) фирмы.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных предпринимательской фирмой по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету на предприятии по первоначальной стоимости.

Предприятие имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала фирмы.

Остаточная стоимость – это та часть основных средств, которая не перенесена на готовую продукцию, то есть это разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

7.4. Оборотный капитал предприятия: экономическое содержание и основы

Оборотный капитал– это капитал, инвестируемый предприятием (фирмой) в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Другими словами – это средства, вложенные в текущие активы (оборотные средства). Оборотный капиталкак и основной капитал, выражает определенное произведение отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Оборотный капиталучаствует непосредственно в создании новой стоимости, функционируя в процессе кругооборота всего капитала.

При этом соотношение основного и оборотного капитала влияет на величину получаемой прибыли. Оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. Поэтому с увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного капитала время оборота всего капитала сокращается, а следовательно увеличивается возможность роста новой стоимости, т.е. прибыли.

Существует понятие чистого оборотного капитала (или собственные оборотные средства). Определяется как разница текущими активами и текущими обязательствами. В нормальных условиях функционирования – эта величина положительная.

Оборотный капиталхарактеризуется не только объемом и структурой (по удельному весу), но и ликвидностью текущих активов.

Ликвидность –это скорость трансформации отдельных элементов оборотных активов в денежные средства в процессе кругооборота.

Оборотный капитал

Важным элементом в структуре оборотного капитала предприятия являются краткосрочные финансовые вложения, которые отражают объем свободных денежных средств, вкладываемых хозяйствующим субъектом в ценные бумаги (либо предоставляемых в виде займа до 1 года). В этом случае доходность можно рассматривать как относительную величину, которая определяется отношением полученного дохода по ценным краткосрочным бумагам к их рыночной стоимости (фактическим затратам на приобретение ЦБ). Доход, обеспечиваемый каким - либо активом (краткосрочными финансовыми вложениями) состоит из двух частей: дохода от изменения стоимости актива и дохода в виде полученных дивидендов.

В процессе формирования краткосрочных финансовых вложений (портфельных инвестиций) учитывается следующее обстоятельство: требуемая доходность и риск изменяются в одном направлении (пропорционального друг другу). Следовательно, необходимо учитывать инвестиционные риски как один из видов финансовых рисков.

Формирование и использование оборотных активов в процессе финансово – хозяйственной деятельности предприятия сопряжено с финансовыми рисками. Финансовые риски – это вероятность потери финансовых ресурсов, или нед

Наши рекомендации