Показатели прибыли и рентабельности
Показатели прибыли – по конструкции являются результирующим показателем распределения продукта, но не в натурально-вещественной форме, а в виде реализованной стоимости. Последнюю представляют показатели выручки предприятия в целом и по видам реализуемой продукции.
Поэтому прибыль определяется согласно: .
Вследствие этого прибыль - это показатель финансового результата от реализации продукции.
Учитывая сложный характер отношений по поводу деятельности производственной структуры, формирование финансового результата отражает система показателей прибыли, которая в общем виде представлена на рис. и системы уравнений взаимосвязи показателей.
Прибыль валовая ,
где - себестоимость производства - аналог производственной себестоимости, не учитывает коммерческие расходы , связанные с продвижением продукта на рынке и управленческие расходы , связанные в осуществлением общего управления на предприятии (администрация)
Прибыль от реализации продукта ;
Прибыль балансовая ,
где - субсидии в виде субсидий на продукты и субсидий на факторы производства ;
Налогооблагаемая прибыль ,
где - доходы и расходы по операционной деятельности, - доходы и расходы по внереализационной деятельности.
Прибыль в распоряжении предприятий - ,
где - налог на прибыль.
Рис.Взаимосвязь показателей прибыли организации
Для характеристики особенностей формирования прибыли предприятия используются показатели - относительные величины координации (пропорциональности).
Поэтому описание механизма формирования показателей прибыли принимает следующий вид:
;
, где ; ;
, где ; ;
, где ; ;
; ;
, где .
Таблица. Показатели доходов и расходов предприятий отрасли
Наименование показателей | тыс.руб | Относительные показатели | |
Выручка от реализации продуктов и услуг (за минусом налогов на продукты) | |||
Себестоимость проданных товаров и услуг | |||
Валовая прибыль | |||
Коммерческие расходы | 0,009631 | ||
Управленческие расходы | - | ||
Прибыль от продаж | |||
Финансирование из бюджета - субсидии на возмещение потерь в связи с регулированием цен | 0,1258 | ||
Балансовая прибыль | |||
Операционные доходы – всего | 0,1748 | ||
Операционные расходы – всего | 0,5815 | ||
Внереализационные доходы – всего | 0,2499 | ||
Внереализационные расходы – всего | 0,2488 | ||
Прибыль до налогооблажения | |||
Налоги на прибыль | 0,2733 | ||
Чистая прибыль |
Проверка:
=[1+(0,1748-0,5815)+(0,2499-0,2488)] (1-0,2733) 3373187=0.5933 0.7267 3373187=1457353 тыс.руб.
Рентабельность -это мера эффективности производства с позиций финансового результата. При этом прибыль как показатель финансового результата сравнивается с иными показателями, характеризующими производство и реализацию продукта.
Рентабельность продукции – относительный размер прибыли, приходящийся на единичный объем затрат (расходов, издержек производства).
.
Тогда: по прибыли от продаж (от выручки)
по прибыли балансовой (с учетом субсидий)
Рентабельность выручки – относительный размер прибыли на единичный объем выручки от реализации продукции. .
Тогда по выручке от продаж .
Рентабельность производства - относительный размер прибыли на единичный объем стоимости производственных фондов, представленных основными производственными фондами, нематериальными активами, запасами материальных оборотных средств. По существу это показатель рентабельности капитальных ресурсов
,
где среднегодовая стоимость капитальных ресурсов , характеризует совокупность основных средств, нематериальных активов, запасов материальных оборотных средств в виде запасов сырья, материалов, топлива, продукции незавершенного производства (в транспортном производстве нет), готовой продукции (в транспортном производстве нет), товаров, предназначенных для продажи (в торговле).
Для изучения механизма формирования уровня рентабельности большое значение имеет описание его в форме модели.
,
- себестоимость реализованной продукции в расчете на единицу ее рыночной стоимости (руб/руб), а является показателем доходности затрат: какая выручка (рублей) имеет место с одного рубля затрат,
,
принимая во внимание в дальнейшем, что и по меньшей мере.
Рассчитав: , имеем:
.
.
На железнодорожном транспорте система показателей прибыли и рентабельности формируется с учетом возможности представления на уровне показателей выручки и эксплуатационных расходов отдельных видов перевозок (видов деятельности).
Прибыль железнодорожного транспорта – это прибыль, полученная в результате производства и реализации услуг транспорта. Определяется с учетом субсидирования и без. Последнее важно при изучении роли тарифов в формировании финансового результата и роли субсидий в повышении прибыльности транспорта.
Например, для пригородных пассажирских перевозок имеет место система показателей:
Прибыль от перевозок по выручке (без учета субсидирования):
Прибыль от перевозок по доходам (с учетом субсидирования):
При этом факторная модель последней принимает вид:
если субсидирование рассматривать как механизм компенсации убытков
,
где - удельный размер субсидий на единичный объем убытков (прибыли малорентабельного производства) пригородного транспорта;
если субсидирование рассматривать как механизм возмещения недобора выручки из-за регулирования тарифов
,
где - удельный размер субсидий на рубль выручки от реализации услуг пригородного транспорта.
Аналогично для показателей прибыли по остальным видам перевозок.
Механизм формирования прибыли от перевозок, рассчитываемой как , в наиболее агрегированной форме принимает вид;
,
представляя совокупность видов перевозок в виде средних из значений по видам перевозок:
; ;
и суммарного объема продукции видов транспорта: .
в более детализированной форме, различая прибыль по отдельным видам перевозок:
,
где и - удельный размер прибыли на единичный объем перевозок в целом и по видам (мера прибыльности).
Заметим, что такая система показателей может быть рассчитана для финансовых результатов с учетом или без учета субсидирования.
Особое место занимают показатели финансовых результатов предприятий железнодорожного транспорта, в силу того положения, что они осуществляют перевозочную деятельность и заняты иными видами деятельности, классифицируемыми как подсобно-вспомагательная деятельность.
Поэтому для предприятий ж.-д.транспорта имеем
где - прибыль от перевозок (см. выше), - прибыль от подсобно - вспомогательной деятельности:
где . доходы и расходы по подсобно-вспомогательной деятельности в целом и по видам,
не исключая по возможности такого представления
.
Рентабельность перевозок – удельный объем прибыли на один рубль эксплуатационных расходов.
может быть представлена как средняя из показателей рентабельности –убыточности конкретных видов перевозок
Для предприятий рентабельность производства рассчитывается согласно:
И по существу является средней из рентабельности перевозок и рентабельности подсобно-вспомогательной деятельности
.
с учетом доли (удельного веса) расходов на перевозки и на подсобно-вспомогательную деятельность.
Таблица. Показатели деятельности предприятий железнодорожного транспорта
Наименование показателей | Период | Перевозки - основной вид деятельности | В том числе по видам перевозок | ||
грузовые | пассажирск. дальние | пассажирск. пригородн. | |||
Продукция транспорта, млн. ткм привед., ткм, пасс-км | Базисный Текущий Темп роста,% | 102,29 | З1500 102,54 | 102,32 | 101,18 |
Расходы, млн. руб. | Базисный Текущий Темп роста,% | 12040,0 14769,6 122,67 | 7424,5 9112,1 122,73 | 2059,1 2545,6 123,63 | 2556,5 3111,9 121,73 |
Себестоимость перевозок, коп/10ткм, пасс-км | Базисный Текущий Темп роста,% | 278,06 333,46 119,92 | 235,70 282,11 119,69 | 447,15 540,25 120,82 | 355,31 427,46 120,31 |
Сравнительный уровень себестоимости | Базисный Текущий Темп роста,% | 1,00000 1,00000 100,00 | 0,84766 0,84601 99,81 | 1,60811 1,62013 100,85 | 1,27782 1,28189 100,32 |
Прибыль (убытки) от перевозок, млн.руб. | Базисный Текущий Темп роста,% | 2367,2 2667,9 112,70 | 4754,3 5495,0 115,58 | -745,1 -814,9 109,37 | -1642,0 -2012,2 122,55 |
Субсидии из бюджетов млн. руб. | Базисный Текущий Темп роста,% | 286,5 376,7 131,48 | 5,4 11,4 211,11 | 3,8 10,7 281,58 | 277,4 354,6 155,94 |
Прибыль с учетом субсидий, млн. руб. | Базисный Текущий Темп роста,% | 2653,7 3044,6 114,73 | 4759,7 5506,4 115,69 | -741,4 -804,2 108,47 | -1364,6 -1657,6 121,47 |
Рентабельность (убыточность) перевозок, руб./руб. | Базисный Текущий Темп роста,% | 0,22041 0,20614 93,53 | 0,64108 0,60430 94,26 | -0,36006 -0,31592 87,74 | -0,53378 -0,53266 99,79 |
Как можно видеть, рентабельность перевозок снизилась и составила 93,53% от базисного уровня.
Согласно факторной модели рентабельности как средней величины:
,
это произошло в связи с изменением рентабельности (убыточности) конкретных видов перевозок, а также со структурными сдвигами в общем объеме эксплуатационных расходов, как реакции на изменение структуры общего объема перевозок и соотношения между уровнями себестоимости конкретных видов перевозок.
Анализ динамики средней рентабельности перевозок опирается на сформированного в ходе моделирования методом последовательного изменения факторов следующего ряда средних уровней:
;
;
;
,
на основе которых рассчитываются показатели-оценки влияния факторов:
изменение структуры перевозок ; ;
различий в динамике себестоимости перевозок по видам ; ;
изменение структуры эксплуатационных расходов ; ;
изменение рентабельности перевозок по видам ; .
Для нашего примера (руб/руб):
0,22041
0,20614 .
Тогда рассчитаем показатели-оценки:
; ;
; ;
; ;
имея в виду, что ;
;
; ;
причем в части грузовых перевозок ;
в части пассажирских дальних перевозок ;
в части пассажирских пригородных перевозок .
Контроль расчетов:
;
( см. табл);..
.
Платежный баланс
Платежный баланс - это система показателей запасов и движения денежных средств. Поэтому имеет структуру:
Запас денежных средств на начало периода + Приток денежных средств за период =
= Отток денежных средств за период + Запас денежных средств на конец периода.
При этом система показателей платежного баланса должна отражать реальные процессы в сфере денежного обращения с такой глубиной и полнотой, которые обеспечивают необходимый для высокоэффективного управления объем информационных, объяснительных, эвристических и прогностических функций.
К системе показателей платежного баланса предъявляются следующие требования: отразить в организационном, экономическом, отраслевом и территориальном отношениях размещение денежных ресурсов, разнообразие источников поступления (притока) и направлений расходования (оттока) денежных средств.
Разнообразие в экономическом отношении основано на отражении многообразия экономических операций, которые связаны с приобретением ресурсов производства, реализацией результатов производства, образованием, распределением и использованием доходов и накоплений (в том числе и заимствованных на стороне), и которые обслуживаются системой денежных отношений (финансовой системой). Поэтому платежный баланс железнодорожного предприятия включает показатели, представляющие:
движение денежных средств по текущей деятельности, обеспечивающее выполнение основных производственно-хозяйственных функций:
в части поступления денежных средств:
- поступления от реализации услуг по перевозкам,
- поступления за ремонт подвижного состава на сторону,
- поступления от прочих видов деятельности,
- поступления прочих доходов,
- поступления целевого финансирования на текущие цели,
в части направления денежных средств:
- выплаты по заработной плате,
- уплату налоговых платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды,
- оплату всех видов ремонта, выполняемых сторонними организациями,
- выплаты поставщикам и подрядчикам,
- выплаты сторонним исполнителям отдельных видов работ и услуг, обеспечивающих текущую деятельность,
- прочие расходы,
- возврат выручки по услугам, перевыставляемым ОАО «РЖД» и другим соисполнителям,
- расходы на погашение просроченной кредиторской задолженности;
движение денежных средств по инвестиционной деятельности, обслуживающее деятельность по расширенному воспроизводству основных средств и нематериальных активов, и финансовым вложениям:
в части поступления денежных средств:
- выручку от реализации внеоборотных активов,
- поступления от реализации финансовых вложений и иных оборотных активов,
- проценты к получению,
- поступления целевого финансирования на инвестиционные цели,
- прочие поступления,
в части направления денежных средств:
- расходы на приобретение основных средств,
- расходы на модернизацию подвижного состава,
- расходы на производство основных средств для собственных нужд,
- расходы на финансовые вложения (вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги (облигации, векселя), предоставленные займы, депозитные вклады, в том числе проценты по депозитным вкладам),
- прочие расходы по инвестиционной деятельности (в том числе на капитальное строительство объектов основных средств);
движение денежных средств по финансовой деятельности, связанное с осуществлением внешнего финансирования, призванного увеличивать денежные средства для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности;
в части поступления денежных средств:
- получение долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов,
- прочие поступления по финансовой деятельности, в том числе от эмиссии акций и целевое финансирование на финансовую деятельность,
в части направления денежных средств:
- погашение кредитов и займов,
- выплату дивидендов,
- прочие расходы, в том числе погашение векселей.
В отраслевом отношении многообразие формируется за счет выделения конкретных видов деятельности, представляющих отрасли, для которых характер процессов притока и оттока денежных средств имеет столь существенные особенности, что с неизбежностью ставит проблемы их обязательного учета в процессе управления ими.
В условиях сложной корпоративной системы, какой является, например, ОАО «Российские железные дороги» организационный аспект отражает наличие системы взаимодействующих хозяйствующих субъектов различного уровня общности. Поэтому формируется единая система платежных балансов с элементами:
Платежный баланс ОАО, включающий сводный платежный баланс филиалов (железных дорог) и других структурных единиц (функциональных и отраслевых филиалов), в обобщенном виде отражающий функционирование присущих им денежных систем, центральный платежный баланс, отражающий процессы денежного обращения системы головной организации, консолидированный платежный баланс, обобщающий на принципах консолидации платежный сводный и центральный балансы,
Платежный баланс филиала соответствующего уровня, включающий сводный платежный баланс филиалов низового уровня и других структурных единиц, центральный платежный баланс, консолидированный платежный баланс.
Платежный баланс структурного подразделения.
Особенностью такой системы платежных балансов состоит в том, что в ней представлены не только отношения общности (часть - целое), но и, это очень важно, взаимодействия между денежными системами хозяйствующих объектов и по вертикали и по горизонтали.
Принцип консолидации в случае платежных балансов означает не просто обобщение одноименных показателей в их множестве, которые являются содержанием отчетных платежных балансах структурных единиц, включая сам аппарат данного уровня управления, а формирование новой системы показателей как содержание консолидированного сводного платежного баланса.
Такая система показателей исключает всякую возможность представления любых доходов и расходов, возникающих в результате взаимных расчетов между вышестоящим и нижестоящими структурными подразделениями, а также взаимных расчетов нижестоящих структурных подразделений между собой. В силу этого не показываются перечисление доходов с расчетных счетов структурных подразделений данного подчинения на расчетный счет данной организации; перечисление с расчетных счетов данной организации на расчетные счета нижестоящих структурных подразделений в порядке финансирования текущих расходов, а также перечисления возможных транзитных платежей. В результате такой консолидации, функционирование финансовой системы структурной единицы любого уровня представляется показателями общих запасов денежных средств и потоков только тех денежных и неденежных средств, которые поступают в систему из соответствующих источников и выбывают из системы по конкретным направлениям использования.
В условиях сложившейся системы производственных отношений между элементами ОАО «РЖД» различного уровня, платежный баланс объективно отражает операции, которые не связаны с движением денежных средств. К ним отнесятся операции
централизованной оплаты работ и услуг головным подразделением в рамках внутрихозяйственного финансирования текущей деятельности,
централизованного финансирования целевых программ ОАО «РЖД» (в размерах, относимых на долю филиала);
централизованные закупки товарно-материальных ценностей Росжелдорснабом в размере поступления этих средств в филиал;
оплаты работ, услуг, закупок товарно-материальных ценностей другими филиалами за филиал-бюджетодержатель.
Без отражения этой группы отношений невозможно полное описание экономической деятельности как системы потоков и запасов в их разнообразии, отображаемой в системах экономического учета, включая бухгалтерский учет.
В силу этого показатели платежного баланса отражают финансовые потоки, представленные потоками денежных средств, формируя платежный баланс денежных средств, и потоками централизованных и экстерриториальных платежей и поставок, формируя баланс неденежных операций.
Качественные особенности процессов, представленных системой показателей – абсолютных величин, отражают показатели – относительные величины: относительные величины структуры и относительные величины координации. Последние важны в первую очередь как характеристики пропорциональности между денежными потоками и запасами в их разнообразии.