Анализ финансовой устойчивости организации. Оценка рациональности структуры источников финансирования. Эффект финансового рычага.
Основным показателем, влияющим на финансовую устойчивость организации, является доля заёмных средств. Обычно считается, что, если заёмные средства составляют более половины средств компании, то это не очень хороший признак для финансовой устойчивости, для различных отраслей нормальная доля заёмных средств может колебаться: для торговых компаний с большими оборотами она значительно выше. Показатели: Коэффиц. автономии (коэффициент финансовой независимости) характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов.Коэффициент капитализации - это показатель, сравнивающий размер долгосрочной кредиторской задолженности с совокупными источниками долгосрочного финансирования, включающими помимо долгосрочной кредиторской задолженности собственный капитал организации. Коэффициент капитализации позволяет оценить достаточность у организации источника финансирования своей деятельности в форме собственного капитала. Коэффициент финансовой зависимости характеризует отношение заемного капитала организации ко всему капиталу (активам). Данный коэффициент относится к группе показателей, описывающих структуру капитала организации, и широко применяется на западе.Эффект финансового рычага-это эффект влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала. Это приращение к чистой рентабельности собственных средств, получаемое как следствие использования кредита, несмотря на его платность.ЭФР=(1-Т)*(ЭР – Ст%)*ЗК/СК, где Т – ставка налога на прибыль(в долях), ЭР-эк. рентабельность(%), Ст%-средняя ставка процента по кредиту,
ЭР = Прибыль от продаж/Все Активы. ЭР характеризует инвестиционную привлекательность предприятия. Хар-ет эффективность использования всего капитала, не смотря на то, что нужно еще платить % за кредит.Первая составляющая ЭФР называется дифференциалом и характеризует разницу между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам (ЭР – СРСП).Вторая составляющая – плечо финансового рычага (коэффициент финансовой активности)-отражает соотношение между заемными и собственными средствами (ЗК/СК). Чем он больше, тем больше финансовые риски.
53. Анализ деловой активности организации: система показателей, источники информации, оценка их динамики.Деловую активность можно охарактеризовать как процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности.
Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, онкурентоспособность товара и т. д.Количественная оценка даётся по следующим двум направлениям:
- исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средней величины активов;
- изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.
Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень интенсивности и эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.
Коэффициент оборачиваемости (скорость обращения) активов (Оа)характеризует интенсивность использования всех имеющихся ресурсов, показывая скорость оборота всех средств организации. Показатель можно назвать несколько иначе – отдача активов (капитала) и измерить в рублях, тогда он показывает, сколько рублей проданной продукции приносит каждый рубль активов. Повышение показателя означает более интенсивное использование активов.Период оборота позволяет рассчитать количество дней, за которые актив превращается в денежную форму.Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они измеряют доходность с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
56. Анализ взаимосвязи затрат, объема деятельности и прибыли. Методы анализа безубыточности.В широком смысле анализ «затраты – объем – прибыль» (CVP – анализ) следует рассматривать как операционный анализ, который в качестве своей основной цели ставит оценку производительности и эффективности работы организации и выработку рекомендаций для администрации предприятия. Он не ограничивается только бухгалтерской информацией. Он может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства.В узком смысле под CVP – анализом следует понимать анализ содействия доходу или анализ безубыточности.При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта.
Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода:
1. графический метод;При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”. Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки
2. метод уравненияоснован на исчислении прибыли (имеется ввиду экономическое понятие прибыли) по следующей формуле: П = ВР – Зпер – З пост, где ВР - выручка от реализации продукции (объем продаж умноженный на цену реализации единицы продукции; ЗПЕР - переменные затраты на этот же объем реализации (объем продаж умноженный на переменные затраты на единицу; ЗПОСТ - все постоянные затраты предприятия за определенный период времени.
Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю и получаем следующее равенство: ВР = Зпер + Зпост
3. метод маржинального дохода. Под маржинальной прибылью понимается разница между полученными доходами и переменными расходами. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.