Инновации. Их свойства. Классификация, диффузия инноваций. Инновационный ме-т: понятие, цели, задачи, функции.
Инновация- конечный результат ИД, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемый на рынке, нового или усовершенствованно тех.процесса, используемого в практической деятельности.
Свойства инновации:Человекоемкость- иннов.дея.- ключевым звеном ИП являются человеческие ресурсы, которые генерируют и реализуют новые идеи, необходимо разработать более гибкую политику управления персоналом, устранить негативное отношение к нововведению.
Неопределенность и риски инновационного процесса- все риски связанные с ИП присутствуют на каждом этапе , риски не внедрения. Финансовые риски.
Способность инициировать структурные изменения- разработка и внедрение инновации могут существенно влиять на изменение структуры рынка, отрасли, экономики
Классификация И.: можно проклассифицировать инновация 1. по степени новизны. Инновация подразделяется на первичные и вторичные.
Первичныеподразделяются на инновации Первой волны- первичное использование новой идеи, часто являющейся следствием очередного витка НТП. Инновация второй волны- внесение глубоких качественных изменений в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке.
Вторичныепредставляют новизну только для фирмы, их инициирующих ( представляют новизну для фирмы если даже уже существует аналогичный продукт на рынке)
2. К-ция инноваций по объектуподразделяется на
Продуктовые: - совершенно новый товар; - модернизированный товар(МОДЕРНИЗАЦИ- усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.); - модифицированный товар(МОДИФИКАЦИ - 1) внесение прогрессивных изменений, преобразование производства, технологии, производимой продукции, создание улучшенного варианта, новой модели; 2) видоизмененная модель изделия, машины.);-товар новой сферы потребления.
Маркетинговые: новые методы маркетингового исследования; -построение новых каналов сбыта; - новая ценовая политика.
Управленческие: - новые формы и принципы оплаты труда; -новые концепции развития корпоративной культуры.
Технологические: амортизация, компьютеризация, роботизация производства.
3. Кла-ция инновации по причинам поведения: подразделяются на Стратегические(опережение)- предвиденье возможных перемен во внешней среде, и их стимулирование, направленное на создание в бедующем конкурентных преимуществ.
Адаптационная- реагирование на произошедшее во внешней среде изменения и адаптация к ним , с целью сохранение или возможного усиления эффективности х\д.
Диффузией инновации называют -равновесное распространение инноваций в деловых циклах научно-технологической, производственной и организационно-экономической деятельности. Диффузия инноваций можно осуществиться в коммерческой форме (лицензированные соглашения, патенты; совместные промышленно-университеты научные-исследовательские центры.) и некоммерческую форму( международный научный обмен)
Инновационный менеджмент- представляет собой особый вид управленческой деятельности по определению направлений, организации и координации разработки и внедрения коммерциализуемых материалов- технологически новшества, т.е инновации.
Цельинновационного менеджмента- обеспечение долгосрочного эффективного функционирования предприятия на рынке.
Задачи: -увеличение рыночной доли;
-выход на новые целевые рынки
-создание имиджа гибкой инновативной компании
-диверсификация деятельности
Основные функции инн.менеджмента.
Планирование.
Осн.задачи планирования инн.деятельности:
1.Выбор перспективной инн.стратегии
2.Формирование оптим-го портфел инноваций
3.Формирование соц.экон, орг-техн мероприятий по обеспеч.выполнения планов.
Планирование ИД имеет свои особенности:большая неопределенность плановых ситуаций, хзначит риск вложения инвестиций, неподготовленность персонала и инфраструктуры и возможная смена объекта и предмета исследования.
Поэтому цели и задачи ИНН деят-ти должны носить нечеткий, размытый хар-р.
Организация.
Осн.цель – создание реальных условий для достиж поставленных целей и задач.
Задачи: создание эф.орг.структуры производства и управления; создание условий для формирования культуры компании, к-ая хар-ся высокой чувствительностью к изменениям.
Координация.
Гл.задача – достиж.согласованности в работе всех звеньев организации, путем установления рац.связей м/у ними.Ценрт тяжести по координации инн.деятельности смещается на тактический и оперативный уровни управлдения соотв.ключевые фигуры по координации инн.подразделения и менеджеры инн.проектов.
Контроль.
Ключевым явл контроль 3 осн параметров инн.проектов:время(проект должен быть выполнен в установл сроки), затраты(соблюдение бюджета проекта), качество(соблюдение требуемых хар-к проекта).
Обеспечивающие ф-ии.
Мотивация.
Осн.задачи – стимулирование творческой активности персонала, снижается сопротивление инновациям.
Вышеназванные ф-ии реализ.на 3 ур:
-стратегическом
-тактическом
-оперативном.
90. Прогнозирование и планирование инноваций. Инновационные стратегии.
Под прогнозирование понимается предплановая стадия работы где отвечают на 2 основных вопроса:
- прогнозирование последствий инноваций
- прогнозирование обеспечений инноваций
Инновации требуют соответствующего обеспечения: информационного, технического, финансового, кадрового.
Прогнозирование социальных и экономических последствий предполагает прогнозирование инноваций и учет экологического фактора, т.е. любое нововведение на стадии опытного образца следует подвергать эколог. экспертизе.
Соц. последствия инноваций необходимо рассматривать по следующим направлениям:
- изменение требований к деятельности персонала
- повышение требований к квалификации работников
- возможности переобучения работников на новые специальности
Планирование – состоит из стратегического и текущего.
Стратегическое заключается в выборе инновационной стратегии и формирования портфеля инновационных проектов в рамках выбранной стратегии.
Цель стратегического планирования – создание долгосрочного преимущества организации на рынке.
Задачи: построение схемы инновационного поведения О на рынке.
Основной метод стратегического планирования - постоянная адаптация О к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.
Текущее планирование заключается в разработке плановых мероприятий по реализации конкретных инновационных проектов (бизнес-планы, планы подразделений, фин-ые планы, бюджеты проектов).
Стратегия- совокупность взаимосвязанных выдов поведения позволяющих О позиционировать себя в окружающей среде. Всё многообразие инновационных стратегий делят на 2 группы:
- стратегия технологического лидера
- стратегия последователя
В зависимости от научно технологической политики О выделяют следующие виды стратегий:
1. Наступательная – основана на принципах предпринимательской конкуренции, свойственна малым инновационным К (венчурные Ф).
2. Оборонительная – направлена на удержание конкурентных позиций на имеющихся рынках, требует интенсивных НИОКР
3. Имитационная
Базовые (эталонные) стратегии роста:
- стратегия интенсивного роста
- стратегия интеграционного развития
- стратегия диверсификации
- стратегия сокращения
- Стратегия интенсивного роста – О наращивает свой потенциал путем лучшего использования внутренних сил и использования возможностей внешней среды.
Субстратегии:
а) существующий товар на существующем рынке – более глубокое проникновение
б) новый товар – старый рынок (продуктовая инновационная стратегия) – разрабатывается новый товар с новыми потребительскими возможностями на старом рынке.
в) старый товар – новый рынок (маркетинговая инновационная стратегия) – направлена на реализацию известного товара на новый рынок
- Стратегия интеграционного развития:
а) вертикальная интеграция с поставщиками (слияние, поглащение, альянсы с поставщиками мат-ых ресурсов).
б) вертикальная интеграция с потребителями (слияние, поглащение, альянсы с потребителями и посредниками сбытовой сети).
в) горизонтальная интеграция взаимодействия с конкурентами.
- Стратегия сокращения – О выявляет и сокращает не целесообразные издержки:
а) управленческая – изменение орг. структуры и ликвидация отдельных звеньев.
б) локальная – направлена на управление с/с.
в) технологическая – предполагает изменение технологического цикла.
- Стратегия диверсификации – расширение сфер деятельности
а) горизонтальную
б) вертикальную
в) интеграционную
Диверсификация деятельности – расширение сфер деятельности К, за счет создания новых направлений деятельности.
Горизонтальную диверсификацию считают более эффективной и конкурентоспособной, т.к. при этом наилучшим образом реализуется принцип синергизма, т.е. снижение производственных и маркетинговых затрат путем использования единых технологий, систем снабжения и сбыта, рекламы, целевых рынков, корпоративного бренда.